Брянск глазами архитектора
К Дню города выпущен фотоальбом «Брянск» с редкими, узнаваемыми, любимыми видами нашего города. Обложку альбома украсили главные городские достопримечательности, с ювелирной точностью выполненные тушью. Автор композиции — архитектор и художник-график Людмила Вальцыферова. Графических работ по Брянску у неё уже больше сотни. Площади и перекрёстки, заводы и вокзалы, храмы и дворики… Все они вошли в альбом «Брянск глазами архитектора». Получился достаточно полный обаятельный портрет нашего своеобразного провинциального древнего и строящегося города. Этот альбом удостоен Диплома в номинации «Книга – событие» на брянском конкурсе «Книга года – 2017».
Людмила Николаевна Вальцыферова родилась в Путивле Сумской области, в семье военнослужащего. Раннее детство прошло в закрытых гарнизонах, а школу заканчивала в Брянске, куда перевели отца. Признаётся, что с детства, как оба её деда, мечтала стать строителем и всегда чувствовала в себе эти корни. Два года занималась в изостудии ДК БМЗ. Архитектурное образование получила в Ростове-на-Дону. Там впервые победила в студенческом конкурсе рисунка. По распределению выбрала Подмосковье — город Апрелевку, экспериментальный институт, где проектировала здания сельского назначения. В проектном институте, прошла первая персональная выставка Людмилы Вальцыферовой. После замужества вместе с семьёй переехали в Москву, а несколько лет назад художник променяла столицу на провинцию.
— Брянск прекрасен в своей патриархальности, — уверена Людмила Николаевна. — А также примечателен уникальным рельефом: овраги, живописная Десна, а улицы Советского района, как в стихотворении Агнии Барто, «бегут с горки на горку». А ещё перекличка истории и современности, сочетание старого и нового в архитектуре. Как-то была в Белгороде с выставкой. Город будто стерильный. Чистый, улицы вымощены плиткой, много скверов, цветов, современной городской скульптуры: то старушка со спицами задремала, то дворник метёт у старинного фонарного столба. Красота! Фотографировать приятно, но рисовать не тянет. Есть там комплекс храмов, но он, как за забором многоэтажек: купола зажаты окружением балконов и лоджий.
Вот вы говорите, даже в компьютерных программах можно убрать многоэтажку, добавить деревья. Но это будет другой город, не Белгород!
Вернулась в Брянск, иду по Калинина и вдруг… южный дворик! Кособокий, старенький дом спускается по Арсенальной, один этаж переходит в два. Каждый хозяин достраивал, лепил что хотел: кто веранду, кто крыльцо. В огородах — теплица, бочка с водой, забор покосился, сараюшка, бельё сохнет… Думаю, надо рисовать, уйдёт натура. И действительно теперь домик рухнул.
Особая точка зрения
— Людмила Николаевна, ваши работы — это и есть стремление запечатлеть уходящую натуру? И есть ли в городе места, которые сохранились только на ваших рисунках?
— Очень меняется улица Урицкого. Хорошо, что по совету архитектора Александра Петровича Перова успела её порисовать. В Нижнем Судке у здания миграционной службы теперь огромный коттедж вместо повидавших жизнь кривых домишек. В центре улицы Энергетической уже не стоит, широко расставив ноги, огромный столб высоковольтной линии с паутиной проводов. Рядом трёхэтажный дом — здание первого энергетического центра. Отсюда началась электрификация Брянска. Теперь этот старый дом выкрашен в бело-голубую полоску, как моряк… Вроде обновили, но как-то вульгарно.
В моём альбоме на набережной — старый фонтан и лестница ещё без фонарей. Теперь хорошо стал виден фасад Винного замка — здания Брянскспиртпрома. У меня он ещё прячется за ёлками. Из цехов БМЗ я изобразила здание громадной электростанции. А мне сказали, что у неё плохой КПД. И её будут взрывать. Но пока ещё цела…
Но ведь старых домов в Брянске и так уцелело немного: город в войну здорово пострадал. Да ещё он с горок потихоньку сползает. На Урицкого есть дома, схваченные металлическими обручами, как бочонки, они разваливаются и ползут вниз.
В овражках Верхнего и Нижнего Судков особенное своеобразие города. Редко в каком городе можно увидеть вертикальную композицию многослойной, разнообразной застройки. На какой ещё центральной улице, в каком городе можно любоваться стариной и при этом слушать, как кукарекает петух, мычит корова и видеть, как пасутся гуси… Это тоже особенность нашего Брянска. Чувствуется, что он не губернский, — старосветский и очень обаятельный в своей простоте.
— Брянский фотограф Аркадий Курдиков говорил, что во многом прелесть ваших рисунков — в выбранных ракурсах…
— Бывает, день проходишь, а возвращаешься ни с чем. Чтобы нарисовать пересечение улицы Октябрьской с бульваром Гагарина, пришлось подняться на самый верх лестницы ТД «Галерея». На крышу меня не пустили, шёл ремонт. Но и из окошка получилось удачно: бульвар с фонарями и пешеходами, домик с деревянным верхом и купола кафедрального собора вдали. Знакомой понравился рисунок спуска улицы Пролетарской к улице Калинина. Девушка, окончившая Строгановку, посмотрела и говорит: «Какой у вас Брянск красивый!» А я рисовала, стоя на высокой куче грязного снега. Такой Пролетарскую действительно мало кто увидит. Здание областной Думы мне показалась более интересным с торца, за ветками деревьев Круглого сквера. По-моему, и обложка моего альбома получилась интересной, когда на перспективу проспекта Ленина наложился монумент площади Партизан и Вечный огонь.
«Чем хуже бумага, тем лучше картина»
— По образованию вы архитектор и всю жизнь в этой профессии. Рисование для архитектора — необходимый навык?
— Правильнее сказать — удобный. На практике в Ленинграде видела, как работал залуженный архитектор СССР Игорь Фомин — руководитель проекта новых корпусов Ленинградского университета. Он рисовал будущий комплекс на маленьких листочках. Их фотографировали, распечатывали форматом метр на метр и везли утверждать в Москву. Сейчас есть компьютерное проектирование в 3D. Но когда архитектор рисует, проекта ещё нет, а образ объекта уже можно увидеть, поправить, показать.
— Вы рисуете Брянск на бумаге. Какая она только сейчас не бывает! И авторского литья, и дорогущая импортная. Качество бумаги как-то влияет на результат?
— Конечно, с качественными материалами работать приятнее, удовольствия больше. Но и ответственности больше. По дешёвой бумаге легче, смелее рука идёт. Но результат, пожалуй, больше зависит от настроя, от впечатления художника. Как-то раз ещё в Москве выдался чудесный свободный вечер. Передо мной в лучах заходящего солнца Кутузовский проспект. Бегу в гастроном, дают лист толстой бумаги с просвечивающимися опилками. Была такая для веса. Перед этим, пока росли дети, я долго не рисовала, соскучилась, «изголодалась». И теперь с жадностью взялась за рисунок. Получилось легко, солнечно, динамично. С бегущими пешеходами, движущимися автомобилями… А бумага была никакая. И карандаш — тот, что в сумке оказался. Под разную бумагу подходит разная техника. Люблю работать тушью и стружкой. Беру деревяшечки со старых советских спичечных коробков. В моём альбоме много работ в этой технике. Рисуют художники и на обоях, и на мятой бумаге. Известный художник Сергей Зверев мог делать шедевры вареньем на салфетке.
— Вот вы Москву на Брянск променяли. А ведь это город совсем другого масштаба…
— Я вернулась в Брянск в 2009 году, после того, как побывала во многих уголках нашей большой когда-то страны и повидала мир. Поэтому и взгляд не замыленный. Уверена: чем больше ездишь, видишь, тем больше начинаешь ценить и любить своё родное и близкое. До сих пор на многие вещи в Брянске смот-
рю словно впервые…
В тему!
В творческий Союз художников Людмила Вальцыферова вступила в 2008 году, участвовала в выставках в Москве, Дятькове, Брянске, Сумах, Белгороде.
В 2017 году вышел первый тираж альбома «Брянск глазами архитектора», и в том же году признан книгой-событием 21-й ежегодной выставки «Брянская книга». Обложку нового альбома «Брянск» украсили значимые графические «портреты» главных достопримечательностей нашего города.
3158
Добавить комментарий