Байарена расширяет границы: теперь от Калининграда до Оренбуржья!

На обширной территории от Балтийского моря до Урала, от европейских границ до ворот в Азию расположена единственная «картофельная» полевая академия компании Bayer. Это БайАрена, созданная в 2013 году на базе КФХ «Богомаз», одна из 4 подобных исследовательских площадок в России и странах СНГ. Ежегодно ведущие аграрии страны собираются в небольшом селе Меленск, чтобы обсудить перспективы развития отрасли, текущие проблемы и инновационные технологии защиты растений. В этом году традиционный полевой семинар Bayer состоялся 11 июля. Подробности в репортаже «Брянской ТЕМЫ».

На обширной территории от Балтийского моря до Урала, от европейских границ до ворот в Азию расположена единственная «картофельная» полевая академия компании Bayer. Это БайАрена, созданная в 2013 году на базе КФХ «Богомаз», одна из 4 подобных исследовательских площадок в России и странах СНГ. Ежегодно ведущие аграрии страны собираются в небольшом селе Меленск, чтобы обсудить перспективы развития отрасли, текущие проблемы и инновационные технологии защиты растений. В этом году традиционный полевой семинар Bayer состоялся 11 июля. Подробности в репортаже «Брянской ТЕМЫ».

— 12 часов в пути провели, чтобы побывать на меленской БайАрене, — призналась перед началом полевого семинара на базе КФХ «Богомаз» гостья из Псковской области, глава фермерского хозяйства Галина Вороненкова. — 20 лет занимаюсь фермерством, картофель выращиваю на 360 гектарах. Мы живём на границе с Эстонией, пешком дойти можно. Вот у них поля — загляденье, сельское хозяйство в Европе движется семимильными шагами. Заранее планировала эту поездку, потому что Брянщина славится своими урожаями «второго хлеба», это признанный в России картофельный край. Я так считаю: не надо соседям завидовать, надо самим продуктивно работать. За этим опытом и приехала в Меленск. И поля тут действительно не хуже, чем в Европе!

Меленское поле экспериментов

Гости БайАрены собрались в этом году практически в то же время и в том же месте. В прошлом году полевой семинар Bayer состоялся 14 июля, а в 2010-м 10 июля в Меленске проводился, пожалуй, самый хлебосольный аграрный праздник «День поля». Шатры-павильоны для проведения банкета по случаю праздника, подворья сельских поселений и демонстрационные участки «Дня поля – 2010» располагались ровно в том же месте, где последние 3 года организована БайАрена.

Для тех, кто не в курсе, поясним. БайАрена — это обычное поле, разделённое на опытные делянки, на которых производятся испытания средств защиты растений компании Bayer, одного из ведущих химических брендов в мире. Например, брянские аграрии используют в своей практике средства защиты растений, созданные в лабораториях всего 4–5 ведущих химических компаний. Немецкий Bayer входит в число лидеров рынка. По данным наших ежегодных опросов, хотя бы одно-два средства от Bayer применяет каждый успешный брянский растениевод. Многие используют полную систему защиты: от протравителей до регуляторов роста.

Демонстрационные участки БайАрены, где на прак- тике исследуются передовые технологии защиты растений, доступны для аграриев в любое время года. Чтобы побывать на брянской, достаточно обратиться в компанию «Картофельный альянс» — официального дилера бренда в регионе, где назначат время экскурсии в сопровождении специалиста Bayer. В режиме реального времени и актуальных погодных условий можно увидеть, как работает защита от сорняков, болезней и вредителей, как развиваются десятки сортов и гибридов рапса и кукурузы, как удаётся получать 100 ц/га пшеницы и 600 ц/га картофеля.

Всего в России, начиная с 2010 года, было создано 4 БайАрены: на Кубани, в Липецкой, Курской, Брянской областях. Наша, меленская БайАрена, самая молодая и самая маленькая, всего 50 гектаров. Для сравнения: в Курске под демонстрационными участками занято почти 70 га, на Кубани — 150 га. Зато только на брянской БайАрене представлены посадки стратегически важной для страны культуры — картофеля.

— Уникальность брянской БайАрены заключается в её разнообразии: по набору сельскохозяйственных культур, сортам и гибридам, а также применяемым схемам защиты растений, — подчеркнул руководитель кластера «Центр» компании Bayer Александр Шифатов. — Именно поэтому БайАрена в Меленске и вызывает живой интерес у сельхозпроизводителей многих регионов страны, буквально от Калининграда до Оренбурга. К тому же посетить брянскую БайАрену запланировали многие региональные представители компании Bayer, которые работают в кластере «Центр», от Балтики до Урала. Площадка, созданная в вашем регионе, это позитивный пример сотрудничества прогрессивного аграрного предприятия и производителя средств защиты растений. Многие наши сотрудники приехали в Меленск, чтобы изучить этот опыт, наработанные знания и компетенции, и затем реализовать их в своих регионах.

«Пробник», Размером в 10 гектаров

БайАрена в Меленске компактно разместилась у въезда на главную производственную базу КФХ «Богомаз». От офиса и ангаров-хранилищ до опытных участков вполне можно добраться пешком. Но для организаторов не бывает компромиссов. После кофе-брейка и коротких слов приветствий гостей пригласили в микроавтобусы с кондиционерами, а в качестве сувениров во время регистрации раздали хлопчатобумажные а-ля ковбойские шляпы. Чтобы ничто не отвлекало от важной информации.

Осмотр демонстрационных участков начали с посевов рапса. На первой делянке применялась общая система защиты. Эксперимент заключался в исследовании свойств разных гибридов и линейных сортов культуры. Специалисты-аграрии отметили удобство такого эксперимента: разные сорта можно увидеть в развитии при одних и тех же погодных условиях, произрастающих на одинаковой почве.

Следующим объектом на маршруте оказались посадки кукурузы. Лекторы Bayer отдельно остановились на сортах и гибридах, которые показывают превосходный результат в нашей климатической зоне.

— Нашу кукурузу в КФХ «Богомаз» выращивают в промышленных масштабах, — пояснил эксперт Bayer. — Урожайность получают более 100 ц/га. В частности, хорошо зарекомендовали себя на брянских полях гибриды ранней группы спелости «Сирриус», «Дельфин». Пару лет назад в хозяйстве был заложен опыт для апробации этих семян, которые возделывались всего на 10–15 гектарах, а в 2016 году гибриды взяли в производство. Плантация составила 2000 га. Урожай ожидается на уровне 130–135 ц/га!

Оказывается, компания Bayer с недавних пор заключила партнёрское соглашение с авторитетным семеноводческим брендом Euralis. Теперь семена и гибриды кукурузы и рапса можно приобрести напрямую у официальных дилеров брендов — фирмы «Картофельный альянс». Только в этом году на Брянщине было продано более 4 000 посевных единиц французской компании Euralis.

На посевах озимой пшеницы после кустистых посадок золотого рапса и стройных рядов кукурузы можно было обнаружить небольшие «прострелы»: зерно кое-где полегло.

— Неудачный опыт тоже опыт, — заверили эксперты. — На пшенице использовались разные варианты защиты. Акцент был сделан на борьбу с актуальными для региона болезнями колосовых растений: септориозом, гельминтоспориозом. А «прострелы» появились из-за капризов погоды. В оптимальную фазу роста, когда надо было бороться с фузариозом, опрыскиватель не смог попасть в поле — заливали дожди. Пришлось отклониться от системы. Но, так как отлично сработали другие препараты защитного комплекса, потери будут небольшие, на уровне 3–4%.

Затем гости осмотрели яровой ячмень, в том числе и капризные пивоваренные сорта. И, наконец, на делянках картофеля состоялись три актуальные премьеры от Bayer. Новый инсекто-фунгицидный протравитель «Эместо Квантум» не оставил шанса насекомым и заболеваниям, от которых на практике очень сложно «очистить» почву. По заверению специалистов препарат обладает эффективностью выше существующих стандартов и особым антистрессовым действием. Всходы дружные, выход товарной продукции — увеличенный. Интерес у практиков вызвали и долгожданные новинки: фунгициды «Луна Транквилити» и «Консенто». Регистрацию в Российской Федерации препараты получили только в этом году, а в рамках БайАрены уже сейчас можно увидеть новые фунгициды в действии.

— Системы защиты, препараты, новинки, сорта выбираем строго с учётом потребностей региона, в котором работаем, — уточнил региональный представитель компании Bayer в Брянской области Роман Журба. — В зависимости от того, какие болезни, сорняки и вредители присутствуют в нашем регионе, а также исходя из местных климатических и почвенных условий.

По словам руководителя регионального представительства, больше всего гостей меленской БайАрены впечатляют чистые посадки кукурузы.

— Это почвенные гербициды отлично сработали, и в первую очередь «МайсТер Пауэр», — пояснил Роман. — Защита действует на протяжении всего периода вегетации, доказана эффективность против 2‑й волны сорняков. Препарат востребован на полях Стародубского, Навлинского, Брянского и ряда других районов. Особенно в тех хозяйствах, где кукуруза выращивается на зерно и важно получить максимальное количество зёрнышек в каждом початке.

Спасибо нашему партнёру КФХ «Богомаз» — одному из ведущих хозяйств региона — за постоянную технологическую поддержку. Работа руководства этого аграрного предприятия ориентирована на результат, интенсификацию производства. Оно заинтересовано в том, чтобы получить максимальный урожай с помощью передовых отечественных и западных технологий. И мы многому учимся у него. В частности, особенностям работы с почвами, некоторым технологическим операциям, которые в этом хозяйстве отработаны как швейцарский механизм. Мы гордимся этим партнёрством и вместе готовы транслировать опыт, полученный совместными усилиями, в масштабах всей страны. И БайАрена, наш общий проект, в этом плане — один из наиболее эффективных инструментов.

5 районов, 20 000 гектаров пашни и рекордные 102 Ц/ГА

— С компанией Bayer сотрудничаем с 2010 года, — напомнил в интервью корреспонденту «Брянской ТЕМЫ» представитель КФХ, кандидат сельскохозяйственных наук Михаил Богомаз. — Эта фирма выбрала путь динамичного развития. Мы тоже придерживаемся такой же позиции в ведении бизнеса.

— Какими успехами характеризуется современное положение дел в хозяйстве?

— Работаем в 5 районах области: Мглинском, Унечском, Погарском, Стародубском, Новозыбковском. Общая площадь агрохолдинга превышает 20 000 гектаров. При этом из них только 10% заняты под картофелем, на остальных угодьях возделываем озимую пшеницу (при средней урожайности более 70 ц/га), кукурузу на зерно, рапс, ячмень, горох и сою.

В прошлом году мы с братом Романом открыли для себя новую отрасль — животноводство: приобрели убыточную ферму в Понуровке. Всего за год средние надои от каждой бурёнки удалось увеличить до 7 тонн. В нас- тоящее время собственными силами строится новая ферма. Будем увеличивать поголовье.

На территории центральной базы хозяйства продолжается строительство зерновых хранилищ. Также в этом году запускаем современный логистический комплекс, 3 новых фасовочных линии и одну высокотехнологичную линию по мойке картофеля. В таком виде мы отправляем продукт на чипсовые заводы. Наше предприятие ушло от традиционного рынка сбыта «второго хлеба». Работаем только с заводами по производству картофельных чипсов и крупными сетевыми торговыми брендами. Продукцию КФХ можно найти на прилавках супермаркетов под маркой «Меленский картофель». С 2016 года запускаем ещё одну новинку — мытый картофель для широкого потребителя.

— Насколько известно, рапс и горох — новые для хозяйства культуры. Каковы результаты такого аграрного эксперимента?

— Рапс сеяли и в прошлые годы, но небольшими плантациями. На протяжении двух лет удавалось получать порядка 40–50 ц/га, это показатель намного выше среднего. Результатом остались довольны, увеличиваем площади под культурой. А кормовой горох — это урожайная культура, которая востребована за рубежом. Одна из задач компании на ближайшее время — выйти на экспорт. Завезли несколько сортов. Урожайность должна составить не менее 40–50 ц/га.

— Вы строите новые животноводческие фермы, вводите в оборот пашню, развиваете инфраструктуру предприятия. Для этого требуются человеческие ресурсы. Сколько жителей брянской глубинки ежегодно трудоустраиваете на своём производстве?

— Показательный пример: в 2015 году в КФХ насчитывало 330 сотрудников, а сейчас — уже более четырёхсот! Почти сто жителей окрестных сёл и деревень нашли стабильную, хорошо оплачиваемую работу.

— В регионе поставлена цель — к 2020 году намолоть 3 миллиона тонн зерна. Были ли в вашей практике случаи, когда удавалось получать достойные урожаи на землях, которые прежние владельцы считали неплодородными?

— Дело не в плодородии, а в технологиях. В прошлом году вводили новое отделение в селе Селище Стародубского района. Прежде на этих землях «рекордная» урожайность пшеницы не превышала 8–9 ц/га. После того как мы применили отработанную систему защиты растений, подкормки почвы, всего через год удалось в среднем собрать 70 ц/га. И, я уверен, это не предел. На окультуренных участках и гораздо большие показатели давно стали нормой.

— Каков «хлебный» рекорд хозяйства?

— 102 центнера с гектара на отдельных полях. К слову, есть шанс побить его в этом году. Для возделывания зерновых культур в регионе сложились отличные погодные условия: и осадков достаточно, и тепла.

— А вдруг повторится опыт прошлых лет, когда из-за переизбытка продукта на рынке, существенно снизится цена на зерно?

— Высокое качество продукта всегда в цене. Тот, кто заранее позаботится о качестве, окажется в более выгодных конкурентных условиях. Сегодня в это сложно поверить, но мы поставляем свою продукцию в картофельную Белоруссию. В прошлом году мы обеспечивали минский чипсовый завод сырьём на 40%, в этом — подписан контракт на объёмы, превышающие 80%! И это вовсе не дело случая. В сельском хозяйстве чудес не бывает. В этой отрасли нужно много работать и постоянно развиваться, чтобы повышать собственную эффективность.

«Подготовка к Байарене началась ещё в феврале…»

— Для тех, кто хочет развиваться, и создана меленская БайАрена, — присоединился к беседе Андрей Пикатов, представитель компании «Картофельный альянс», официального дилера целого ряда химических брендов и техники в нашем регионе (именно он второй год подряд занимался организацией полевого мероприятия, как представитель принимающей стороны). — Таких открытых площадок немного в России. Планировать мероприятие вместе с представителями фирмы Bayer начали ещё в январе-феврале. Организация должна быть на высшем уровне, всё продумываем до мелочей. Чтобы гостям — а это порядка двухсот человек — хватило мест в микроавтобусах, на которых мы вместе добираемся на БайАрену. Чтобы торжественный обед был вкусным и разнообразным, а на столе обязательно присутствовало блюдо из картофеля — главного символа меленской БайАрены.

И, конечно же, мы благодарны клиентам «Картофельного альянса», которые из года в год проявляют интерес к нашему семинару. Это крупные региональные лидеры, представители фермерских хозяйств Александра Ахламова, Михаила Довгалёва, ТнВ «Красный Октябрь», ООО «Молочное», ООО «Новый путь». «Картофельный альянс» в качестве поставщика удобрений сотрудничает со многими хозяйствами ведущих аграрных районов — Карачевского, Севского, Комаричского, Трубчевского. А это порядка 70% всего регионального рынка СЗР.

Для наших клиентов важно, что «Картофельный альянс» является не только официальным дилером ведущих химических брендов, но и своеобразным проводником новых знаний в сфере аграрных технологий. К нам можно обратиться за советом, а мы, в свою очередь, можем показать на практике, как работает в поле тот или иной препарат, как развиваются новые гибриды и на что способна передовая техника. Тем, кто хочет получать высокий урожай, это, безусловно, интересно.

Участники о меленской Байарене‑2016

Александр Резунов, заместитель губернатора Брянской области:

— Здесь зарождались новые технологии, обобщался и накапливался опыт. Не случайно компания Bayer третий год проводит свой семинар в Меленске. В хозяйстве создана площадка, где испытываются новые средства защиты растений, чтобы, применяя их в нашей зоне, не нужно было проводить опыты. Они сегодня уже здесь заложены, результаты защиты растений апробированы и будут представляться нашим сельхозтоваропроизводителям.

Александр Функ, генеральный директор компании «Золотая нива», поставщик сырья для производства йогуртов Ehrmann (Смоленская область):

— Наше основное направление — молочное животноводство, средний надой на каждую корову составляет 8–9 тонн. В обороте 3500 гектаров пашни, из них 3300 — под сельхозкультурами. Мы выбрали для себя путь интенсивного развития. Стараемся посещать все брендовые мероприятия, везде берём лучшее. На Брянщине я не впервые, был несколько раз с визитом на стародубском сырзаводе. И, каждый раз проезжая мимо КФХ «Богомаз», был впечатлён масштабами его развития. А сегодня лично смог оценить посевы культур. Честно признаюсь, зерновые здесь прекрасные!

Василий Чикида, представитель концерна «Детскосельский» (Санкт-Петербург):

— Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С этой целью и приехал на брянскую землю. Фирма Bayer — флагман, который предлагает средства защиты растений и семена. А обмен опытом с коллегами из других регионов всегда позволяет быть на шаг впереди. Особенно с такими, как руководство КФХ «Богомаз»: в хозяйстве создана вся необходимая инфраструктура, продолжают строиться хранилища, много передовой техники, используются новейшие агротехнологии. Радует, что такие аграрии есть в России.

— Максим Наумов, руководитель региона Центр – Северо-Запад, самого большого региона Bayer в России — 25 рабочих областей:

— Впечатляет, что хозяйство развивается с каждым годом. Даже сейчас, когда проводится БайАрена и гости отмечают это важное событие, продолжается строительство зерновых хранилищ. И мы с ними растём. Отставать нельзя. Это вдохновляет! Теперь Bayer известна как семеноводческая компания, на БайАрену приезжают аграрии из новых регионов, да и сама площадка становится более удобной, более компактной. И при этом увеличивается набор культур и сортов. Пожалуй, самая разноплановая БайАрена в России расположена в прекрасном местечке Меленск!

Виктор Савватеев, фермер из Калужской области:

— В Меленск на БайАрену я приехал во второй раз. Полученный в прошлом году опыт, который внедрял на своих полях, потребовал корректировки. Кое-что не сработало, вот и приехал, чтобы напрямую задать вопросы. Я землю обрабатываю вместе с сыном. Во всём приходится самим разбираться. Хорошо, что есть возможность учиться у ведущих аграриев и производителей СЗР.

Андрей Фомин, директор компании «Агроном плюс», руководитель делегации аграриев Псковской и Новгородской областей:

— Мы привезли делегации из двух регионов — руководителей сельскохозяйственных предприятий Новгородской и Псковской областей. Всего 15 человек. Хозяйства всех участников БайАрены объединяют три главных признака: ежегодное увеличение площадей, планомерный рост урожайности, а также стремление учиться, развиваться, перенимать лучший опыт коллег.

Юрий Хвалёв, представитель компании Bayer в Оренбургской области:

— Стараемся посещать все знаковые мероприятия, которые проводит наша компания. Климатические условия у Брянской и Оренбургской области разные, у нас — степь, сухо и жара +35 °С. Однако интересно было перенять опыт взаимодействия аграриев и производителя СЗР, чтобы затем применить его в той или иной форме у себя в регионе.

— Маргарита Петрова, студентка 3-го курса Смоленской государственной сельскохозяйственной академии:

— В этом году я подала заявку на участие в конкурсной программе проекта БайСтади компании Bayer. Моя исследовательская работа была посвящена применению гербицидов на посевах кукурузы. Царица полей станет главной «героиней» и моей дипломной работы. Когда узнала, что есть возможность побывать на БайАрене, согласилась не раздумывая. Любопытно было посмотреть, как возделывается кукуруза в соседнем регионе. И, знаете, чем поразили посадки культуры на полях КФХ «Богомаз»? Растения высокие, крепкие и почти нет сорняков! Теперь надо разобраться, дело ли в сорте, или в технологии применения средств защиты растений. В любом случае, выводы, сделанные в Брянске, пригодятся и на практике, и в дальнейших исследованиях.

Юрий Максин, представитель компании Bayer в Калининградской области:

— БайАрену в Меленске стараюсь посещать ежегодно. В прошлом году даже привозил большую делегацию аграриев-калининградцев. Наша область передовая, но в сфере картофелеводства Брянщина может дать нам фору. У нас во всём регионе «второй хлеб» выращивается всего на 3600 га, при этом средняя урожайность — порядка 400 ц/га. Наши производители заинтересованы в использовании передовых аграрных технологий, чем славится КФХ «Богомаз», село Меленск и Брянская область.

— Галина Лазаренко, председатель стародубского отделения БРОО «Фермеры Брянщины», самого большого на Брянщине — объединяет 76 фермеров:

— БайАрена — значимое мероприятие для всех нас. Всегда иду с удовольствием, с душой, потому что без средств защиты мы не получим хорошего урожая, не будем конкурентоспособны. Фирму Bayer в нашем регионе представляет их официальный дилер «Картофельный альянс». Аграриям оказывается полная консультационная поддержка: от совета по телефону до выезда на поля. А мы, в свою очередь, стараемся соблюдать технологии, разработанные Bayer, чтобы получать хорошие урожаи.

Татьяна Болдуева, фермер (Стародубский район):

— Стараюсь не пропускать БайАрену и другие научно-практические семинары в Меленске. Особенно ценны мероприятия, которые организуют ведущие химические компании: без качественных средств защиты невозможно получить здоровый, достойный урожай. Очень важно, что аграрии из нашего района, которые получают по 80–100 ц/га пшеницы, щедро делятся своим опытом, не скрывают своих технологий. Отдельное спасибо Михаилу и Роману Богомаз, Андрею Пикатову, компании «Картофельный альянс» за то, что к ним всегда можно обратиться за советом, найти ответы буквально на все волнующие вопросы. Фермерством мы с мужем занимаемся более 20 лет, а они, молодые, талантливые ребята, разбираются в тонкостях земледелия лучше нас. И это здорово, когда есть такое поколение. Значит, с сельским хозяйством в регионе будет всё в порядке!

— Главная задача, которую мы ставим, организуя подобные мероприятия, — это популяризация отрасли растениеводства, овощеводства и в целом сельского хозяйства, — в завершение мероприятия подвёл итоги БайАрены Роман Богомаз. — Думаю, нам это удалось, поскольку расширяется география регионов-участников, ставятся новые цели и задачи. Представьте, всего три года назад на первой БайАрене был актуален вопрос, как намолоть 40 ц/га пшеницы, через год — как собрать 60 ц/га зерна. Сейчас этот показатель возрос до 70–80 центнеров с каждого гектара. Это значит, что наши коллеги из разных уголков страны идут по пути инвестиций, инноваций.

Дорогие коллеги, уважаемые партнёры! Обязательно запланируйте в июле следующего года поездку на семинар в рамках БайАрены в Меленске. А мы обязательно подготовим для вас новую, интересную и полезную в практическом плане программу. Потому что цель у нас одна: работать на результат.

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров

2287

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*