Бутик «Мальцов» — душа «Хрустального города»
4 декабря в официальном Instagram Дмитрия Маликова появился снимок, на котором певец и композитор позировал возле стекловаренной печи. По геотегу подписчики сразу же догадались: дело происходит в Брянском регионе. Нам же доподлинно известно, что новую для себя профессию хрустальщика музыкант опробовал на Дятьковском хрустальном заводе — ООО «ДХЗ плюс». В этот день состоялось открытие очередного объекта туристско-рекреационного кластера —фирменного бутика торговой марки «Мальцов». Дмитрий Маликов стал специальным гостем мероприятия и первым звёздным туристом будущего «Хрустального города». Подробности в нашем репортаже.
— Сейчас мы фактически стоим в центре «Хрустального города», — говоря об этом, Ксения, миловидная сотрудница мебельного концерна «Катюша», обводит рукой земли бывшего хрустального завода. — Территория огромная, 21 тысяча гектаров.
Послушно следим за рукой Ксении.
— Проект реставрации разрабатывали специалисты известного итальянского архитектурного бюро. И задача, которую в первую очередь ставил перед ними наш руководитель Сергей Александрович Авдеев, — максимально сохранить исторические здания. От одного из цехов, построенного в 1909 году, в прямом смысле сохранилась только одна стена — но даже её реставрируем. Она станет своеобразным историческим памятником.
Планы и достижения
Собственно, проект будущего туристического кластера был официально представлен в октябре 2014 года. Напомним, на преобразованной территории завода должны появиться кафе-музей Мальцовского промышленного округа и современный торгово-развлекательный центр, площадь с открытой сценой и фонтаном, сквер былин и сказок, парковка на 800 мест, лодочная станция и даже хрустальный мост. Всего — 27 объектов.
Проще говоря, за официальной формулировкой «туристско-рекреационный кластер» скрывается огромный парк отдыха и досуга, посетители которого смогут побывать на мастер-классах, понаблюдать процесс рождения хрусталя в демонстрационном зале, покататься на роликах или велосипеде, сфотографироваться у памятника Илье Муромцу, вкусно отобедать в кафе, купить красивый хрустальный сувенир в фирменном бутике ТМ «Мальцов» — целого дня будет мало, чтобы всё успеть.
Однако после официальной презентации проекта брянская общественность разделилась на три лагеря: первые громко кричат о том, что не верят в его успех, вторые терпеливо ждут завершения строительства и открытия «Хрустального города», третьи — работают над тем, чтобы дорогостоящий проект воплотился в жизнь. Как результат уже сегодня на средства областного бюджета преобразился Венчальный сквер недалеко от храма Неопалимая Купина, где установлен редкой красоты хрустальный иконостас. Радуют и приносят пользу дятьковцам: теннисный корт, где тренируются дети и взрослые, поклонный хрустальный крест, уже ставший символом города. Главное — бесперебойно работает и развивается «сердце» кластера — хрустальное производство. А вот его душой и модным аналогом государственного Музея хрусталя стал бутик ТМ «Мальцов», где в брутальных лофтовских интерьерах красуются хрупкие шедевры, созданные на реанимированном предприятии по эскизам французских дизайнеров.
К августу 2018 года планируется открытие торгово-развлекательного центра с четырьмя кинозалами, огромной детской зоной и целым этажом для проведения мастер-классов художников народных промыслов.
Суммарный бюджет проекта «Хрустального города» составил 1 миллиард 300 миллионов рублей. На сегодняшний день на создание туристического кластера уже потрачено порядка 600 миллионов.
К истории — особое отношение
— Неужели успеете построить всё в такие короткие сроки? — интересуемся у представителей предприятия во время экскурсии по стройплощадке.
— В наш век всё возможно. К примеру, старую заводскую проходную реконструировали всего за три месяца. Теперь это хрустальный бутик ТМ «Мальцов», который даже отдалённо не напоминает то, что здесь было когда-то, — пояснил один из собеседников. — Здание полностью сохранило свои размеры и форму, а вот «содержание» и дизайн изменились кардинально. Такие же приятные метаморфозы ожидают все дореволюционные постройки кластера.
Заметно, что бережное отношение к истории — особая тема для создателей «Хрустального города». Например, когда чистили одно из озёр, в котором Сергей Иванович Мальцов любил порыбачить, нашли добрую сотню хрустальных рюмок, графинов, стаканов. Как они там оказались, покрыто завесой тайны. Зато теперь отмытые от ила предметы станут частью большой экспозиции будущего кафе-музея.
— Кафе Мальцовского промышленного округа разместится в дореволюционном здании производственного цеха, — рассказывает Ксения, заканчивая импровизированную экскурсию. — Из кафе, не выходя на улицу, можно будет попасть в заводские цеха и увидеть, как работают настоящие выдувальщики хрусталя. Это редкая профессия, в России таких специалистов можно пересчитать по пальцам, и почти все работают на нашем заводе. Пойдёмте на производство, и вы сами всё увидите.
Под впечатлением от увиденного
В сердце хрустального завода жарко: температура в печах превышает 1500 градусов. Выдувальщики полностью экипированы в спецовки с фирменными логотипами «Мальцов», даже ботинки рабочим выдают особые — способные хоть сколько-то защитить от высоких температур. На высокой деревянной платформе, чем-то напоминающей сцену, крепкие мужчины выдувают хрупкие вазы. Этот момент особенно впечатлил гостей и больше всех, кажется, Дмитрия Маликова. Заворожённый работой выдувальщиков, он поднялся на верстак к стекловаренной печи и собственноручно попробовал набрать на трубку стеклодува стекломассу.
— Обратите внимание, мастера выдувают изделия собственным дыханием, чтобы чувствовать стекломассу, её характер, состояние. Таких мастеров в России — единицы, — рассказал генеральный директор ООО «Дятьковский хрустальный завод плюс» Игорь Иванин. — Это уникальная и почти исчезнувшая профессия. Только в Дятьково она сохранилась в полной мере: на мальцовском заводе работают мастера в третьем, четвёртом поколении. В династиях хрустальщиков секреты мастерства передавались от отца к сыну, совершенствовались и оттачивались веками.
— Если можно автоматизировать процесс, зачем сохранять дорогостоящий ручной труд? — интересуемся у руководителя.
— Можно автоматизировать, но тогда уйдёт главное —в наших изделиях не просто уникальный ручной труд, в них — душа мастера, его настроение, эмоции.
Не надо — массово, надо — эксклюзивно
— А как же инновации?
— В хрустальном производстве всё давно придумано. Разве что обжигаем стекло в печах с температурой 1500 тысячи градусов, а не как в эпоху Мальцова — в глиняных горшках. Точно так же выдувают хрустальные вазы и во Франции, и в Италии. Я был практически на всех знаменитых заводах. Дорогостоящие хрустальные изделия Cristal de Paris производятся членами одной большой семьи в ангаре по соседству с частным домом. Другие мануфактуры частично автоматизируют производство. Но принципиально это ничего не меняет: дятьковский хрусталь «Мальцов» мало чем отличается от баснословно дорогого Baccarat.
— Разве что ценой…
— Действительно, мы можем предложить достойную альтернативу. Только раз в десять дешевле.
— Вы говорите о конкуренции с иностранными брендами, а какую нишу в России занимает дятьковский хрусталь?
— Аналогичное производство сохранилось в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области, но в 2012 году предприятие пережило тяжёлый период банкротства. В 2013-м завод кое-как заработал вновь, однако, вместо рюмок и фужеров там начали выдувать сувениры по индивидуальным заказам… У нас же ассортимент включает более 500 видов изделий.
— Раньше хрустальные фужеры, рюмки, бокалы, рога заполняли серванты практически в каждой советской квартире. А как сохранить рентабельность, когда «массовая продукция» практически не востребована?
— Хрусталь — драгоценный материал, массовое производство его обезличивало. Да и рынок диктует: не нужно массово, нужно — эксклюзивно. Поэтому мы планируем расширить присутствие в среднем и высоком ценовом сегменте. Для этого разработали новые дизайны, запустили эксклюзивные линейки, ужесточили внутренний контроль: приёмка отбраковывает более 50% изделий на выходе из печи. Но это не значит, что стеклодувы плохо справляются с работой. Для нас важно, чтобы изделие, созданное ручным трудом, было безупречным. Помните, как советские хрустальные вазы пестрели резными узорами? Их специально так «зарезали», чтобы скрыть брак.
Возрождение хрустального промысла — задача важная в масштабах страны
В числе эксклюзивных заказов предприятия — хрустальная часть Кубка России по футболу, сувенир «Шапка Мономаха», сувенир «Хрустальный пеликан», который ежегодно вручается в Кремле лучшим российским педагогам, хрустальная корона победительниц конкурса «Мисс Брянск»…
На сегодняшний день продукция «Мальцов» — это 100% ручной работы. Красота и гармония изделий рождается в руках мастеров, вобравших в себя опыт и мудрость предыдущих поколений стеклоделов. И чудо, что эта цепочка не прервалась в нынешнем веке. Рассказывая о рекордсменах производства, способных огранить в день порядка 50 (!) ваз, Игорь Иванин вспоминает: «Огранка изделий традиционно женское занятие. Только 12–14-килограммовые вазы обрабатывают мужчины. Когда завод развалился, многие устроились продавцами, поехали на вахты в Москву… Представляете, редкие даже для Европы специалисты! Мы их два года назад по всему городу собирали. Теперь они гордость предприятия. Вы спрашиваете, почему не отказываемся от ручного труда. Потому что в нём кроется секрет истинных хрустальных шедевров».
Сегодня «Мальцов» предлагает торжественные представительские изделия, сервизы, питьевые группы, интерьерные вазы и многое другое. Главное в этих шедеврах из хрусталя — стиль и безупречное качество, актуальность и изысканность.
В ближайшее время планируется возродить производство цветного хрусталя, анонсированы коллекции столовой посуды, украшенной золотом и платиной. Всё, чем сегодня гордится бренд «Мальцов», можно увидеть в фирменном бутике в городе Дятьково. К слову, на его открытии лично присутствовала заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова. Это свидетельствует о том, что возрождение дятьковского хрустального промысла — задача важная в масштабах всей страны.
От первого лица
Александр Богомаз, губернатор Брянской области:
— В названии «Хрустальный город» отражена славная история города Дятьково, память о династиях мастеров, об известных промышленниках Мальцовых, «хрустальных королях России». От реализации данного проекта мы ожидаем увеличение туристического потока в регион, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений. И самое, конечно, главное — проект позволит сохранить историю уникального хрустального промысла, нашего богатого наследия для будущих поколений.
Сергей Авдеев, генеральный директор мебельного концерна «Катюша», инвестор хрустального завода и туристического кластера «Хрустальный город»:
— Надеюсь, что с этого открытия начнётся восхождение бренда «Мальцов» по всей России. Хочу поблагодарить всех, кто помогал словом и делом, — совместными усилиями мы возродили традиции фабрики и вышли на новый этап развития. Отдельное спасибо Министерству промышленности и торговли РФ и лично Гульназ Маннуровне Кадыровой. Полтора года назад заместитель министра побывала на нашем производстве — с её лёгкой руки мы получили финансовую поддержку Минпромторга, благодаря которой стали возможными наши проекты.
Гульназ Кадырова, заместитель Министра промышленности и торговли РФ:
— Сегодня мы увидели, как наши отечественные промышленники могут не только сохранять традиции, но и развивать их. С помощью современных подходов в производстве нынешние мастера возрождают исторические традиции Брянщины и России, заложенные более двух столетий назад. Поздравляю всех, кто приложил усилия к открытию хрустального бутика «Мальцов». Мне кажется, представленная здесь экспозиция украсит любую зарубежную выставку. И мы убедились в этом, когда в сентябре продукция Дятьковского хрустального завода была продемонстрирована в рамках коллективного стенда на одной из известных европейских выставок. Российские изделия вызывают за рубежом огромный интерес.
Николай Валуев, депутат Государственной Думы от Брянской области:
— В Музее хрусталя я увидел изделия из моего детства, а ещё те, которые хранятся в спортивных музеях. Особенно удивился, когда увидел знаменитые хрустальные боксёрские перчатки — теперь буду знать, что они из дятьковского хрусталя. Запланированный масштабный проект «Хрустальный город» может стать уникальным местом Брянской области, не только привлекая туристов самобытностью территории, но и способствуя социально-экономическому развитию региона.
Дмитрий Маликов, композитор, певец, народный артист РФ:
— Я под огромным впечатлением! Никогда прежде не бывал в Дятьково, но много слышал о вашем уникальном заводе. И сегодня, как человек впечатлительный, оказавшись в Музее хрусталя, я пережил настоящий культурный шок — здесь вся история, начиная с XIX века, потрясающие вещи, которые воплощались в советское время, современные экспонаты. Всё это вселяет гордость. Как и то, что вы наметили создать в Дятьково колоссальный парк развлечений. Самое главное, дети смогут увидеть производство. Я сам подошёл к печи, почувствовал, какой это тяжёлый труд и какие великие мастера работают на предприятии.
Алексей Тихонович Белый, лауреат Государственной премии, почётный ветеран Брянской области, почётный гражданин города Дятьково:
— На этом заводе я проработал 55 лет и 3 месяца: от главного механика до исполняющего обязанности председателя совета директоров. В советские времена наш завод был крупнейшим в Европе, работало 10 стекловаренных печей, обеспечивали продукцией весь Союз и 20 стран зарубежья. Но жулики разворовали, и я не представляю, что могло случиться с предприятием, если бы не Сергей Александрович Авдеев. Когда он затеял реконструкцию завода, меня несколько раз приглашали посмотреть производство, поделиться советом. Отказывался. А зря. Когда оказался в новых цехах, от души отлегло. Если бы не Сергей Александрович, дятьковского хрусталя уже б не было. Спасибо, что возрождает завод, традиции, производство.
Евгения Таранова, директор по рекламе и маркетинговым коммуникациям сети мультибрендовых магазинов «Дом фарфора»:
— 21 ноября в знаменитом «Доме фарфора» на Ленинском проспекте в Москве был официально открыт новый проект, полностью посвящённый российским производителям. Это отдельный зал площадью 160 квадратных метров, где представлены отечественные изделия из фарфора, хрусталя, столового серебра и т. д. Хрусталь ТМ «Мальцов» по своему качеству и исполнению способен конкурировать с иностранными брендами. Русский отдел только-только открылся, но продажи мальцовского хрусталя уже идут. Прогнозируем успех!
— А дома у вас есть изделия наших промыслов?
— Конечно. Люблю дятьковский хрусталь. У меня в доме стоит их, ещё старого дизайна, хрустальная настольная лампа.
Из интервью министра промышленности и торговли Дениса Мантурова изданию «Коммерсант» (март, 2017 г.)
3725
Добавить комментарий