А публика созрела! В театре кукол поставили «Русалку» для подростков

Александра Савелькина • Михаил Фёдоров, архив Брянского театра кукол

Кукольные спектакли ассоциируют с детскими сказками, хотя в разных городах России с успехом идут спектакли на основе серьёзных произведений — «Дон Кихот», притчи Маркеса, «Преступление и наказание», гоголевская «Женитьба», «Саломея» Оскара Уайльда… Весомая часть этого списка — работы лауреата Национальной театральной премии Республики Беларусь режиссёра Олега Жюгжды. Именно он за последнее десятилетие создал самые кассовые взрослые спектакли в региональных театрах кукол — от Гродно до Сахалина. В этом году знаменитый режиссёр поставил в Брянском театре кукол «Русалку» по пьесе А. С. Пушкина, которую мы искренне рекомендуем и держателям пушкинских карт, и их родителям.

А публика созрела! В театре кукол поставили «Русалку» для подростков
Театр — это душевная потребность. Она либо есть, либо нет. Но, по крайней мере, предоставить возможность, дать шанс детям узнать, что это такое — кукольный театр, думаю, все родители обязаны.

Олег Жюгжда родился в Вильнюсе. С 1987 года работает режиссёром-кукольником, с 2003 — главный режиссёр Гродненского театра кукол. Число поставленных им спектаклей приближается к двум сотням. Они идут в театрах Беларуси, России, Литвы, Польши, других стран. Большинство работ адресованы «взрослому» зрителю. В 2009 году спектакль «Вишнёвый сад» был представлен в четырёх номинациях на «Золотой Маске», в 2014-м в короткий список премии попал спектакль по роману «Преступление и наказание» Достоевского.

Про Олега Жюгжду говорят: современный режиссёр, который способен поставить всё — так, как не ставил никто. Мы встретились с мастером во время открытой репетиции «Русалки» — за несколько дней до премьеры, которая обещает удивить брянского зрителя.

Лезть во взрослые дела

Сцены из премьерного спектакля «Русалка»— Олег Олегович, у спектакля возрастной рейтинг 12+. Означает ли это, что театр кукол постепенно повышает возрастную планку?

— Для меня театр кукол давно перешёл возрастную планку 3+. Это слишком глубокое, слишком философское зрелище, для кого бы его ни ставили (если, конечно, уважительно относиться к зрителю). Поэтому кукольный спектакль может быть и «двадцать плюс», и «девяносто плюс».

Что касается «Русалки», мы заранее решили: необходимо заполнить нишу среднего школьного возраста, подростков. Я для себя поставил 12+. В этом возрасте дети уже созрели для серьёзного разговора, общения и такой темы.

— Вы сами однажды сказали, что «культпоход в театр сегодня уже не пройдёт как воспитательное мероприятие», а когда школьников «загоняют» в театр, достаточно посмотреть сверху в зал — видишь горящие экраны смартфонов. А чем можно увлечь современных детей?

Сцены из премьерного спектакля «Русалка»— Найти что-то интересное им самим, с чем бы перекликалась душа. Вообще театр — это душевная потребность. Она либо есть, либо нет. Но, по крайней мере, предоставить возможность, дать шанс узнать, что это такое — кукольный театр, думаю, все родители обязаны. Потому что зритель — это тоже профессия. Она начинается в очень нежном возрасте. И потом, если ребёнок поймёт, что ему здесь не врут, а наоборот, найдёт какие-то ответы про себя, окружающий мир, про то, что волнует, — этот зритель останется в театре. И затем театры будут «взрослеть».

«Русалка» для тиктокеров

— Содержанию — поэме «Русалка» — почти 200 лет. Какая современная форма нужна, чтобы ребёнок на 40 минут забыл о смартфоне?

— Это же психология детского восприятия! Каждые пять минут что-то должно происходить: появляется новый персонаж, меняется темпоритм действия, музыка. Что-то должно меняться! А уж тем более для нынешнего поколения с клиповым мышлением, когда привыкли не просто к смене картинки — к мельканию! Правда, иногда у них открывается рот и они забывают про смартфон.

— А что в принципе делает спектакль «взрослым»?

— Разная степень глубины поднимаемой проблемы. Если для детей всё заканчивается свадьбой, то для взрослых с этого всё только начинается.

В Гродно я работаю 20 лет, ещё до меня 10 лет театр целенаправленно занимался постановкой спектаклей для взрослых — три десятилетия работаем в этом направлении. Не буду говорить, что билеты у нас спрашивают начиная от остановки, но если идут такие «блокбастеры», как «Пиковая дама» или «Фауст», билеты разлетаются за несколько минут.

Эскизы к спектаклю — У взрослого человека есть выбор — пойти в кино, бизнес-клуб по интересам, на концерт. А какие аргументы для взрослых — пойти в театр кукол?

— Все жанры хороши, кроме скучного. Делать максимально эффектным, интересным, не пошлым. И люди потянутся за нормальным живым общением. В принципе театр — это что? Почему это интересно? Это сиюминутное живое общение сцены и зала. Ты смотришь — и ты этого никогда больше не увидишь. Только здесь и сейчас. Потому что следующий спектакль будет абсолютно другим.

Наше — всё!

Актрисы Наталия Громыкина и Елена Сафронова— Вы с Пушкиным и прежде работали. Это своеобразный автор…

— Как только в Пушкина «влезаешь» — всё, он потом не отпускает. Начали «скромно» — с «Пиковой дамы», которая объездила все мыслимые и немыслимые фестивали: в Белоруссии, России, Польше, Литве, Словакии. Совсем недавно случилась премьера в Рязанском театре кукол — «Маленькие трагедии», которые я давно мечтал поставить и наконец-то поставил. Неоднозначный спектакль получился — шумный, громкий, молодёжный. Это не те «Маленькие трагедии», которые мы в школе читали, это совсем другое. А поскольку взялся за драматургию Пушкина, возникла «Русалка». К тому же многие исследователи считают, что её можно причислить к этим самым трагедиям, только на русском материале. А там, глядишь, «Борис Годунов» остаётся.

— Есть ли какие-то особенности у брянского театра, которые повлияли на выбор спектакля?

— Любой спектакль делается под конкретный театр, под конкретную сцену. Два года назад я был в Брянске на Международном славянском фестивале «Театр+». Тогда походили по городу, вдохновились, подышали воздухом, атмосферой и договорились с директором театра Екатериной Павловной Вишневской о совместной работе. У меня тогда не было возможности приехать в Брянск, потом началась пандемия… Два года прошло от идеи до воплощения.

— «Русалка» — это ваш выбор?

— Да, моё предложение. Потому что я, как правило, не дублирую свои спектакли по разным театрам. Каждое произведение, каждый спектакль, а тем более для взрослых, — это ноу-хау, оригинальная идея, эксклюзив.

С художником-постановщиком спектакля Ларисой Микиной-Прободяк вместе работаем с 1991 года — во многих странах, в разных театрах. Наша основная задача — не использовать ранее найденные ходы. В этом плане брянская «Русалка» уникальна, и она оптимально легла на замысел, на театр.

— Почему возник импульс выбора именно «Русалки»?

Так рождаются куклы— Я все спектакли ставлю про любовь. «Русалка» очень легко легла на брянский коллектив. Вообще я работаю там, где тебя хотят видеть. В таких случаях с большим удовольствием оставляю собственный театр и открываю для себя новых, замечательных актёров. Помогаю им раскрытья — научиться говорить своим голосом, высказывать свои мысли. Для меня главное — чтобы искренность была. Потому что за этим ходят зрители.

— А что для вас любовь? Стоит ли ради неё совершать безумные поступки, как героиня пьесы?

— Любовь — это самое лучшее, что дано человечеству. Ради этих мгновений вечности стоит жить.

— «Русалка» — драма не оконченная. Главная интрига новой постановки — что будет в финале. И действительно — что?

— Знаете, сегодня в очередной раз попробовали ещё один финал. Сначала придумали два финала, теперь появился третий. Была даже провокационная мысль, чтобы зал проголосовал за финал. Пока не могу сказать. Приходите — и сами увидите!

— А если коротко — о чём эта постановка?

— О любви, о ненависти… Про это много сказано. Просто подышать этим воздухом, поговорить этим языком, соприкоснуться с живым Пушкиным — это главная сверхзадача.

  • * * *
  • Екатерина Вишневская, директор Брянского областного театра кукол:
  • — «Русалка» для театра — новая ступенька, новый разворот в сторону взрослого зрителя. Уже ведутся переговоры с режиссёрами по поводу новых спектаклей, даже 16+, вечерних спектаклей для солидной публики. Очень важно повышать возрастной ценз спектаклей, расширять репертуар. Театр — участник программы «Пушкинская карта». Это специальные банковские карты, на которые государство перечисляет деньги и их можно потратить на культурные мероприятия. Заметьте, как это символично: премьера спектакля по Пушкину в театре на улице Пушкина!
  • У нас много других новостей. 50-й юбилейный сезон открыли спектаклем «Калиф-аист», побывали на фестивалях во Владимире и Калининграде, стали издавать собственный журнал для семейного чтения «А! Фишка». Продолжим радовать зрителя в юбилейном сезоне новыми акциями, премьерами и сюрпризами.
  • Наталия Исаева, актриса Брянского театра кукол, заслуженная артистка РФ:
  • — В сентябре театр с успехом выступил на фестивале «Золотое колечко» во Владимире. За 6 дней мы посмотрели много спектаклей. В основном театры кукол привозят на фестивали взрослые постановки. И я возвращаюсь в тот судьбоносный день, когда брянский театр познакомился с Олегом Олеговичем Жюгждой. Тогда департамент культуры вместе с нашим руководителем были заинтересованы продолжить работу с мастером, и эту возможность они не отпускали всё это время. Я искренне надеюсь, что спектакль «Русалка» полюбит брянский зритель!
  • Елена Сафронова, актриса Брянского театра кукол, заслуженная артистка РФ:
  • — Меня удивляет, когда люди, которые часто бывают в театре, убеждены, что театр кукол — только для малышей. Хотя во многих городах идут взрослые спектакли. Когда пришла работать в театр кукол, играла в «Хануме», но, к сожалению, тогда мы не нашли взрослого зрителя. Был спектакль «Оскар и Розовая дама» — и снова та же проблема. Взрослые говорят: «Разве я ребёнок?! » Но это стоит сделать хотя бы ради интереса! Мне всегда жалко, когда нас воспринимают как нечто вторичное, развлекательное. Хотя театр кукол — древнее искусство, которое создавалось для взрослого зрителя.
  • Наталия Громыкина, актриса Брянского театра кукол:
  • — Мне кажется, время, когда часть брянских зрителей созрела, чтобы посмотреть взрослый спектакль в театре кукол, наступило. В наших группах в социальных сетях постоянно спрашивают, есть ли спектакли для взрослых. Молодёжь, люди постарше признаются, что хотели бы на взрослый спектакль прийти. Теперь такая возможность появилась. Не пропустите премьеру!

1916

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*