А публика созрела! В театре кукол поставили «Русалку» для подростков
Кукольные спектакли ассоциируют с детскими сказками, хотя в разных городах России с успехом идут спектакли на основе серьёзных произведений — «Дон Кихот», притчи Маркеса, «Преступление и наказание», гоголевская «Женитьба», «Саломея» Оскара Уайльда… Весомая часть этого списка — работы лауреата Национальной театральной премии Республики Беларусь режиссёра Олега Жюгжды. Именно он за последнее десятилетие создал самые кассовые взрослые спектакли в региональных театрах кукол — от Гродно до Сахалина. В этом году знаменитый режиссёр поставил в Брянском театре кукол «Русалку» по пьесе А. С. Пушкина, которую мы искренне рекомендуем и держателям пушкинских карт, и их родителям.
Олег Жюгжда родился в Вильнюсе. С 1987 года работает режиссёром-кукольником, с 2003 — главный режиссёр Гродненского театра кукол. Число поставленных им спектаклей приближается к двум сотням. Они идут в театрах Беларуси, России, Литвы, Польши, других стран. Большинство работ адресованы «взрослому» зрителю. В 2009 году спектакль «Вишнёвый сад» был представлен в четырёх номинациях на «Золотой Маске», в 2014-м в короткий список премии попал спектакль по роману «Преступление и наказание» Достоевского.
Про Олега Жюгжду говорят: современный режиссёр, который способен поставить всё — так, как не ставил никто. Мы встретились с мастером во время открытой репетиции «Русалки» — за несколько дней до премьеры, которая обещает удивить брянского зрителя.
Лезть во взрослые дела
— Олег Олегович, у спектакля возрастной рейтинг 12+. Означает ли это, что театр кукол постепенно повышает возрастную планку?
— Для меня театр кукол давно перешёл возрастную планку 3+. Это слишком глубокое, слишком философское зрелище, для кого бы его ни ставили (если, конечно, уважительно относиться к зрителю). Поэтому кукольный спектакль может быть и «двадцать плюс», и «девяносто плюс».
Что касается «Русалки», мы заранее решили: необходимо заполнить нишу среднего школьного возраста, подростков. Я для себя поставил 12+. В этом возрасте дети уже созрели для серьёзного разговора, общения и такой темы.
— Вы сами однажды сказали, что «культпоход в театр сегодня уже не пройдёт как воспитательное мероприятие», а когда школьников «загоняют» в театр, достаточно посмотреть сверху в зал — видишь горящие экраны смартфонов. А чем можно увлечь современных детей?
— Найти что-то интересное им самим, с чем бы перекликалась душа. Вообще театр — это душевная потребность. Она либо есть, либо нет. Но, по крайней мере, предоставить возможность, дать шанс узнать, что это такое — кукольный театр, думаю, все родители обязаны. Потому что зритель — это тоже профессия. Она начинается в очень нежном возрасте. И потом, если ребёнок поймёт, что ему здесь не врут, а наоборот, найдёт какие-то ответы про себя, окружающий мир, про то, что волнует, — этот зритель останется в театре. И затем театры будут «взрослеть».
«Русалка» для тиктокеров
— Содержанию — поэме «Русалка» — почти 200 лет. Какая современная форма нужна, чтобы ребёнок на 40 минут забыл о смартфоне?
— Это же психология детского восприятия! Каждые пять минут что-то должно происходить: появляется новый персонаж, меняется темпоритм действия, музыка. Что-то должно меняться! А уж тем более для нынешнего поколения с клиповым мышлением, когда привыкли не просто к смене картинки — к мельканию! Правда, иногда у них открывается рот и они забывают про смартфон.
— А что в принципе делает спектакль «взрослым»?
— Разная степень глубины поднимаемой проблемы. Если для детей всё заканчивается свадьбой, то для взрослых с этого всё только начинается.
В Гродно я работаю 20 лет, ещё до меня 10 лет театр целенаправленно занимался постановкой спектаклей для взрослых — три десятилетия работаем в этом направлении. Не буду говорить, что билеты у нас спрашивают начиная от остановки, но если идут такие «блокбастеры», как «Пиковая дама» или «Фауст», билеты разлетаются за несколько минут.
— У взрослого человека есть выбор — пойти в кино, бизнес-клуб по интересам, на концерт. А какие аргументы для взрослых — пойти в театр кукол?
— Все жанры хороши, кроме скучного. Делать максимально эффектным, интересным, не пошлым. И люди потянутся за нормальным живым общением. В принципе театр — это что? Почему это интересно? Это сиюминутное живое общение сцены и зала. Ты смотришь — и ты этого никогда больше не увидишь. Только здесь и сейчас. Потому что следующий спектакль будет абсолютно другим.
Наше — всё!
— Вы с Пушкиным и прежде работали. Это своеобразный автор…
— Как только в Пушкина «влезаешь» — всё, он потом не отпускает. Начали «скромно» — с «Пиковой дамы», которая объездила все мыслимые и немыслимые фестивали: в Белоруссии, России, Польше, Литве, Словакии. Совсем недавно случилась премьера в Рязанском театре кукол — «Маленькие трагедии», которые я давно мечтал поставить и наконец-то поставил. Неоднозначный спектакль получился — шумный, громкий, молодёжный. Это не те «Маленькие трагедии», которые мы в школе читали, это совсем другое. А поскольку взялся за драматургию Пушкина, возникла «Русалка». К тому же многие исследователи считают, что её можно причислить к этим самым трагедиям, только на русском материале. А там, глядишь, «Борис Годунов» остаётся.
— Есть ли какие-то особенности у брянского театра, которые повлияли на выбор спектакля?
— Любой спектакль делается под конкретный театр, под конкретную сцену. Два года назад я был в Брянске на Международном славянском фестивале «Театр+». Тогда походили по городу, вдохновились, подышали воздухом, атмосферой и договорились с директором театра Екатериной Павловной Вишневской о совместной работе. У меня тогда не было возможности приехать в Брянск, потом началась пандемия… Два года прошло от идеи до воплощения.
— «Русалка» — это ваш выбор?
— Да, моё предложение. Потому что я, как правило, не дублирую свои спектакли по разным театрам. Каждое произведение, каждый спектакль, а тем более для взрослых, — это ноу-хау, оригинальная идея, эксклюзив.
С художником-постановщиком спектакля Ларисой Микиной-Прободяк вместе работаем с 1991 года — во многих странах, в разных театрах. Наша основная задача — не использовать ранее найденные ходы. В этом плане брянская «Русалка» уникальна, и она оптимально легла на замысел, на театр.
— Почему возник импульс выбора именно «Русалки»?
— Я все спектакли ставлю про любовь. «Русалка» очень легко легла на брянский коллектив. Вообще я работаю там, где тебя хотят видеть. В таких случаях с большим удовольствием оставляю собственный театр и открываю для себя новых, замечательных актёров. Помогаю им раскрытья — научиться говорить своим голосом, высказывать свои мысли. Для меня главное — чтобы искренность была. Потому что за этим ходят зрители.
— А что для вас любовь? Стоит ли ради неё совершать безумные поступки, как героиня пьесы?
— Любовь — это самое лучшее, что дано человечеству. Ради этих мгновений вечности стоит жить.
— «Русалка» — драма не оконченная. Главная интрига новой постановки — что будет в финале. И действительно — что?
— Знаете, сегодня в очередной раз попробовали ещё один финал. Сначала придумали два финала, теперь появился третий. Была даже провокационная мысль, чтобы зал проголосовал за финал. Пока не могу сказать. Приходите — и сами увидите!
— А если коротко — о чём эта постановка?
— О любви, о ненависти… Про это много сказано. Просто подышать этим воздухом, поговорить этим языком, соприкоснуться с живым Пушкиным — это главная сверхзадача.
- * * *
- Екатерина Вишневская, директор Брянского областного театра кукол:
- — «Русалка» для театра — новая ступенька, новый разворот в сторону взрослого зрителя. Уже ведутся переговоры с режиссёрами по поводу новых спектаклей, даже 16+, вечерних спектаклей для солидной публики. Очень важно повышать возрастной ценз спектаклей, расширять репертуар. Театр — участник программы «Пушкинская карта». Это специальные банковские карты, на которые государство перечисляет деньги и их можно потратить на культурные мероприятия. Заметьте, как это символично: премьера спектакля по Пушкину в театре на улице Пушкина!
- У нас много других новостей. 50-й юбилейный сезон открыли спектаклем «Калиф-аист», побывали на фестивалях во Владимире и Калининграде, стали издавать собственный журнал для семейного чтения «А! Фишка». Продолжим радовать зрителя в юбилейном сезоне новыми акциями, премьерами и сюрпризами.
- Наталия Исаева, актриса Брянского театра кукол, заслуженная артистка РФ:
- — В сентябре театр с успехом выступил на фестивале «Золотое колечко» во Владимире. За 6 дней мы посмотрели много спектаклей. В основном театры кукол привозят на фестивали взрослые постановки. И я возвращаюсь в тот судьбоносный день, когда брянский театр познакомился с Олегом Олеговичем Жюгждой. Тогда департамент культуры вместе с нашим руководителем были заинтересованы продолжить работу с мастером, и эту возможность они не отпускали всё это время. Я искренне надеюсь, что спектакль «Русалка» полюбит брянский зритель!
- Елена Сафронова, актриса Брянского театра кукол, заслуженная артистка РФ:
- — Меня удивляет, когда люди, которые часто бывают в театре, убеждены, что театр кукол — только для малышей. Хотя во многих городах идут взрослые спектакли. Когда пришла работать в театр кукол, играла в «Хануме», но, к сожалению, тогда мы не нашли взрослого зрителя. Был спектакль «Оскар и Розовая дама» — и снова та же проблема. Взрослые говорят: «Разве я ребёнок?! » Но это стоит сделать хотя бы ради интереса! Мне всегда жалко, когда нас воспринимают как нечто вторичное, развлекательное. Хотя театр кукол — древнее искусство, которое создавалось для взрослого зрителя.
- Наталия Громыкина, актриса Брянского театра кукол:
- — Мне кажется, время, когда часть брянских зрителей созрела, чтобы посмотреть взрослый спектакль в театре кукол, наступило. В наших группах в социальных сетях постоянно спрашивают, есть ли спектакли для взрослых. Молодёжь, люди постарше признаются, что хотели бы на взрослый спектакль прийти. Теперь такая возможность появилась. Не пропустите премьеру!
1916
Добавить комментарий