Кто про что, а я про баню
Часть вторая. Начало в предыдущем номере
Сочи. Красная Поляна. «Баня-ленд»
Банная тема на Красной Поляне начиналась именно с неё. 6 отдельных зон отличаются друг от друга концепцией. Много азиатских мотивов. Запомнилась водная горка прямо из парилки на втором этаже в бассейн на первом.
Сочи. Красная Поляна. «Бритиш бани»
Для начала об отеле при бане— «Ом-дом». Берёт не шиком-блеском, а атмосферой, попаданием в эмоции. Для меня это было жильё хоббитов, таинственное, доброе и немного ехидное.
Дом сделан из стволов громадных каштанов. Их вырубали к Олимпиаде. А стены вылеплены сеном с глиной. Получилось пространство без углов и чёткой геометрии, очень уютное и живое.
В самой бане сначала аромапарение в отдельной парной, которая оригинально названа «Ежиха», потому как облицована деревянной черепицей и напоминает ёжика. Сидим вокруг навала камней, как в мини-театре, и дышим попеременно поддаваемым на камни ароматным травяным паром. Подготавливают эту парную по-чёрному с технического этажа ниже, а при гостях уже не топят, используя нагретые валуны для создания пара.
Во всех парных нет подсветки на стенах, освещение достигается через мутное или состаренное цветное стекло в потолке. При этом всё-таки электрическим светом с отражателями создаётся ощущение природного освещения даже в тёмное время суток.
По всей площади банного пространства, а находится оно под открытым небом (парные и гостевые комнаты являются отдельными зданиями), протекает живой ручей, образующий посреди комплекса проточную купель. Есть и достаточно большой бассейн.
Между парными стоит чан с водой, подогреваемый снизу костром.
Парение было ниже моих ожиданий. Порядок с живота к спине лично мне кажется неким мухлежом, поскольку нет мягкого нарастания, прак-
тически сразу начинает зажаривать. Парилка небольшая, очень колоритная, вписанная в ландшафт. Столы, ковши и прочие предметы обихода самодельные. По выходу из парной меня ждёт скамья с ванночкой для ног, вода в которой собирается протекающим через участок ручьём.
Отдельный кайф — отдыхать после парной с видом на горы, ловлю ощущение единства с природой. Между двух величественных деревьев натянута летающая кровать.
США, Нью-йорк. Mermaid spa
Русских общественных бань в Нью-Йорке вроде как четыре. Эта ближе всех в Брайтон-бич.
Персонал весь русскоязычный, но теплоты это не добавляет. Очень равнодушный приём, этакий советский стиль. После избыточно дружелюбного американского сервиса предыдущих дней режет глаз.
В раздевалке пахнет гнилой тряпкой, ощущение подушатанного фитнес-центра.
3 добротные и просторные русские парные и один хамам. 3 маленьких бассейна. 2 очень холодных и один тёплый. Печи в парных топятся газом.
Взял парение. Техника у банщика необычная. Работает одним веником. Очень быстро догревает до полного кипятка. Практически ошпаривая тут же снимает жар другой рукой. В целом очень спортивный стиль, и мне он вошёл только в целях снять крепатуру после марафона. То есть эффект крутой, но некомфортно напрочь. Но, как я понял, банщики здесь не в большом спросе — этот приходящий, и торопил меня своим визитом к стоматологу.
Обстановка, на моё мнение, безвкусна, хоть и со стремлением вкрапить родные нотки.
Со всех стен, как на опасном производстве, запреты и предупреждения.
И ещё непонятное чувство не покидало, что сейчас вдруг к нам войдёт Вилли Токарев в своих усах. Это тоже не даёт расслабиться.
Финляндия, Хельсинки. Сауна Loyly
На эту баню мой глаз положен пару лет назад. Как большой сторонник бани с вениками и профессиональными банщиками, сами по себе, без них, бани для меня просто сауны, именно с уничижительной коннотаций (я погуглил и вроде правильно эти два слова написал). Это место зацепило меня, прежде всего, дизайном. Я прям фанат дизайна, особо выделяя такой, что не требует никаких денег, где важнее идея, креатив. Из г… и мыла, называю я подобное любя.
Теперь о впечатлениях. Сауна совмещена с очень приличным рестораном, и вместе (частью здания) они расположены над водой. На входе обязательно снимают обувь и ставят её в общий шкаф. Далее на кассу, платим по 19 евро с человека, покупаем напитков с собой и айда снимать с себя одежду в раздевалке поблизости. Раздевалка и душевая стильные: неяркий свет, чёрные каменные стены, индивидуальные деревянные шкафчики, в душе вкусные шампунегели в дозаторах.
Без трусов дальше душа не ходите: в сауне всегда общие дни.
Парная встретила вонью сырого белья. Уже уходя, забрал с собой и кинул в бак с грязным чьё-то забытое на поручне полотенце. Оно-то и воняло. Все деликатно терпели, видимо, ожидая забывчивого хозяина. На верхних полкáх тепло, но по мне недостаточно. Насиживать до состояния возможности контрастных процедур пришлось долго.
Неожиданным стали три особенности. Все ходят босиком. В войлочных шапках были только мы. Финны, оказывается, монголоиды. Про босиком, как я понял, либо Финляндия — страна, победившая грибы, либо температура парных всё убивает, а мы в бывшем СССРе и не в курсе. А про «финомонголов» была шутка, но китайцев реально до фига, а я вертел политкорректность.
Стены парной стеклянные, за стеклом дрова на красивых паллетах. Вот же с.., даже дрова у них в паллетах.
Выходим из парной — и вот она, лестница в море. Нашу мелкую обратно не загнать. Рядом с баней спортивная площадка с полным аншлагом и кафешка с шезлонгами и зданием кухни из дерева, специально обработанного огнём, я впервые увидел такой способ отделки дерева.
В целом, кроме как дизайном, сауна меня впечатлила мало, у русской бани с веником — сто очков вперёд, но дизайн — это в наш век всё, посему строго рекомендую.
Буковель. «Банька на дровах»
Баня расположена посреди небольшого самовырытого озера на деревянных сваях. Проходим по узкому мостику к дверям. Здание из бруса. Внутри очень много деревянных фишек, которые хочется перенять. Детали дизайна пленяют добротностью и той простотой, за которой чувствуется большая работа. Банщик Денис приветлив и, как полагается хорошему банщику, властен. Место для отдыха с необыкновенной мебелью. Похоже на те здоровенные каштаны, что мы видели в «Бритиш бане». Выполированный светлый массив древних деревянных гигантов. Чай, мёд. Идём в парную. Денис выкладывает нас троих вдоль на просторные полки′, травит байки и понемногу-понемногу нагнетает жар, обмахивая нас разными вениками. В парной насыщенный запах разнотравья. Что-то угадывается, что-то нет, букет необычайный. Первый заход прицельный, аромапарение. «Хворь-хворь, выйди вон». Удивил меня рябиновый веник. Аромат рябины сладкий и пьянящий. Денис рассказал, что веник редкий, и он сам ездит за ним куда-то в отдалённую местность и заготавливает его совсем понемногу. В парной необычный свет. В первый раз один, в этот раз оттенок меняется. Денис обозначает предстоящее нам: «Добро пожаловать в наш садомазоклуб», зловеще хохочет и довольный, переключает нежный свет парной на красный. Начинает работать вениками, а затем растирать нас солью и мёдом, справляясь сразу с троими. «Хворь-хворь, выйди вон», — бормочет Денис, чуть картавя, напоминая мне Охлобыстина. «Парься-парься и не старься», — мистически проговаривает он мантрой, неустанно нагнетая и нагнетая жар. Отец кряхтит и в конце-концов ретируется, мы с сыном постоянно просим пощады, но нас он уже не выпускает. «Паггггггься-пагггься… хвоггггь- хвоггггь». Наконец мы разжалобили нашего хозяина и бежим охлаждаться в собственном озере, на котором стоит банный сруб. Нас не остановила необходимость нырять голыми и с парадного, но специальный спуск расположен на задах. Стемнело. Подсветка дополняет мистику сегодняшнего вечера. Денис командует оплыть вокруг бани, и мы, послушно булькая, плывем, постепенно охлаждаясь и замерзая. Приплывших, он не сразу пускает нас из озера, заставляет понырять ещё. Окончательно замёрзшие, выходим. Нас ждёт следующее испытание. Ложимся на пол, и нас, и так замёрзших, Денис то поливает холодной водой, то омахивает ледяным ветром. Доходит до того, что я начинаю истерически смеяться и чувствую боль посреди ладоней. Кажется, что до такого состояния не замерзал никогда. Стигматами экзекуция заканчивается, бежим отмокать в травяной купели. Подводя итог именно этой бане, могу с уверенностью заявить, что это пока мой самый экстремальный банный опыт. Думаю, что ко всему можно привыкнуть. Но, как бывает в некоторых вещах, привыкание может лишить нас радостей новизны. Эта баня была точно в радость, и я с нетерпением жду зимы, чтоб свести опыт к максимуму и врасти в лёд под похохатывание тёзки: «Хвогггь-хвоггггь… паггься-пагггся».
2828
Добавить комментарий