Будь здоровым, золотое зёрнышко!

Брянские аграрии вновь сплотились для бескомпромиссной защиты зерновых. 17 февраля ведущие растениеводы региона встретились в рамках зерновой планёрки компании Syngenta, чтобы обсудить наиболее эффективную стратегию борьбы с вредителями, сорняками и болезнями яровых культур. Необычным оказался формат встречи, которая проходила внутри мобильного лектория. Зато проблемы обсуждались вполне типичные, но оттого не менее значимые. О том, как добиться высоких урожаев, на чём не стоит экономить, выстраивая защиту зерновых, и какие новинки предлагает рынок СЗР в 2016 году нам рассказал руководитель службы продаж ООО «Картофельный альянс» Андрей Пикатов.

Как и в прошлом году, Брянщина вновь была включена в маршрут знаменитого мобильного лектория компании Syngenta. Накануне зерновой планёрки специально оборудованная аудитория на колёсах разместилась на территории базы в Меленске, в непосредственной близости от офиса ООО «Картофельный альянс» — одного из крупнейших дистрибьюторов бренда в регионе. К слову сказать, мобильный лекторий — это полностью автономная дискуссионная площадка, которая передвигается по большой стране с целью донести до аграриев на местах важнейшие знания о новейших разработках в деле защиты растений.

Планёрка в Меленске для команды лекторов оказалась 13-й по счёту и первой для региона «Центр», куда входит и Брянская область. Два семинара — зерновая и картофельная планёрки — состоялись на базе в Меленске, и ещё один — в областном центре. Затем мобильный лекторий отправился в другие регионы: первой Брянск передал эстафету знаний Рязани.

Наши корреспонденты побывали на зерновой планёрке и вместе с участниками встречи в очередной раз попытались разобраться, почему жук-кузька не так опасен, как совки-мигранты, что лучше на прак- тике — баковая смесь или комплексные инсектофунгициды, и как с помощью специальной компьютерной программы можно рассчитать потери урожая зерновых тем, кто планирует экономить на защите.

От теории к практике

— Брянские поля успели освободиться от снега, — констатировал погодные реалии нынешнего аномально тёплого февраля технический эксперт Syngenta Денис Попов. — Уже появились первые озимые, но говорить мы будем о яровом севе…

С первых минут семинара лекторы перешли к обсуждению насущных биологических проблем, которые возникают при севе и различных технологических операциях, а также фитосанитарных рисках. Например, представляя аудитории портфель фунгицидов со знакомыми аграриям препаратами и новинками 2016 года, показывали, как работает защита на живых растениях. В качестве демонстрационного материала использовались выращенные в лабораториях ростки яровой пшеницы. Особенно собравшихся впечатлили «пробирки» с пшеницей, которая 1 февраля лабораторным способом была заражена септориозом. Ростки контроля вовсю цвели бурыми пятнами, а некоторые растения уже начали отмирать. На лабораторных посевах, обработанных по факту заболевания (этот подход, впрочем, поддерживают и многие земледельцы), было очевидно, что заражение остановлено, но молодые побеги с подсушенными септориозными пятнами даже в таком демонстрационном формате не обещали превосходного урожая. Зато на тех всходах, где препараты от компании Syngenta применялись в качестве профилактики, симптомов септориоза не было обнаружено вовсе.

— Пока сам не увидишь — не убедишься, что профилактика — лучший способ борьбы с болезнями, — заметил кто-то из гостей семинара, подчеркнув тем самым примечательную особенность зерновой планёрки Syngenta: здесь не только говорят, здесь всё показывают на практике.

Об экономических преимуществах комплексных инсектофунгицидов перед баковыми смесями лекторы рассказали с помощью математических подсчётов. Оказывается, один литр баковой смеси (инсектицид + фунгицид) обойдётся аграрию в сумму порядка 6 тысяч рублей. Такое же количество комплексного препарата будет стоить на тысячу-полторы дешевле. Согласитесь, выгода очевидна. «И работать с такими препаратами проще, не надо смешивать — не ошибёшься», — а это уже замечание самих агрономов.

А ещё, оказывается, подсчётом потерь урожайности и, следовательно, финансовых убытков теперь занимаются компьютеры. Консультант Syngenta Кирилл Колокуцкий предложил собравшимся назвать любую приемлемую для аграриев цену за тонну зерна. После долгого спора остановились на 10 тысячах рублей. Зато в качестве минимального показателя урожайности единогласно назвали порог в 50 ц/га. Эксперт внёс данные в специальную программу, которая автоматически представила результат. К примеру, если из-за болезней урожайность зерна снизится на 10%, потери составят 5000 рублей на каждый гектар, при 20% потерях — 10 000 рублей. Представим, что в небольшом хозяйстве пшеница выращивается на 300 гектарах, умножаем на 10 тысяч рублей, получаем миллионные потери.

Но особенное оживление в зале вызвала информация о новинке — протравителе для зерновых колосовых культур. Слоган для нового препарата СЕЛЕСТ МАКС: «Сбалансированная защита — сбалансированная цена!». От своего предшественника в линейке СЗР — протравителя СЕЛЕСТ ТОП новинка 2016 года отличается более низкой ценой. Зато препарат также сохранил три действующих вещества: флудиоксонил, тебуконазол и тиаметоксам. Эффективность компонентов в составе препарата проверена временем, а предложение выглядит вполне антикризисным.

Завершился семинар вручением подарков от компании Syngenta и обедом из шашлыка, овощей гриль и горячего глинтвейна, приготовленных здесь же, на полевой кухне мобильного лектория, который на следующий день уже был готов открыть свои двери для ведущих картофелеводов региона.

«Всегда важно быть в курсе событий!»

— Нашей главной задачей было в очередной раз собрать вместе сельхозпроизводителей и накануне сезона обсудить общую стратегию получения впечатляющих урожаев, — подвела собственный итог встречи территориальный менеджер компании Syngenta Елена Ревкова. — В этом деле мы — полностью на стороне российских аграриев. И, судя по числу гостей планёрки и количеству заданных вопросов, темы, которые мы предлагаем для обсуждения, актуальны, интересны и значимы. В целом, в России запланировано 39 подобных мероприятий.

— Этот семинар для меня уже третий в 2016 году, — признался участник зерновой планёрки, агроном по защите растений ТнВ «Красный Октябрь» (Стародубский район) Сергей Ковтунов. — Недавно побывал на подобных встречах в Суздале и Мытищах. Даже обладая большим опытом работы, на практике можно упустить важные технологические моменты. Встречи с представителями ведущих компаний-производителей СЗР позволяют освежить в памяти знания, почерпнуть актуальную информацию о новинках. Лекторы зерновой планёрки, к примеру, вовремя напомнили об эффективности применения регуляторов роста. Зерновой клин в «Красном Октябре» составляет порядка 4000 га (при общих 9500 га). Для нас тема защиты зерновых культур особенно актуальна.

— А наше хозяйство небольшое, молодое: осенью 2015 года провели первые посевы озимых культур, — рассказал заместитель директора ООО «Альянс Юг» (Карачевский район) Виктор Андрюшин. — Зерновые сажаем на площади в пределах 2000 гектаров. Интересно было пообщаться с коллегами, а ещё удивил прогрессивный формат встречи — планёрка в мобильном лектории. Важно, что организаторы уделяют внимание не только содержанию, но и форме мероприятия. Бывать на таких собраниях по-настоящему интересно.

— Одним из важных вопросов, которые беспокоят сегодня аграриев, — изменение климата и появление вследствие этого насекомых, не характерных для нашей полосы, — высказала неожиданное мнение руководитель отдела растениеводства ООО «Климовская картофельная компания» Галина Грищенко. — В частности, представляя линейку инсектицидов, на семинаре говорили о жуке-кузьке, иначе его называют хлебный жук. Но он, на мой взгляд, не так страшен для посевов зерновых на Брянщине, как мигрирующие совки, блошки, тля. Новые обитатели полей совершенно непредсказуемы, с ними очень сложно бороться. В целом, в начале сезона полезно повторить пройденное, освежить собственные знания о технологиях защиты растений. И именно в то время, когда агрономы планируют посевы яровых культур.

— Всегда стараюсь отложить дела и побывать на семинарах в Меленске, — признался руководитель передового КФХ Александр Ахламов. — Спасибо организаторам — ООО «Картофельный альянс», что помогают нам, аграриям, постоянно держать руку на пульсе и быть в курсе всех новостей отрасли. Эта компания не только обеспечивает более ста сельхозпредприятий оригинальными средствами защиты растений, но и огромное внимание уделяет обучению коллег тонкостям высокоэффективного производства различных культур.

Готовь сани летом…

Стародубское село Меленск принято называть картофельной столицей Брянщины. Некогда именно с этой маленькой точки на карте региона начался процесс освоения передовых аграрных технологий. С тех пор Меленск взял на себя ещё одну почётную функцию, став центром трансляции новых знаний в отрасли растениеводства. Когда-то здесь зародился День поля. Ежегодно на этих землях проводятся семинары и форумы ведущих производителей средств защиты растений. Здесь расположена единственная в России картофельная БайАрена. И это лишь немногие примеры…

— Обучение коллег-аграриев — одно из направлений деятельности «Картофельного альянса». Какие мероприятия особенно интересны брянским растениеводам? — интересуемся у руководителя отдела продаж ООО «Картофельный альянс» Андрея Пикатова, одного из организаторов зерновой планёрки в Меленске.

— День поля — это в большей степени выставка достижений, повод подвести итоги. Альтернативой этому масштабному мероприятию стали обучающие семинары, рассчитанные на 50–100 человек. Например, на зерновой планёрке присутствовали представители не более 25 хозяйств. В таком тесном кругу единомышленников проще задать вопрос, легче услышать важную информацию, узнать о новых достижениях отрасли.

Зерновая планёрка — первое в этом году мероприятие в череде встреч коллег-аграриев. Наша команда выбирает надёжных и проверенных поставщиков — Bayer, Basf, Syngenta, Du Pont. Особенно много мероприятий в этом году запланировано с компанией Syngenta. В частности, это семинар, посвящённый исследованиям сортов кукурузы: вся их сортовая линейка будет апробирована на наших опытных полях. Весной пройдут традиционные семинары с представителями фирм Bayer, Basf, Du Pont. В конце лета состоится традиционная БайАрена.

В последнее время мы увеличиваем посевные площади под кукурузу. Это связано с быстрым развитием птицеводства в регионе. Брянщина выходит в лидеры по производству мяса кур. А основной корм для них — это кукуруза. Плюс к этому брянское ООО «ОКБ по теплогенераторам» создало сушилку для кукурузы, которая по своим техническим характеристикам в несколько раз превосходит импортные аналоги, но при этом значительно дешевле. Это ли не прекрасный пример импортозамещения? Поэтому в наших ближайших планах — обучающие семинары и практические занятия по этой теме. Весенняя серия мероприятий носит просветительский характер, встречи с коллегами осенью — это возможность подвести итоги…

Каждый производитель СЗР предлагает собственную систему защиты растений, регулярно на рынке появляются новые препараты. Многие аграрии с удовольствием посещают подобные встречи: чтобы выслушать все точки зрения и выбрать для себя наиболее эффективную технологию возделывания культур.

— Семинары в Меленске нередко проводятся в не совсем привычном формате: то это экскурсии по опытным полям в рамках БайАрены, то, как в случае с зерновой планёркой, — приезд мобильного лектория… Чем полезно такое общение?

— Мы стараемся так организовать свои мероприятия, чтобы коллеги-аграрии могли не просто получить информацию в удобной форме, на практике увидеть СЗР в действии, но и прекрасно провести время. В холодное время года, чтобы немного согреться, готовят глинтвейн и горячие шашлыки на обед. Компания Bayer устраивала для гостей БайАрены мгновенные фотосессии с девушками в народных костюмах… Это жизнь! Важно, чтобы работа всегда гармонично сочеталась с отдыхом.

100 хозяйств в 5 регионах

— Сколько клиентов на сегодняшний день у молодой компании «Картофельный альянс», созданной в 2011 году?

— С нами сотрудничают более 100 сельскохозяйственных организаций на территории 5 областей ЦФО. На Брянщине это и такие крупные предприятия, как КФХ «Богомаз О. А.», агрохолдинг «Охотно», КФХ «Ахламов А. В.», так и небольшие фермеры, которые покупают буквально от 5 литров СЗР. Мы поставляем в регион защиту для широкого спектра культур, даже для томатов и огурцов закрытого грунта.

Изначально компания создавалась для того, чтобы обеспечить себя и партнёров качественными, не просроченными, оригинальными средствами защиты рас- тений. Слишком много было подделок — до 50–60% всего рынка составлял контрафакт. С тех пор концепция, в принципе, не изменилась. Да, мы зарабатываем деньги, но это не самоцель. К слову, с появлением «Картофельного альянса» контрафакта на рынке стало в разы меньше.

— Очевидно, это свидетельство того, что вы предлагаете своим клиентам выгодные условия…

— Наша политика проста: каждому клиенту — индивидуальный подход. У нас есть возможность уйти от шаблонных предложений, как это бывает в случае с крупными компаниями-дистрибьюторами.

Основная проблема, с которой обращаются аграрии, — маленькая урожайность. Нас часто спрашивают: «Как быть, чтобы её увеличить?» В этом деле нет конкурентов. Только партнёры. Мы не держим в секрете собственную систему защиты растений, которая позволяет получать до 600 ц/га с гектара картофеля и до 100 ц/га пшеницы.

Консультанты «Картофельного альянса» выезжают в хозяйства, сис- темы защиты разрабатываем под конкретно поставленные цели наших клиентов: для кого-то потолок — 30 ц/га пшеницы, а кто-то нацелен получить 70 ц/га. И для каждой из поставленных целей можно разработать эффективную систему защиты. В этом плане СЗР можно сравнить с лекарствами. Для каждого конкретного случая нужно выбирать и препарат, и дозировку…

Многие предприятия опробовали системы защиты растений на 100–150 гектарах и, только оценив на практике эффективность, предпочли обработку всех посевов. Уверен, это единственно верный подход. Всё нужно проверять на опыте. И мы готовы в этом помочь!

— К слову, не сказался ли рост курса валют на цене импортных удобрений и, следовательно, себестоимости сельскохозяйственной продукции?

— Парадокс: курс евро вырос практически в два раза, а цена удобрений увеличилась не более чем на 20–25%. В чём секрет? Компании-производители сознательно сдерживают рост цен, сохраняя уровень рентабельности. Они отказываются от доли собственного заработка, чтобы в России их продукция не слишком била по кошелькам аграриев. И это заслуживает уважения.

С другой стороны, если подсчитать затраты на производство сельскохозяйственных культур, защита растений составляет не более четверти от суммы общих вложений. А по ряду культур и того меньше. Но если не вкладывать деньги в будущий урожай, можно и вовсе остаться без прибыли. Тот картофель, который ещё лет 5 назад продавался на полках магазинов, сегодня может использоваться разве что в крахмальном производстве. И даже если цена на картофель, условно, окажется не выше пяти рублей, то аграрии смогут продать только тот товар, который будет соответствовать современным представлениям о его качестве. Некачественный картофель есть шанс не продать вовсе.

Экономия на защите растений — это верный путь к потере прибыли. Но разве все мы к этому стремимся? Задача сельхозпроизводителей — получить качественные, высокие урожаи. Тогда и большую страну сможем накормить, и за верно сделанный выбор будем вознаграждены прибылью.

Уважаемые коллеги! Успехов вам в новом сельскохозяйственном году! До новых встреч на обучающих семинарах в Меленске!

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров

2113

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*