АЛЕКСАНДР КРАВЧЕНКО: «Большинство школ Брянска полностью перешли на пятидневку»
В 2015 году из 67 школ города только 14 полностью перешли на пятидневку. Подведённые за прошедший год педагогами итоги, мнения родителей и учеников показали, что пятидневная учебная неделя — эффективный инструмент оптимизации образовательного процесса и сохранения здоровья ребёнка. И в 2016 уже 70% средних образовательных учреждений работают по новому графику. Подробнее мы побеседовали с начальником отдела образования Брянской городской администрации Александром КРАВЧЕНКО.
— С 1 сентября две трети городских школ полностью на пятидневке. Это серьёзный показатель по сравнению с тем, что было ещё год назад. А что же остальные?
— Очевидно, что пятидневка заинтересовала не только учеников, но и их родителей.—..теперь они могут быть с детьми два дня в неделю, и учителей, которые больше стали уделять времени внеклассной работе. Действительно, 70% школ Брянска перешли на новый график с 1 сентября текущего года. Исключение составили лишь инновационные учебные заведения со специфическими программами. Им для перехода нужно ещё несколько лет. Но в целом, все руководители образовательных учреждений пришли к пониманию того, что пятидневка нужна, чтобы дать детям возможность всесторонне и гармонично развиваться и беречь здоровье.
— Подведены итоги успеваемости. Есть ли в этом плане различия между школами, которые на пятидневке, и теми, что остались в прежнем графике?
— Успеваемость — это в первую очередь результат того, насколько учитель грамотно работает с детьми. И здесь не важно, по какому графику работает школа. 99% наших педагогов — это высококвалифицированные специалисты. Им перейти с шестидневки на пятидневку не составило труда.
— Есть информация, что в одной из бежицких школ родители упорно инициируют переход на пятидневку. Но директор не торопится идти им навстречу, объясняя это целым рядом причин. Значит, не все руководители готовы?
— К сожалению, имеют место и такие факты. Переход на пятидневку требует заблаговременного решения ряда задач. Например, в школах с небольшой наполняемостью учениками стоит вопрос о заработной плате учителей. Ведь за каждым из них — тоже семья. Там, где директора проработали этот вопрос заранее, процесс перехода на новый график протекает нормально. А где всё решается в последний момент, там возникают проблемы. Отсюда и негативное восприятие пятидневной недели, мнения о том, что нам это не нужно и так далее. В тех школах, которые благополучно перешли на новый график, вряд ли можно найти сторонников шестидневки.
— Много ли противников пятидневки в среде педагогов и чиновников от образования?
— Противники, конечно, есть. Это нормально, я спокойно к этому отношусь. Но убеждён, что во главе угла должны всегда стоять интересы ребёнка. Мы, педагоги, выполняем социальный заказ по обучению и воспитанию детей. Родители вправе требовать не только качественное образование для своих детей, но и наиболее комфортные условия для его получения.
При переходе на пятидневку никак не уменьшается объём финансирования школы. Уменьшается оплата за часы, но увеличивается резервный директорский фонд. Грамотный руководитель распределит средства так, чтобы их хватило всем. Разумеется, всем, кто действительно работает. А тот, кто просто занимает чьё-то место, должен его освободить.
— Хотелось бы затронуть ещё одну тему — ликвидации второй смены в школах. В прошлом году правительство страны утвердило программу по созданию новых учебных мест в регионах, рассчитанную до 2025 года. Как эта проблема решается в Брянской области?

— Я поддерживаю ликвидацию вторых смен в школах. У ребёнка, который учится по такому расписанию, вечером нет сил на домашнее задание. Он делает уроки с утра и не имеет возможности ходить, допустим, в музыкальную школу, заниматься спортом, то есть развиваться как всесторонняя личность. А родители не могут проконтролировать ребёнка и помочь ему с выполнением заданий.
Окончательный вариант программы перехода на одну смену принят ещё в декабре 2015 года. Её реализация в Брянске подразумевает, во.первых, строительство новых школ, а там, где для этого нет возможности, необходимо пристраивать дополнительные помещения.
Во-вторых, это использование внутренних ресурсов образовательных учреждений. Взять, например, кабинеты директоров. Было время, когда руководители, завучи занимали целые классы. Но теперь пришло время эти кабинеты возвращать детям.
В программу мы внесли порядка двух тысяч таких школ, где есть дополнительные помещения. Нам финансово помогает областной департамент образования, выделяя деньги на оснащение этих кабинетов в сумме 17 тысяч рублей на одного ребёнка. Ведь это не косметический ремонт, а «начинка»: мебель, интерактивные доски, компьютеры, оборудование, которое должно соответствовать современным образовательным стандартам.
Хочу ещё раз подчеркнуть: в процессе совершенствования образовательного процесса необходимо прислушиваться к мнению всех сторон. Но решающую роль при принятии решений должны играть интересы ребёнка.
Есть мнение
Депутат Брянской областной Думы, член комитета по образованию и науке Алексей НЕВСТРУЕВ:
— Инициируя переход брянских школ на пятидневку, мы рассчитывали на успех, который был бы невозможен без поддержки законодательной и исполнительной власти, активной позиции руководителей учебных заведений, педагогов и, конечно же, родителей. Всем вместе нам удалось реализовать важный проект по внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Выражаю благодарность заместителю председателя Брянской областной Думы, председателю БРОО «Ассоциация педагогических работников», заслуженному учителю Российской Федерации Анатолию Бугаеву, директору департамента образования и науки Брянской области Владимиру Оборотову и начальнику управления образования Брянской городской администрации Александру Кравченко.
При формировании и внедрении любого проекта необходимо учитывать интересы всех взаимодействующих сторон. Поправки в региональное законодательство о межбюджетных отношениях, принятые по нашей инициативе, позволили поставить финансирование учебных заведений вне зависимости от учебного плана. И сегодня при решении вопроса о выделении школе субвенций не имеет значения, по какой схеме учреждение осуществляет образовательную деятельность — по пятидневке или шестидневке. Это позволило сохранить зарплаты педагогам в школах, которые перешли на пятидневную учебную неделю.
В настоящее время существует много путей оптимизации и совершенствования образовательного процесса. Оставляя в школах только первую смену, целесообразно продумать и каникулярные схемы или, например, триместровую систему.
Мы, депутаты и одновременно родители, готовы рассмотреть и поддержать инициативы, направленные на повышение эффективности учебного процесса в соответствии с современными требованиями и создание комфортной среды для учеников. Всё, что предпринимается в сфере образования, должно осуществляться исключительно в интересах наших детей.
2264
Добавить комментарий