«Лиза Алерт»: с такими не пропадёшь
Олеся и Дима познакомились год назад на поисках Кирилла Петрухина — вы, наверное, помните эту историю, когда восьмилетний мальчишка отправился на велосипеде через лес в магазин и пропал. Ребёнка искали полицейские, сотрудники МЧС, добровольцы из отряда «Лиза Алерт» — человек двести, не меньше. Олеся приехала на поиски впервые, Дима в «Лиза Алерт» — практически с момента основания. Мальчика нашли спустя двое суток в болоте. Усталым, истощённым, но живым. Прошло несколько месяцев, Олеся отучилась в отряде на информационного координатора, а этим летом ребята сыграли свадьбу. Думали, что искали пропавшего мальчика, а, оказалось, нашли настоящую любовь.

11 не найдены по состоянию на 1 января 2018 года. Шанс найти человека в первые сутки — выше 95%,
на вторые — пятьдесят на пятьдесят, дальше — в разы меньше.
— Со свадьбой пришлось поторопиться, — шутит координатор поискового отряда «Лиза Алерт» в Брянском регионе Сергей Клёцин, старший брат Димы, спасать людей — у них дело семейное. — Чтоб успеть до начала грибного сезона. В прошлом году за 40 дней поступило 46 заявок о поиске заблудившихся грибников. Случалось, что в день «прилетало» по три заявки — какие тут торжества! Многие на это время специально планируют отпуск и по выходным не выходят из дома — ждут вызова на поиск. Дима и Олеся поженились в июне, а Женя с Варей — в мае. Эта пара тоже на поисках Кирилла познакомилась.
— Сергей, это частая практика, когда люди, так же как Олеся с Варей, однажды побывав на поиске, поступают в отряд?
— Много новичков приходит после резонансных случаев, связанных с пропажей детей. Во время поиска Кирилла Петрухина под Брянском было зарегистрировано 446 добровольцев, в отряде остались порядка 35 человек. 4-летнего Женю Белоножко (ребёнок погиб, провалившись в старую выгребную яму. — Прим. ред.) в погарской Стечне искали почти 200 волонтёров, в отряде осталось 20. Каждый десятый остаётся. И это уже хорошо.
«Всегда хочется найти живого человека»
— Счастливый финал поиска — ваше фирменное «Найден, жив». По статистике, таких историй больше?
— В 2017 году в брянский отряд поступило 158 заявок, из них 122 — «Найден, жив», 25 — погибли, 11 не найдены по состоянию на 1 января 2018 года. Несчастных случаев меньше, но тут другая статистика заставляет задуматься: чаще всего смерть наступала до того, как заявка поступала в отряд. Шанс найти человек в первые сутки — выше 95%, на вторые — пятьдесят на пятьдесят, дальше — в разы меньше.
— А как же принцип: ждать трое суток и только потом звонить в полицию?
— Нет никакого принципа, но многие поддаются на это заблуждение — наследство советских времён. Поймите, если человек не вернулся домой и не выходит на связь, велика вероятность, что он попал в беду. Более того, заявление о пропаже в полицию может подать любой заинтересованный гражданин — не только родственник, но сосед, коллега, друг.
Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — написать заявление и позвонить на круглосуточную горячую линию поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»: 8–800–700–54–52 — бесплатный номер для всех регионов. Заявление в полицию — единственное условие, чтобы ваша заявка была принята. На практике часть заявок передают в отряд представители правоохранительных органов: за те шесть лет, которые в Брянске существует «Лиза Алерт», у нас сложились хорошие отношения с полицией. В том числе мы обязательно согласуем с силовиками все свои действия.
— Вот всё по закону и дело хорошее делаете, а в соцсетях находятся пользователи, которые в чём только не обвиняют «Лиза Алерт». Особенно часто вспоминают квадроциклы и снегоходы из раздела «Нужды отряда» на вашем официальном сайте…
— «Лиза Алерт» не принимает денежную помощь, не имеет расчётных счетов и виртуальных кошельков. Это принципиальная и неизменная позиция отряда. Но то, что квадроциклы и снегоходы нужны, — факт. И иногда чудеса случаются. В марте этого года благотворители, пожелавшие остаться неизвестными, подарили отряду 8 автомобилей УАЗ «Патриот», один из которых передали брянскому отряду, как одному из лучших в России. Девушка из Брянска 5 дорогостоящих раций передала, тоже огромное дело. Батарейки люди несут. Знаете, сколько их ночью в фонари нужно!
Если же говорить про злословие… От этого никуда не деться. Мы так новичкам и объясняем: слов благодарности не ждите. Когда находим живого человека, родственники рады, им не до этого. Когда погибшего, тем более. А негатив сыплется часто из-за того, что мы принципиально не разглашаем подробности. Мне кажется, за это нас некоторые не любят: лёжа на диване хорошо смаковать подробности, особенно если случай трагический, — а мы подробностей не даём.
В группе риска — старики и дети
— Судя по опыту, кто чаще всего пропадает в Брянске?
— В основном дети и люди пожилого возраста: грибники либо лица, страдающие возрастными расстройствами памяти. Подростки — в лучшем случае — могут загуляться или поссориться с родителями, этих находят быстро.
Но когда ребёнок действительно попадает в беду, начинаются самые массовые и самые резонансные поиски. Тут и службы работают гораздо эффективнее, и местное население охотнее откликается на призыв о помощи. К счастью, трагические случаи мы можем пересчитать по пальцам. Самый печально известный — история Леры Устименко из Дятьково. В 2012 году это был мой первый поиск. Тогда я ещё не знал про «Лиза Алерт», но познакомился с представителями отряда из Москвы — они тоже участвовали в поиске. С этого всё и началось.
— Завершается Год добровольца, и в своих статьях мы пытаемся исследовать, кто готов безвозмездно помогать другим. Расскажите, чем занимаетесь в обычной жизни?
— Я управляющий одной из компаний, которая занимается металлообработкой. В отряде много ребят, у которых свой бизнес, есть таксисты, строители, менеджеры. Нет только несовершеннолетних — это железное правило. Средний возраст добровольцев 25–35 лет, но есть люди и под 50. Мужчины и женщины, в равной степени. У всех работа, карьера, семьи.
— Поэтому часто проводите ночные поиски?
— Отчасти. Во-первых, сотрудники МЧС по уставу не могут ночью искать людей. При этом в прошлом году из 49 пропавших грибников (в некоторых заявках значилось по 2 человека) почти 40 были найдены именно в ночное время. Во-вторых, если есть необходимое оборудование и навыки его использования, нет разницы — днём искать или ночью. Нам удобнее ночью, большинство не может пропускать работу.
— Зато могут пропустить сон…
— В прошлом грибном сезоне, когда в день «прилетали» по 2–3 заявки, люди не ночевали дома по несколько суток. Спали час-полтора в машине, пока ехали на заявку и обратно. Расходились, не прощаясь. И так почти два месяца.
— Как вы думаете, почему люди готовы жертвовать своим временем, комфортом, общением с семьёй, чтобы бескорыстно спасать других? Желание почувствовать себя героем?
— Кирилла Петрухина нашла группа из 2 поисковиков отряда «Лиза Алерт» и 4 сотрудников МЧС. 70-летнего Тимофея Козлова, пропавшего в окрестностях Белых Берегов, еле живого от обезвоживания нашли активисты посёлка и наши поисковики. И кто главный герой? И есть ли вообще смысл в перетягивании одеял?
В отряде не принято говорить, что кто-то лично нашёл без вести пропавшего человека. Это огромная коллективная работа. Поиск невозможен без оператора горячей линии, который дежурит сутками, без инфоорга, без 10, 20, 30 групп волонтёров, которые прочёсывают каждый квадрат…Почему люди готовы жертвовать своим временем? Это надо прочувствовать один раз, чтобы зацепило. Чтобы понять, если ты останешься дома, может и не случиться «Найден, жив».
В тему
Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», состоящий из добровольцев, создан в 2010 году. Название организации происходит от имени 5-летней Лизы Фомкиной — девочка потерялась в лесу недалеко от Орехово-Зуево. Тогда на просьбы родных Лизы откликнулись сотни небезразличных людей, но они не успели найти малышку вовремя. Опоздали на сутки. Девочка скончалась от переохлаждения. Осознание того, что Лиза могла бы жить, начнись масштабные поиски ранее, и стало главным толчком к созданию добровольного поисково-спасательного отряда. Второе слово в названии происходит от английского alert — «оповещение», «тревога». Во многих регионах работают подразделения отряда. Брянский отряд «Лиза Алерт» создан в 2012 году, в настоящее время насчитывает более 70 активистов, регулярно участвующих в поисках. Новые добровольцы нужны отряду всегда.
3523
Добавить комментарий