«Папские» методы в деле и дома
«Так ты ёмко напиши», — ответила Наталья на мои сомнения о достаточности лишь одной журнальной полосы на такую объёмную тему*. Так что к делу. Как совместить предпринимательский опыт с родительским. У меня двое мелких, и в основном это счастье. Но бывает и «суко бесят», как никакие дальние не сумеют.
Могу точно сказать, что мой отцовский рост для меня значителен, поскольку на начальных этапах отец из меня не оч. Пока не могу простить себе случай, как я очень ощутимо шлёпнул младшую дочь по трёхлетней попе за истерику на выходе в садик. То же, но ощутимее со старшим сыном, которого я в ярости плюхал совсем не раз.
Отчим меня бил, как я помню, единожды, от мамы мне по уху доставалось тоже нечасто, так что оправданий мне нет. Что, собственно, весомей аргументировало мне работать с гневом.
Как я сейчас понимаю, моя эмоциональность достаточно сильно подавлена, что как для воспитания детей, так и для бизнеса обстоятельство так себе. Уж простите мне, что я всё про себя, но теоретизировать бесфигурно, мне кажется, пафосным. Так что поделюсь своим.
Отмечу, что параллелей в бизнесе и родительстве масса. Сотрудники зачастую видят руководителя родительской фигурой. Включают всё те же инструменты манипуляции у себя и всё те же реакции на свои действия у меня. Как и в воспитании детей, хочется проскочить пояснения и вхождение в мир ребёнка, заменив их на указания, так и с сотрудниками вовлечение в задачи, долгий путь взращивания у сотрудников самостоятельности и ответственности хочется подменить системой мотивации и раздачей взысканий. С одной стороны, я хочу, чтоб моя команда обходилась без меня и сама принимала все решения. С другой — не дай бог решение будет недостаточно верным, я вам все мозги выем. С одной стороны, я хочу вырастить сына, который не будет в тени талантливого и властного отца (а я такой, поверьте), с другой — постоянно ловлю себя на ярости ко всем его юношеским неуклюжестям и попыткам подростковой сепарации, пора которой уж пришла. Фуххх, аж взбодрили меня все эти конф-ликты интересов. Мой опыт, как уж я обхожусь с этими трудностями на сегодня, я сведу к следующим методам.
Признавать ошибки
На работе извиняюсь перед сотрудником и пытаюсь объяснить причины, из-за которых вспылил. Не в оправдание, а именно в объяснение. Что да, неадекват, но вот факт, об который споткнулся, таки всё ж люди. То же и с ребёнком. С ребёнком мне лично сложнее признать свою неправоту. На первых порах, а, как вы понимаете, ошибаюсь я регулярно, были мысли о потере авторитета. Но после извинений, пусть вымученных, появляется облегчение, и я понимаю, что поступаю точно верно. Кстати, проверять своими чувствами верность своих действий, доверять сердцу и интуиции — одно из моих обретений в результате личностного роста.
Предоставлять свободу
Этот метод, как, наверное, и многое хорошее в нашей жизни, нужно настраивать в балансе. С одной стороны, А. Фридман учил нас, «что не разрешено, то запрещено». Да, на некоторых линейных позициях и в некоторых, уже не раз пережёванных вопросах это именно так и не иначе. Но в местах, где есть неопределённость, в новых ситуациях, действия в которых не регламентированы, очень хорошо, если ваши сотрудники не будут пассивно ждать, когда появится босс и всё решит, а сами возьмут на себя ответственность и примут решение. Понятно, что вам, как руководителю или отцу в схожей ситуации, надо засунуть в ж… ярость, что вас не спросили, именно исходя из этого метода. Ярость может появиться, потому что, во‑первых, решения не факт что будут выверенными. А во‑вторых, что совсем смешно (но у меня так даже чаще), из страха, что так они и совсем без меня обойдутся. Инициатива у нас наказуема — очень плохой слоган для построения гибкой команды и ваших мечтаний как-нибудь свалить от этого бизнеса подотдохнуть. С детьми та же песня. Хотите вырастить сына в своей тени, укажите ему его место, когда он начнёт с вами спорить или не дай бог качать права.
Властному управленцу и тревожному родителю, мне, на практике, в моменте, бывает сложно давать сотрудникам, а равно детям свободу принимать собственные решения. Особенно, когда я вижу правильный путь яснее. Терпение — не мой конёк. В этом векторе я явно в начале пути. Но то, что вектор правильный, я вне сомнений.
Корректировать, не унижая
Реагировать на косяки эмоционально, гневом, а по сути своим страхом неудачи — моя самая «любимая» ошибка. В гневе нарубить дров просто. Так что банально выдыхаем, массируем лоб столом, материмся в свободное пространство, избиваем мягкие игрушки либо переключаемся на свой вкус. Далее сознательно, охлаждённым рассудком, выбираем подходящую кару и в уважительной форме доносим её до заждавшегося виновника.
Всё то, что я изложил выше, всё-таки проще написать, чем регулярно делать. Уж я-то знаю! Иногда уже вроде и совладал с собой и не рычишь ни на сотрудников, ни на детей неделю, две… Как вдруг прилетит что-нибудь, и ты опять находишь чужие уши в своих зубах (шутка юмора, простите).
ЗЫ. С утра перечитав текст, у меня дописка. Детей нужно целовать и обнимать, так что у меня родился ещё один пункт.
Уделять внимание, поддерживать
Детей целовать-обнимать, сотрудников… Ну, у кого как получается. Этот пункт с детьми мне удаётся. С сотрудниками… С ними формат скорее в сторону проявления симпатии-расположения, ободрения и поддержки словом и делом, пока не совсем. К сожалению, перфекционизм мешает радоваться тому, что уже достигнуто, и на объекте я чаще недоволен. При этом в моменте забывая, что работа с регламентами и отчётностью — не всё, и что доброе отношение к подчинённым, хорошее расположение духа руководителя как сигнал — это и мотивация, и организация командности, то есть часть управленческого функционала. Никакие лозунги не заменят поддерживающего руководителя. Каюсь, в этом пункте я на стадии «осознать — значит сделать первый шаг».
Конечно, бизнес-команде, в отличие от детей, в большей степени нужна ваша системность, особенно в части регулярного менеджмента. Но, видимо, играть с сотрудниками, касаться их своей человеческой сутью, тоже необходимо. Бизнес — отражение своего владельца, донесённое до клиента через команду сотрудников. Так что хотим, чтоб гостя встречали улыбкой, регламентируем улыбку приказом, работаем над собой, улыбаемся сотрудникам.
1816
Добавить комментарий