Керамика: глина, из которой лепят стиль
Когда бог слепил человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусок.
— Скажи, что слепить тебе из него? — спросил он человека.
— Слепи мне счастье, — попросил тот в ответ. Ничего не сказал на это бог и только вложил оставшийся кусочек глины в ладонь человеку. Так гласит притча. И до сих пор до конца неизвестно, как распорядился человек этим кусочком, вылепил он собственное счастье или нет. Зато мы точно уверены: одно его глиняное изобретение многие века пользуется спросом — это керамическая плитка. Только теперь возможностей её применения стало гораздо больше. Об элитной керамике в современном интерьере мы поговорили с владелицей салона плитки My way Людмилой Рябцевой.
— Керамическая плитка имеет огромнейшую историю, которая насчитывает несколько тысячелетий. Скажем, первые образцы мозаик были найдены ещё в древней Месопотамии. Однако наряду с этим всего пару десятилетий назад керамическая плитка в России считалась не более чем отделочным материалом, основное применение которого — облицовка кухни или ванной. Ситуация изменилась с появлением на отечественном рынке западных производителей, которые и сформировали понятие керамики элит-класса. Людмила, можно ли
— Во-первых, это толщина плитки. У элитной керамики, предназначенной для отделки стен, толщина не должна превышать 7 мм. Во-вторых, значительная часть декоративных элементов в коллекциях выполняются вручную. Компании, работающие в недорогом и среднем сегменте, не могут себе этого позволить. Иногда у покупателей возникает вопрос, почему декоративный элемент — бордюр или колонна — стоит так дорого? Ответ прост: такие детали вырезаются вручную маленькими шпательками и всевозможными художественными принадлежностями.
Это многочасовая, кропотливая работа. Если присмотреться, на некоторых детальках можно обнаружить едва заметные «автографы» авторов— отпечатки пальцев мастера. Также вручную воссоздаётся фактура дерева на плитке, даже декоративная резка бывает hand made. И это ценится во всём мире!
— Легко представить отличие штампованного ламината от природного рисунка на паркете: для первого характерны регулярные повторения, второй — уникален. А чем привлекает неповторимость декоративных элементов на плитке? Разве это заметно, что элемент создан в единственном экземпляре?
— Тот, кто умеет ценить роскошь, сразу отличит hand made от штамповки. Даже очень высокого качества. Например, сейчас высокое развитие получили технологии фотопечати. Основное преимущество такой плитки — абсолютная точность при стыковке элементов рисунка. Если же орнамент или цветок на плитке нарисован вручную, идеальное повторение невозможно. Однако в этом и заключается неповторимый шарм рукотворного изделия, способного подчеркнуть уникальность
вашего интерьера.
Русская плитка из… итальянской глины
— А российскую плитку от импортной отличить можно? В чём преуспели отечественные производители, а в чём пока уступают западным коллегам?
— Немногие российские производители способны конкурировать с западными по уровню качества керамики и дизайнерского исполнения коллекций. Несмотря на то что и в России давно используется импортное оборудование…
В частности, до сих пор российские производители не могут тягаться со своими европейскими коллегами в размерах керамики. За рубежом плитка с параметрами три метра на полтора метра выпускается последние десять лет. В России плитку метр двадцать на метр двадцать впервые представил на выставке в 2016 году уральский завод «Керамика будущего», метр шестьдесят на метр двадцать — достижение отечественного бренда Kerama Marazzi. К тому же широкоформатная плитка «премиальной» толщины изготавливается исключительно из белой глины, которую производители покупают за рубежом. Цена сырья (вместе с курсом евро!) возросла практически в два раза, что, в свою очередь, отразилось на стоимости готовой продукции. Порой российская керамика стоит столько же, сколько
и итальянская плитка.
Многие европейские производители давно применяют технику двойного глазурирования. А противоскользящие свойства плитки улучшает прозрачное каучуковое покрытие. В нашей стране двойное глазурирование используют лишь несколько фабрик, и те сравнительно недавно.
Серьёзно отличается гидравлическая резка на российском и импортном оборудовании. В России до сих пор не принято срезать кромку: боятся сколов на глазури. А кромка — это лишние миллиметры линии шва. Чем больше кромка, тем дальше от идеала укладка плитки.
Коллекции плитки премиум-класса, как правило, «долгоиграющие». Разрабатываются они на 15–20 лет. И в них всё рассчитано на то, чтобы человеку эта картинка, стиль, дизайн не разонравились. Состоят они из признанных хитов — имитация дерева, натурального камня, паркетной доски. Это то, что будет востребовано многие годы вперёд. К сожалению, отечественные дизайнеры при создании своих коллекций слишком увлекаются сиюминутными веяниями моды. Мы пока не привыкли делать на века. К тому же в импортных коллекциях к одной и той же плитке можно подобрать декор в стиле хайтек, классика, подражание античности, модерну… В России тоже изготавливают керамику в разных стилях: от лофта до барокко. Однако очень редко в рамках одного собрания.
— Если, по вашим словам, премиум-класс составляет в основном импортная керамика, как отреагировал рынок на повышение курса валют? Чем пришлось пожертвовать продавцам и производителям, чтобы сделать роскошь более доступной?
— Импортных фабрик очень и очень много. История многих начиналась с кустарного производства, да и сейчас это небольшие заводики, с маленькими печами, скромным штатом, но, главное, с вековыми традициями. Чтобы покупатели не хватались за голову, глядя на повышение цен, мы стараемся искать новые фабрики, открывать новые имена. И не только европейских производителей. Если раньше к китайской керамической плитке многие относились с нескрываемым сомнением,
то сейчас восточные фабрики завоёвывают репутацию серьёзных игроков на рынке. Скажем, мастера из Поднебесной преуспели в передаче фактуры натурального камня. На мой взгляд, в этом им нет равных. Крупные заводы (в основном из Польши и Испании) предлагают солидные скидки и выгодные акции для российских клиентов. Активно развиваются в сложившихся экономических условиях российские производители. Качественную керамику по доступной цене и без привязки к курсу евро/доллара предлагают бренды Kerama Marazzi, признанный отечественный лидер в области производства керамогранита фабрика Estima, Уральский завод керамических изделий, производитель керамогранита и напольной плитки Italon. Хотя главный совет, которым я могу поделиться со своими покупателями: если пугает цена — немного подождите. Как показывает практика, вариант обязательно найдётся.
Керамика, которая «притворяется» цементом
— Вы часто посещаете специализированные выставки. Поделитесь собственными наблюдениями относительно модных тенденций, характерных для рынка керамической плитки.
— Прежде всего, это имитация натуральных фактур — дерева, камня, металла, бетона. Домовладельцы желают, чтобы керамическая плитка, имитирующая паркет, внешне совершенно не отличалась от оригинала. Производителям удалось удовлетворить эту потребность. Лидеры рынка славятся большими форматами плитки, и это ещё одна актуальная рыночная тенденция. И востребованный продукт!
Коллекции премиум-класса характеризуются гармонично подобранным сочетанием цветов и фактур, с плавным переходом с пола на стены. В этом выражается ещё один тренд — забота о покупателе. Коллекции разработаны таким образом, что их можно смело использовать в интерьере, не прибегая к услугам профессионального дизайнера. Всё заранее гармонично подобрано и продумано специалистами фабрик.
И как частная тенденция — использование керамической плитки в качестве столешницы. По надёжности этот материал не уступает натуральному камню, а по цене немногим превосходит столешницу из ДСП.
— Какое необычное применение керамической плитке находят современные дизайнеры?
— Декоративные мозаичные вставки на креслах и диванах, украшения для штор, цветочные горшки… Чего только не увидишь на выставках и в каталогах! Морозоустойчивая плитка украшает многие фасады. Керамическую плитку используют даже на потолке. Сейчас это очень распространённое веяние.
— Не совсем понятно, зачем плитка на потолке? Какого эффекта это позволяет добиться?
— Это может быть имитация дерева, натурального камня, панно из мозаики или фотопечать. Например, вы хотите радужные переливы на потолке — плитка с фотопечатью позволяет этого добиться.
Самый-самый-самый экземпляр дорогой…
— Какие натуральные камни чаще принято исполнять в керамике?
— Агат, оникс, травертин, имперадор и особенно мрамор. Природный мрамор — хрупкий материал, быстро разлагается, темнеет со временем, в его порах развиваются микробы… И при этом он очень дорого стоит, ведь натурального камня в мире становится всё меньше и меньше. Прекрасной заменой ему стал прочный и долговечный керамогранит. Технологии глазурирования открывают возможность имитировать глубину натурального камня со всеми прожилками. Мне попадались такие «ониксы» в ассортименте итальянской фабрики Mo.dа, что их совершенно не отличить от натурального камня!
— Каким оказался самый впечатляющий дизайн керамической плитки, который вам
— Пожалуй, плиткой, покрытой кожей или «жидкой» плиткой, уже никого не удивишь. Впечатляет палитра мозаики, в ней есть всевозможные цвета и оттенки! Но больше всего меня поразило, когда за плиткой большого формата, толщиной всего 4,8 мм зажгли электрическую лампу, и керамика засияла изнутри. Кстати, это тоже была имитация натурального камня.
— А самая большая цена за квадратный метр?
— На недавней выставке в Москве был презентован ковёр 4 на 4 метра ручной работы. Внешне —натуральный персидский ковёр, только выполненный из мозаики и плитки. Цена его составляла 370 тысяч рублей за квадратный метр.
— И, наконец, дайте несколько ценных советов. В частности, как выбирать материал для фасадов зданий, чтобы он не выгорал на солнце?
— Для этой цели лучше отдать предпочтение моноколорам — это плитка, окрашенная в массе. У глазурированной —верхний слой довольно быстро выгорает, поэтому и стоит она дешевле. Может быть, не стоит платить дважды?
— Какие параметры нужно учитывать, выбирая плитку для кухни и ванной комнаты?
— Для ванной комнаты подходят практически все виды плиток. Важно, чтобы они характеризовались устойчивостью к средствам бытовой химии. Для ванной комнаты, где принято ходить в мягкой обуви, достаточно 2-го класса стираемости. А вот кухонный пол, как правило, больше всего подвергается нагрузкам и загрязнениям. Здесь требуется класс выше: не менее 3-го. В случае полированной поверхности следует избегать царапающих факторов. Например, металлические ножки на стульях, столиках или тумбочках должны быть соответствующим образом защищены. Если же говорить о рисунке плитки, то художественные решения сегодня настолько разнообразны, что проблем с выбором возникнуть не должно. Посоветую единственное: не увлекаться слишком яркими расцветками и витиеватыми узорами, поскольку вскоре такие решения быстро надоедают и начинают раздражать. Да и мода не стоит на месте. Помните: классика — вечна!
Текст: Софья Трофимова
Фото: Михаил Фёдоров, архив Людмилы Рябцевой
2406
Добавить комментарий