Привет, медведь!

Наталья Тимченко • Игорь Шпиленок

Тысяча медведей, 7 месяцев съёмок, 8 терабайт материала, 10 испорченных камер, 35 фестивалей и 17 наград… В канун брянской премьеры фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» «Брянская ТЕМА» поговорила с главным оператором фильма Дмитрием Шпиленком и его братом — автором идеи, основателем и первым директором заповедника «Брянский лес», фотографом дикой природы Игорем Шпиленком.

Привет, медведь!

«Я — оператор, а не оратор», — улыбается Дмитрий, комментируя просьбу рассказать о самых запомнившихся моментах съёмочного процесса. На помощь приходит Игорь: «Кино — это дело командное, поэтому Дмитрий возит меня с собой в качестве оратора и массовика-затейника».

А дальше братья рассказывают, органично дополняя друг друга. И очень быстро ловишь себя на мысли: «Хочу волонтёром на следующий фильм!» Дмитрий говорит, что, потренировавшись на медведях, мечтает снять истории лисьих семей. Тоже живущих в Южно-Камчатском федеральном заказнике имени Тихона Игоревича Шпиленка».

Игорь: Съёмки начались с того момента, когда медведица выводит своих малышей из берлоги. Я нашёл десять берлог, но сотрудничать с нами согласились только две медведицы. Тесла с двумя медвежатами и Самапятая с четырьмя. Остальные дружить не пожелали и вели себя весьма агрессивно. Так что у нас две главные героини и очень много массовки.

Дмитрий: Когда снимаешь заповедную дикую природу надо многими часами тихонечко сидеть за объективом и наблюдать за тем, что происходит. Фильм снимался по сценарию, написанному не человеком, а самой природой. И поэтому всегда можно было ожидать крутых сюжетных поворотов.

Игорь: Всё началось с того, что на Диму с дерева упал… медведь! Наш главный оператор смотрел по сторонам, был очень внимательным и осторожным. В тот день мы буквально за час увидели больше ста медведей. Они подтягивались к реке, по которой
пошёл на нерест лосось. Мишка, мирно дремавший на дереве, услышал, как заплескалась рыба, и, дабы сократить время, не стал слезать, а просто шмякнулся с высоты трёх метров перед носом Димы, тут же вскочил и понёсся на рыбалку.

Дмитрий: Да у меня вообще всё мироощущение перевернулось. Я всегда считал, что, если что, могу от медведя на дерево залезть. А после того как в метре передо мной приземлился зверь, понял: на дерево больше никогда не полезу! Я, когда хруст веток сверху услышал, голову поднял.

И увидел, что медведь вот-вот свалится прямо на меня. Но, падая, он каким-то образом умудрился вывернуться в полёте и приземлиться на четыре лапы. Как кошка. Весом в четыреста килограммов. А меня этот прыгун вообще проигнорировал. Как пустое место. Хотя я за считанные секунды сам с собой уже попрощался…

Игорь: А как ты в первый раз с собой попрощался? Помнишь этот выстрел в штаны?

Дмитрий: Не в штаны, а из штанов!

Игорь: Мы стояли в русле речки, на галечной косе. У меня ружьё на плечах, а у Димы был в кармане сигнал охотника. Эта штука представляет из себя палку, на которую наворачивается маленькая шумовая ракета. Нажимаешь на спусковое устройство, ракета летит метров пятнадцать и в воздухе взрывается с громким звуком. Очень удобно отпугивать зверя. А в тот день на нас уже раза три медведи нападали. Но надо знать, что медведь просто так не нападает. Обычно это бывает от неожиданности. Внезапно перед ним возникает человек, например, в траве, и у мишки сразу защитная реакция. Мы специально ушли на открытое место. Чтобы медведи нас заранее видели. Только штативы поставили, как в этот момент стая рыбы зашла в реку и косолапые это услышали. Они неслись так, что не замечали ничего и никого вокруг. Мы услышали треск, и прямо на нас выскочила большая медведица с медвежатами. Она смотрела сквозь нас на рыбу, а Дима оказался прямо на её пути. У меня не было времени снять ружьё и выстрелить в воздух.

Дмитрий: А у меня не было времени доставать отпугиватель. И я выстрелил шумовой ракетой прямо сквозь карман. Но удачно. Медведица испугалась и повернула назад.

Игорь:  А как у Димы медведи воровали кинокамеру! Он тогда любил снимать в наушниках. Ещё любил… С направленным вперёд микрофоном. Микрофон писал все звуки спереди, а вот то, что делается сзади Дмитрий и не видел, и не слышал. Пока ему не показали видеозапись самого съёмочного процесса. И больше Дмитрий с наушниками не снимал…

Дмитрий: Потому что я увидел, что ко мне со спины подходят медведи, обнюхивают и едва ли не облизывают. Медведицы подводят детей посмотреть сидящего за странной штуковиной человека. Даже со стороны страшновато выглядит. А я всё это время в блаженном неведении пребывал. Однажды медведь утащил камеру и бросился с ней в воду. Где благополучно её утопил. Мы пытались достать, чтобы попробовать спасти отснятый на флешку материал, но глубина была очень большая. Даже водолазное снаряжение не помогло.

Игорь: Просто Дима неправильно себя повёл. Когда молодой любознательный медведь схватил камеру, надо было дать ему возможность с ней наиграться. Он бы её, конечно, сломал и бросил. Но флешка была бы спасена. А Дима за воришкой погнался. И медведь от него сиганул в озеро.
Зато когда мы поняли, что медведей привлекают камеры, решили этим воспользоваться. Сделать из медведей операторов. Компания GoPro предоставила нам десять камер в водонепроницаемом контейнере. И медведи, играя с ними, сняли довольно интересные моменты из жизни своих сородичей. Даже подводные съёмки рыбы получились. Некоторые кадры потом вошли в фильм. Были специальные люди, которые потом ходили и забирали эти камеры.

Дмитрий: Ключевое слово «были»… А если серьёзно, то камеры собирали ребята-волонтёры. Потому что нормальные люди на такое не подпишутся.

Игорь: Вот видите на фото рядом с Димой стоит парень-великан? Для медведей размер имеет большое значение. Они побоятся нападать на человека высокого роста. Поэтому у Дмитрия был телохранитель — два метра семь сантиметров. В России такого не нашлось, «выписали» из Литвы. И медведи его очень уважали. А у него из защитного оружия были только… камни.

Дмитрий: За семь месяцев съёмок я привык, что у медведя его намерения буквально на морде написаны. Смотришь — и сразу видно, как он настроен. Вернулся в цивилизацию и первые дни с ума сходил. Потому что выражение лица человека зачастую абсолютно противоположно его мыслям. Помните, как говорил герой Олега Янковского в «Том самом Мюнхгаузене»? Все самые большие глупости совершаются с серьёзным выражением лица…

3502

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*