Максим Рубцов: 4 флейты для одного города

Александра Савелькина • Леонид Леонтьев, Алексей Володин, Анна Иванина, Анна Макеева, Михаил Фёдоров

Один за другим он бережно раскладывает на столе четыре прямоугольных чехла: побольше, поменьше. Так спокойно и самоуверенно действуют торговцы оружием
в шпионских фильмах. Открывает первый — в нём традиционная, из чистого золота. Во втором — альтовая, из серебра. В двух других — крошка пикколо и ирландский вистл. Всё это флейты, которые выдающийся музыкант Максим Рубцов приготовил для 35-минутного концерта в родном городе.

1 октября в Международный день музыки один из лучших флейтистов современности, объездивший с гастролями полмира, впервые после долгого перерыва играл на брянской сцене в зале филармонии «Дружба». И впервые за эти годы дал интервью брянским журналистам— по традиции «Брянской ТЕМЕ» (первое интервью Максима Рубцова нашему журналу читайте в № 4 (11), 2008).

— Максим, это действительно ваш первый большой концерт на брянской сцене после 9 лет «молчания»? Во всяком случае, очень сложно найти информацию о выступлениях более поздних, чем фестиваль современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо в 2008-м…

— Был один концерт, практически инкогнито, без афиш и анонсов — несколько лет назад играл программу «флейта — фортепиано» в художественном музее. За
фортепиано была моя тётя Инна Григорьевна Ромашова, слушателей — несколько десятков. Концерт для «своих».

Но это не прихоть. Всё это время собиралась-собиралась музыка, которой мне хотелось бы поделиться со всеми людьми, любителями и классических, и популярных композиций.

Ещё два года назад играл со своей племянницей Лерой Шепелевой на юбилее школы искусств имени Николаевой. Тогда же познакомился с Юрием Ксенофонтовым, и мы решили вместе сыграть дуэт: гитара и флейта. Премьера состоялась 14 октября в рамках концерта «Браво, гитара!» на сцене школы искусств.

Что же касается выступления с Губернаторским симфоническим оркестром на сцене «Дружбы», зрители услышали саундтреки к кинофильмам «Завтрак у Тиффани» и «Поющие в терновнике», «Прогулка маленького слонёнка» и «Розовая пантера»… Я не пытался приготовить для брянской публики основное блюдо, стейк с картошкой или рыбу с рисом. Это вишенки на торте. Сюита весёлых, чувственных, романтических и просто добрых композиций. То, что люблю сам, и то, что будет понятно каждому.Мои друзья и коллеги Андрей Рубцов и Алексей Хуторянский сделали очень интересные версии для флейты с оркестром, которые я и представил в любимом городе.

— Почему именно Генри Манчини?

— Он написал музыку почти к 500 кинофильмам и телесериалам, получил 4 премии «Оскар» и 20 призов «Грэмми». И, что мне особенно приятно, Генри Манчини был флейтистом.

— В вашей программе «участвуют» 4 флейты, в том числе золотая и серебряная. Это вопрос имиджа или инструменты из драгметаллов на самом деле звучат по-особенному? С чем бы вы сравнили их голоса?

— Серебро холодное и яркое, как лампа дневного света, а у золота голос, словно старинный подсвечник с зажжёнными свечами.

— А традиционная флейта?

— По сравнению с ними, как… лампочка за 20 рублей. Надеюсь, у меня будет возможность повторить эту программу в Брянске, чтобы те, кто пропустил премьерный концерт, смогли насладиться по-настоящему удивительной музыкой.

Что общего у Чайковского и котиков?

— Вы — первая флейта Российского национального оркестра, а с 2003 года — концертмейстер группы флейт, выступаете сольно и в составе духового квинтета, который некогда основали. Работаете в России, США, Японии, Европе… Назовите три самых значимых для вас выступления в 2017-м?

— Самая ответственная программа— та, с которой Российский национальный оркестр открывал новый сезон. 11 сентября в концертном зале имени П. И. Чайковского звучала «Арлезианка» Бизе и «Дафнис и Хлоя» Равеля. Там есть что поиграть на флейте.

А месяцем ранее был всеамериканский слёт флейтистов в Миннеаполисе. На нескольких площадках играли порядка 4 тысяч флейтистов. Я выступил с очень интересным произведением для детей — сюитой из мюзикла «Кошки Эрмитажа», который сочинил Крис Брубек, сын знаменитого американского джазмена Дейва Брубека. И третье значимое выступление — концерт в Брянске. Любимая музыка для любимого города.

— Когда рэпер Баста не так давно собрал «Олимпийский», а это 35 тысяч зрителей, даже совершенно далёкие от субкультуры люди могли оценить, насколько популярна эта фигура. А что для флейтиста — «собрать «Олимпийский»? Сольная программа в Карнеги-холл? И какой по счёту «Карнеги-холл» состоится у вас в грядущем феврале?

— Действительно, это одна из самых престижных площадок в мире для исполнения классической музыки и уж точно — самая известная. В составе оркестра я играл на этой сцене несколько раз, а вот «флейта — фортепиано» впервые. 14 февраля, в день влюблённых, я исполню в Карнеги-холл русскую классику — Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Александра Гречанинова, Александра Варламова. Также прозвучат современные произведения
моих друзей — композиторов Андрея Семёнова и Андрея Рубцова. Эдакое жемчужное ожерелье, собранное из русских миниатюр, которые все знают и очень любят.

— Вы выступали в роли танцующего флейтиста, принимали участие в записи современной версии симфонической сказки «Петя и волк» и её продолжения, которые озвучивали Софи Лорен, Билл Клинтон и Михаил Горбачёв. А из недавних проектов какие бы назвали самыми необычными?

— Что касается сказки «Петя и волк», флейта озвучивает тему птички и за запись этой музыки Российский национальный оркестр был удостоен Grammy.
Ну а самым необычным из последних проектов стали «Кошки Эрмитажа», где есть всё: и действие, и движение, и костюмы. Это новый хит Криса Брубека — сына
всемирно известного джазмена Дэйва Брубека. Я был котом, которого зовут Наглые Рыжие Уши. А мой партнёр, профессор по классу флейты Университета Алабамы Дайан Бойд-Шульц — янтарно-рыжий кот Янтик. Вместе мы разыскивали статуэтку кошки, украденную крысой-контрабасом из зала Древнего Египта. К слову, это произведение встретили с одинаковым успехом и в театре Эрмитажа, и в библиотеке Конгресса США.

А второе… В Брянск я прилетел из Сургута, заснеженного в конце сентября, где принимал участие в этнофестивале «Национальная коллекция». Спасибо его главному организатору — Инге Кутянской за то, что пригласила в свой новый удивительный проект. Он объединяет по всей стране лучших вокалистов и колоритные музыкальные инструменты, включая народные, духовые, струнные плюс оркестр с невероятным звучанием народных инструментов «ТеремА». Мне очень нравится, как с ним солирует мой друг, контрабас-балалаечник Михаил Дзюдзе, один из основателей знаменитого «Терем-квартета». Там тоже и музыка, и танцы, и много-много действия. Было бы здорово представить эту программу в Брянске.

При чем тут флейта, когда журавль занимается айкидо?

— Недавно вы попробовали себя в роли продюсера — записали диск, который в духе Камиля Сен-Санса знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Расскажите о нём подробнее.

— Я преподавал флейту детям в разных странах и понял, что к детской аудитории нужен особый поход. Так родилась идея рассказывать о всех инструментах симфонического оркестра в забавных музыкальных миниатюрах. Ведь флейта только один оркестровый голос, одна краска в палитре.

Диск называется «Однажды все тут объявились». Музыку и текст специально для него написал композитор Андрей Рубцов. 22 яркие и образные пьесы и 20 моих друзей — музыкантов Российского национального оркестра — знакомят детей не только с традиционными музыкальными инструментами, но и с редко звучащими в концертах: античными тарелочками, альтовой флейтой, тубой, контрафаготом… Названия пьес придуманы с большим юмором, что делает их очень привлекательными для детей. Например, «Божья коровка гуляет по музыкальной шкатулке» или «Отряд стрекоз особого назначения спасает мир», «Медуза вспоминает свою молодость в Париже», «Два майских жука не понимают, что происходит»…

— Есть ли у вас любимые миниатюры?

— Самый мой любимый номер — меланхоличная песня, которая завершает диск и называется «Овечки считают друг друга, чтобы уснуть». Исполняется на маленьких античных тарелочках в сопровождении рояля. Также мне очень нравится номер, который исполняет мой коллега Виталий Назаров на английском рожке— «Свинка радуется солнцу». И, пожалуй, «Отряд стрекоз особого назначения…», в шпионском стиле, на маримбе и фортепиано. Хотя все миниатюры невероятно интересны.

— А голос вашей флейты в каких миниатюрах можно услышать?

— Я сыграл три номера: на альтовой флейте — «Японский журавль занимается айкидо», на флейте пикколо — «Божья коровка гуляет по музыкальной шкатулке»,
и на традиционной — «Колибри зависает над цветком в полёте».

— Жаль только тираж всего — 500 экземпляров…

— Это лишь первый тираж. Он благотворительно распространяется по специальным детским учреждениям и музыкальным школам России (проект задуман в первую очередь для детей, не имеющих возможности посещать концертные залы). Но уже готовится второй и англоязычная версия. В ближайшее время диск будет загружен на iTunes и другие подобные комбайны музыки. Думаю, найти его не будет проблемой.

Вся жизнь — игра

— Максим, сколько концертов в год вы даёте?

— Хватает. Я никогда не задавался целью их посчитать. Скажем так: несколько крупных программ в месяц и всегда разные. Тут главное — эмоционально выдержать взятый темп, чтобы самоотдача на концертах всегда была на высшем уровне.

— В таком случае, давайте так — опишите свой обычный рабочий день.

— Раннее утро. Мы с Андреем Рубцовым в усадьбе Кусково играем миниатюры для программы «Доброе утро» Первого канала. Потом сразу же отправляемся на репетицию его квинтетного произведения с современным балетом — это новый совместный проект с моим другом, хореографом Денисом Бородицким на темы полотен художника Матисса «Танец» и «Музыка». Затем ещё репетиции: флейта — гитара, флейта — арфа, флейта с оркестром.

— Про вашу личную жизнь известно немного: заядлый курильщик, любитель хороших авто и большой скорости… Видимо, времени совсем не остаётся.

— У вас устаревшая информация. Курить я бросил! Сделал себе подарок на день рождения. Это случилось 9 июля 2009 года на гастролях в Токио. Был очень жаркий день, играли две симфонии Бетховена. Накануне я накупил несколько блоков самых любимых своих японских сигарет, но вдруг проснулся и понял: всё, больше не курю. С тех пор ни разу. И, знаете, длинные музыкальные фразы стали более красивыми.

— Если следите за новостями из Брянска, какие вас недавно удивили?

— Я под огромнейшим впечатлением, что дорога от Москвы до Брянска стала идеальной. И поезд отличный появился, всего-то 4 часа в пути. Думаю, теперь будет больше концертов в родном городе. Мне бы хотелось посодействовать проведению в любимом Брянске хороших музыкальных программ. Познакомить своих земляков с лучшими музыкантами нашей страны.

И, наконец, дайте совет — как научиться слушать классическую музыку?

— Лучшее средство — отложить все дела и прийти на концерт. Музыка улучшает настроение, помогает оторваться от будней и переносит в радужные мысли. Вам
непременно понравятся эти ощущения!

В тему!

Максим Рубцов родился 9 июля 1977 года в Брянске. Начал заниматься музыкой в возрасте пяти лет, интересовался народными танцами, с семи лет участвовал в постановках Игоря Моисеева. Игре на флейте обучался в Детской школе искусств № 1 им. Т. П. Николаевой, где преподавала по классу фортепиано его мама —
известный в городе педагог Виктория Григорьевна Малкина.

«Прекрасно помню утро, когда мама спросила: «Хочешь играть на дудочке?» — вспоминал в одном из интервью Максим Рубцов. — Я был любознательным ребёнком и решил, давайте попробуем, что это за штука такая? Интерес подогревал мой отец, который хоть и не был музыкантом, хорошо пел и интересовался
музыкой. Он вообще был механиком на кораблях дальнего плавания и обладал даром определять по звуку работы двигателя практически любую неполадку. Переломный момент — когда из Японии отец привёз мне флейту. Я знал, что он ехал туда с мечтой об автомобиле, и вся его команда приобрела машины, а он привёз мне флейту Yamaha…»

Для продолжения музыкального образования Максим переехал в Москву, где окончил специальную музыкальную школу имени Гнесиных, Московскую консерваторию и аспирантуру. Рубцов стал учеником знаменитого профессора Юрия Николаевича Должикова, чьи воспитанники в большинстве своём стали выдающимися музыкантами-исполнителями.

С 1999 года Максим играет в Российском национальном оркестре (РНО). Этот оркестр называют «визиткой современной российской музыки». В 2000 году он стал одним из основателей духового квинтета РНО, с 2003 года — концертмейстер группы флейт оркестра.

По приглашению известного американского дирижёра Майкла Тилсона Томаса Максим Рубцов в 2002 году играл в симфоническом оркестре Сан-Франциско на Фестивале русского искусства. Вместе с партнёрами по духовому квинтету Российского национального оркестра записал компакт-диск и гастролировал в Европе, Азии и США.

В декабре 2003 года Рубцов с успехом исполнил сольную партию Музыканта в театрализованной симфонической сказке Джона Корильяно «Повелитель крыс».

В 2004 году в США Максим Рубцов с партнёрами по духовому квинтету РНО выступил с джазовым музыкантом Крисом Брубеком. В том же году состоялись гастроли ансамбля на Бермудских островах. Кстати, там, на Бермудах, Рубцов сотоварищи стал почётным гостем Дайаны Дуглас — матери голливудской звезды
Майкла Дугласа.

В 2005 году в составе духового квинтета стал победителем Международного конкурса-фестиваля камерной музыки в Осаке. В октябре 2008 года провёл серию
сольных концертов для детей в Брянской филармонии. Сотрудничает с мастерами классического балета и современного танца в России и за рубежом.

В 2009 году Максим совершил длительное турне по США, в ходе которого выступал с сольными концертами и давал мастер-классы. Отрывки из этих концертов транслировались на 245 радиостанциях США.

В августе 2011 года американская звукозаписывающая компания Blue Griffin Recording выпустила сольный диск музыканта «Русский романс». На этом диске звучат произведения русских и советских композиторов в исполнении Максима Рубцова и пианиста Сергея Квитко.

В 2017 выступил продюсером музыкально-просветительского проекта «Знакомство с инструментами симфонического оркестра». Проект был одобрен Министерством культуры РФ и на конкурсной основе получил грант Президента России.

2220

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*