Молекулярная диагностика онкологии простаты

Собеседник «Брянской ТЕМЫ» — заведующий отделом дозиметрических и цитогенетических исследований Брянского клинико-диагностического центра,
кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Николай Борисович Ривкинд.

Смертность от рака простаты сегодня вышла на второе месте среди всех онкологических заболеваний в западных странах. Другие формы рака диагностируются на ранних стадиях и поэтому успешно лечатся. А с диагностикой рака простаты существует множество проблем. Есть традиционный тест на простатический специфический антиген (ПСА или PSA), который делается достаточно широко и даже введён, как один из параметров диспансеризации для мужчин старше 40 лет. Но, как показала мировая практика, этот тест, хотя и даёт некоторые представления о том, что происходит с предстательной железой, но, к сожалению, не является чувствительным именно к онкологии. Потому что и другие заболевания простаты могут давать повышение ПСА.

Кроме лабораторных методов, существует трансректальное УЗИ (ТрУЗИ), томография, традиционное пальцевое исследование. Но все они также не дают специалисту-урологу полной картины для понимания, есть ли именно онкология. Один из более точных методов, который позволяет выявить рак, биопсия простаты. Но процедура эта непростая и весьма травматичная для пациента. Бывает, что необходимо отщипнуть материал для анализа клеток на онкологию в 16–18 местах простаты. И при этом, биопсия также не является гарантией стопроцентной диагностики. Поэтому через какое-то время её зачастую приходится повторять.

— Николай Борисович, поводом для нашей беседы стала новинка, которая только начала использоваться в Брянском клинико-диагностическом центре.

— Наука не стоит на месте, и сегодня мы располагаем разработкой российских учёных — наборами для лабораторной диагностики рака простаты. Эти маркёры сделаны компанией «ТестГен», и они не уступают зарубежным аналогам. Более того, по сравнительным исследованиям, которые были проведены под руководством главного уролога Москвы, академика Дмитрия Юрьевича Пушкаря, наша разработка работает даже лучше. При этом в разы дешевле.

Это исследование называется PCA3. По названию гена, на котором синтезируются так называемые мессенджеры рибонуклеиновой кислоты (МРНК). Оказалось, что наличие МРНК гена PCA3 является маркёром злокачественных опухолей предстательной железы. Клетки простаты, как и всех других органов, отшелушиваются, попадают в мочу, и в них можно определить МРНК. Метод состоит в том, что после массажа простаты моча собирается и исследуется. Если мы находим МНРК, то можем говорить о том, что, скорее всего, у пациента имеется рак простаты. И это уже является веским основанием для проведения биопсии.

— То есть всё равно окончательный диагноз будет поставлен после этой неприятной и травматичной процедуры?

— Да, но в этом случае мы говорим, что в биопсии действительно есть необходимость. А если в моче не обнаружен МРНК, то, несмотря на то что ПСА общий показывает увеличение простаты и ТрУЗИ также выявило наличие отклонения, мы уже не направляем пациента на биопсию. Он, конечно, будет продолжать наблюдаться, и не исключено, что при повторном исследовании PCA3 у нас появятся основания для проведения биопсии. Но главное, что это исследование уводит от необходимости делать неприятную процедуру большое количество пациентов.
— Это исследование платное?

— К сожалению, да. Стоимость анализа около пяти с половиной тысяч рублей. У нас в области нет тарифов на лабораторные исследования. Это значит, что медицинская страховка не покрывает подобные услуги. А между тем сегодня развитие лабораторной диагностики активно развивается в сторону молекулярной диагностики, к которой и относится анализ, о котором мы с вами беседуем.

— Николай Борисович, а какие ещё новинки молекулярной диагностики доступны для пациентов центра?

— Хотелось бы рассказать о молекулярной диагностики пола и резус-фактора крови плода. Резус определяем, начиная с десятой недели беременности, а пол — с седьмой. И для этого достаточно просто взять кровь из вены женщины. Я бы сказал, что это очень нужное исследование. Потому что у нас до сих пор будущей маме с отрицательным резусом назначают специальную и весьма дорогостоящую терапию по умолчанию. А ведь если у ребёнка тоже отрицательный резус, она не требуется! И вот наше исследование может это выявить. Мы уже три года делаем подобный анализ, но далеко не все гинекологи рассказывают о нём женщинам. Хотя на своих выступлениях я настойчиво прошу их доносить эту информацию до будущих мам. И пусть они уже сами решают, заплатить ли им один раз три с половиной тысячи на исследование или всю беременность наобум проводить терапию.

2239

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*