Критика как тренажёр для эго
«Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть никем».
Аристотель
Помните старую шутку? Леди Астор: «Если бы я была вашей женой, сэр, я бы подсыпала яду вам в кофе». Уинстон Черчилль: «Если бы я был вашим мужем, я бы его выпил».
Очень важный навык — молниеносно реагировать на критику и колкости. Но в жизни чаще хорошая мысль приходит «после драки», когда кулаками махать смысла вроде как и нет. Каждый реагирует на замечания по-своему. Так как же сделать так, чтобы критика приносила пользу, а не горечь и страдания?
1. СПОКОЙСТВИЕ!
Первая реакция, которую рождают наши мозг и эмоции — нервно высказаться в ответ или, того хуже, показать критикующему свои нежные струны. Стоп! Гнев и обида концентрируют вас на вас самих! Сигналы в мозг идут такие: как защититься? как ослабить критику? Вместо того чтобы подумать, чем критика может вам помочь.
Вывод. Успокаиваемся. Дышим медленно, глубоко и только животом. Спокойный ум видит больше и мыслит более конструктивно.
Проведите практику: вместо того, чтобы поддаваться молниеносной реакции, начинайте наблюдать за ней. Чувствуете, что хочется защищаться, переведите внимание снова на наблюдение. Бурная реакция ослабевает и сходит на нет, а ваша психика укрепляется. Этот метод я испытала на себе. Работает.
2. КТО КРИТИКУЕТ?
Очень люблю этот метод. Допустим, вы врач. Вам сделали профессиональное замечание, что вы не так провели обследование пациента. Кто посмел высказаться: уважаемый доктор, или пациент с соседней кровати, или другой человек, далёкий от медицины, но гордо бравирующий «я в Интернете читал!»?
Реагируйте на критику только тех людей, с которыми вас связывают прочные постоянные отношения, которые хорошо вас знают и дорожат вами — как работником, другом, партнёром или приятелем — и в целом позитивно к вам настроены.
Не тратьте время и нервы на анализ негативных комментариев в соцсетях или в обратной связи на сайте вашей компании. Хейтеры были и будут. Бытовое хамство случайных людей, чей жизненный опыт не вызывает у вас доверия, не должен травмировать вашу психику. Не распаляйтесь на отрицательные замечания. Это не критика. Это бестактность и хамство. Не опускайтесь до уровня троллей.
3. ЭМОЦИЯ ИЛИ РАЗУМ?
Уметь критиковать — это талант. Нужно быть деликатным и тактичным. Многие люди пользуются руководящими должностями и патологически неправильно общаются с людьми, которые от них зависят. Есть и другая крайность. Люди строят общение исключительно в пассивно-агрессивной форме, забыв о том, что критика должна быть конструктивной.
Поэтому, если на вас кричат, ругаются, агрессивно нападают в присутствии посторонних, делают обидные замечания, обязательно проговорите это со второй стороной. Спокойно. Дайте высказаться. Не оправдывайтесь.
4. ЗАДАВАЙЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Критика — это инструкция, готовые рекомендации, направленные на результат.
Поэтому задавайте визави как можно больше уточняющих и наводящих вопросов. Возможно, собеседник просто не в духе и выплеснул на вас свои эмоции. Если это рабочий разговор, всегда держите под рукой ручку и бумагу, задавая уточняющие вопросы и записывая замечания. Концентрируйтесь на действиях, которые от вас ждут, и на деталях.
5. ВЫБИРАЙТЕ СЛОВА!
«Хвали — прилюдно, критикуй — один на один!» Первое: напрочь избавляемся от оценок. Такие прилагательные, как поверхностный, плоский, примитивный, неэффективный, не помогут критикуемому измениться к лучшему. Если вы сами планируете критику, заложите для непростого разговора немного больше времени, чем для обычной беседы. Критический разбор будет полезен собеседнику, только если он будет детальным, подробным. В личном разговоре будет больше практической пользы, чем общий коллективный разбор полётов.
6. ДЕТАЛИ, ДЕТАЛИ…
Пример. Вам предстоит работа над новым проектом. Критики со стороны заказчика будет много. Чаще оттого, что не до конца понимают, что им в итоге нужно. Поэтому перед началом работы с новыми людьми или сложным заданием попросите подробный план, утвердите его предварительно и двигайтесь по нему без отклонений или просите образец для подражания, если он есть.
Если вы слышите критику в свой адрес и хотите использовать её себе во благо, вежливо настаивайте, чтобы она была подробной. Не забывайте, что критика может быть субъективной. Тысячи хвалебных отзывов о нас и нашей работе из-за этого могут пройти мимо незамеченными, а вот один негативный способен выбить из колеи на дни, а то и на недели. Увы, негативные отзывы будут всегда, если вы что-то делаете. Перечитайте афоризм Аристотеля в начале статьи. Всем не угодишь — и это нормально.
Готова ответить на ваши вопросы и жду вас на своих страничках в соцсетях:
Тел. +7–910–235–30–50
WhatsApp/Viber:
+7–910–235–30–50
vk.com/zvuchi_bryansk
3644
Добавить комментарий