Стендап в Брянске. А если найду?
Как-то в редакции мы поспорили, кто в Брянске лучший стендап-комик, и… не смогли назвать ни одной фамилии. Хотя точно известно, что стендап в нашем городе появился больше пяти лет назад, а некоторые комики уже мелькали на федеральном ТВ. Мы решили разобраться, что такое провинциальный стендап, можно ли зарабатывать комедией и кто они, ребята у микрофона.

Стендап — классический американский жанр юмора, в котором комик выступает перед живой публикой с собственным монологом. И юмор этот — о простом: бытовых проблемах, семье, работе, пробках на дороге, просроченных продуктах.
Волна стендапа захлестнула Россию около трёх лет назад. При этом в Брянске первые открытые микрофоны начали проводиться с 2015 года. Тогда же в городе появилось Stand Up шоу «Спасибо», которое организовали по франшизе бывшие КВНщики Антон Скатенок и Александр Перлин.
Чтобы понять, насколько стендап был популярен, достаточно вспомнить, что на первый день рождения «Спасибо» приезжал резидент Comedy Club Илья Соболев, репортажи с концертов публиковали в светской хронике «Брянской ТЕМЫ», а город был увешан афишами известных артистов. Но шоу сошло на «нет» ещё до пандемии — поговаривают, организаторы увлеклись новыми проектами, а многие местные артисты уехали покорять столицу.
Теперь открытые микрофоны проводятся гораздо реже, а сам стендап перестал быть светским мероприятием, ради которого покупают новое платье и надеваюткаблуки. Зато сразу несколько брянских комиков успели засветиться в проектах на федеральном телевидении — все они участники самого известного объединения в городе «Брянск стендап крю». К ним мы и обратились с вопросом, почему сейчас так популярен американский жанр юмора и кто шутит на открытых микрофонах в Брянске.
Митя Пушкин
Павел Воля говорил про него: «Самый радостный парень из тех, кого мы встречали». Звезда сцены Алексей Щербаков называет «новым словом» и «лучшим, что происходило с «Comedy Баттл». И ради этого брянскому комику пришлось отказаться от серьёзной карьеры.
Дмитрий Пантюхов учился на специалиста таможенного дела и играл в брянском КВН. Отслужив в армии, решил выступать в жанре стендап.
— Это был один из первых открытых микрофонов в Брянске, и я ужасно опозорился, — вспоминает он. — Одна женщина даже крикнула: «Не смешно!» Мне было настолько плохо, что я год после этого не выступал. Уехал в Краснодар, работал в таможне, а после службы спешил в бары — шутить. Для жанра комедии нужна сцена, но таких заведений очень мало в Брянске. А в Краснодаре они были на каждом углу. Мне очень помогли брянская школа КВН, упорство и особая эмоциональная подача. Чтобы не узнали на службе, придумал псевдоним Митя Пушкин.
Через год решил участвовать в юмористических шоу. В первый раз в «Comedy Баттл» на ТНТ меня не взяли, зато попал в Stand Up Battle с Павлом Волей. До финала не дошёл. А через полтора года прошёл кастинг в «Comedy Баттл». Это было в 2019 году. Мне сказали, что я похож на комика Алексея Щербакова и что моя подача понравится зрителям. Но на работе поставили ультиматум. Тогда я принял решение уйти из органов и попробовать осуществить свою мечту. Чтобы заработать на жизнь, устроился в такси.
Она говорит: «Митя, я хочу
на день рождения в Париж слетать».
А я в такси работаю.
Я думаю, единственный вариант мне
туда попасть, если туда заказ будет..
Погоны и карьеру родители вспоминают мне до сих пор, даже после того, как увидели меня на ТНТ. В 2020 году я дошёл до полуфинала в «Comedy Баттл». В этом году снова участвую, скоро начнутся съёмки нового сезона. Я переехал в Москву, чтобы поставить всё «на поток» — выступаю 4 раза в неделю в разных клубах по 10 минут (это очень много). Каждую неделю пишу 5 минут новых шуток. А это несколько страниц текста.
Чтобы стать известным комиком, нужна удача. Может одна шутка разлететься и понравиться всем. Некоторые стали популярны после того, как засветились в нескольких юмористических проектах. Москва даёт такую возможность.
Почему стендап так популярен сейчас? Он дерзкий и правдивый. Он рассказывает о том, что по-настоящему болит.
Роман Мамедов
Ещё один брянский комик этой осенью засветился на ТНТ — 21-летний Роман Мамедов прошёл отборочный тур шоу «Открытый микрофон». Его выступление понравилось и жюри, и зрителям — брянского парня взял в свою команду Иван Абрамов. Правда, до финала телепроекта брянец не дошёл. Роман родом из Карачева, он переводчик-лингвист, учится в магистратуре, стендапом занимается с 2018 года.
— Для комиков такие проекты — хорошая площадка для знакомств и прощания со старым материалом, который иногда может лежать мёртвым грузом и мешает двигаться дальше, — рассказывает Роман. — Так учишься генерировать юмор в больших объёмах и понимаешь, как работает большой продакшн.
Стендап в Брянске не будет развит ровно до тех пор, пока зрители не поймут, что открытые микрофоны (вход на которые — бесплатный) — это не отчётные концерты. Это место, где комик любого уровня приходит и проверяет свой новый материал, рассказывает новую вариацию старой шутки, которая в прошлый раз не зашла. Да, может быть не смешно, но есть и ребята, которые регулярно выступают на высоком уровне, — Илья Кабанцов, Василий Бездомный, Денис Новиков, Ольга Наумкина. Ребята уже давно переросли брянскую комедию и разъехались заниматься своей гениальной комедией в другие города.
В целом людей, занимающихся комедией, с брянской пропиской много. Сейчас у нас на открытых микрофонах стабильно около 8–10 разных выступающих, не считая ведущего.
отношений, но у меня была интимная
близость. Я сам до сих пор удивлён.
Просто волонтёры — реально крутые
девчонки. На что только они не готовы
ради доброго дела и белой футболки!
Жанр привлекает своей, казалось бы, простотой. Зритель видит комиков на ТВ или в Интернете и предполагает: ну, ничего сложного тут нет, я с друзьями вроде бы тоже умею шутить. Попробую. На самом деле это только выглядит просто. За каждым качественным выступлением стоят часы саморедактуры, проверки шуток на разных аудиториях, разочарование, мысли о том, чтобы больше не выступать. С наскока круто и сразу выступать не получится. Если вы хотите стать комиком — не стоит, лучше попробуйте свои силы в фотографии.
У комиков принято шутить про то, что им близко, то, в чём они разбираются. Вырос в неполной семье — шутишь про это. Есть редкое заболевание — скорее всего, рано или поздно пошутишь про это. Женщина — пожалуйста. Точно так же и с темой отношений. Я — невероятно активный мужчина. Эта тема мне близка. Я в ней разбираюсь, эксперт. Почему мне про это не шутить?
Сергей Джакиенов
Пока это самый титулованный комик из Брянска — участвовал в двух сезонах «Открытого микрофона» на ТНТ, снимался в «Comedy Баттл». Звезда стендапа Слава Комиссаренко подчёркнуто болел за брянца и часто хвалил: «У него очень крутое выступление». Сергею 31 год, он женат и воспитывает двоих детей, работает в рекламе, а его комедию по-прежнему называют одной из лучших в нашем городе.
— Сейчас в тренде честность: реклама, интервью, юмор, — убеждён Сергей Джакиенов. — Стендап один из самых честных жанров. Люди делятся личным со сцены. Думаю, это одна из причин популярности.
Но когда на микрофоны в таких городах, как Брянск, приходит новый комик, он сразу сталкивается с проблемой: зритель всегда один и тот же. Комик не успевает к следующему выступлению написать что-то новое, и зритель считает себя обманутым: «Мне опять рассказывают то же самое». Комик в свою очередь не получает той реакции, на которую рассчитывал. Не может нормально проверить свой материал. Тут можно понять обе стороны.
очень красивый. Он настолько красивый,
что его даже люди уважают. Но недавно
его уволили, и когда он спросил почему,
начальник ответил: «Ты видел всех остальных?
Такое ощущение, что в пачку с сардельками
положили лебедя»..
В Москве сотни площадок, комиков ещё больше, а половина зрителей впервые пришли на стендап. Поэтому комики могут выступать по несколько раз в день.
И конечно, им нужны эфиры. Точнее раньше были нужны. YouTube сейчас хороший трамплин. Он даёт медийность, чтобы без проблем выступать на открытых микрофонах и начать зарабатывать.
Сергей Ефанов
На открытых микрофонах Сергей Ефанов начал смешно шутить в 16 лет. Шутит до сих пор, но, как сам признаётся, его девиз «Редко, но метко»:
— Своим главным достижением считаю попадание в 3-й сезон «Открытого микрофона» на ТНТ. Что одновременно и стало моей самой большой неудачей, потому что меня вырезали из эфира.
А ещё комик убедительно «рекламирует» открытые микрофоны в Брянске:
— Провинциальные комики — как дворовые псы. Выглядят чуть хуже породистых, зато неприхотливые и смешные. В регионах мероприятия со стендапом проходят реже, зато попасть на них в роли выступающего гораздо проще, в то время как в Москве тяжело записаться на хороший открытый микрофон. В столице зачастую тебе нужно привести с собой несколько друзей, которые бы ещё и заказали что-нибудь на определённую сумму.
показала мне фотографию своего
бывшего. И мы с ним оказались
как две капли воды похожи.
Что я из этого понял? Во-первых,
у моей девушки какой-то очень
странный фетиш. Во-вторых,
она увела моего батю из семьи..
Также в регионах ты можешь выступать больше по времени, чем в Москве. В Брянске на открытом микрофоне я могу закрыть 15 минут, а в Москве, как правило, тебе не дадут больше 3–5 минут. Стендап в Брянске достаточно хорошо развит.
Правда, чтобы зарабатывать стендапом, нужно писать материал и выступать почти каждый день. На стендап — как на работу. Я работаю креативщиком в рекламном агентстве «9pandas», поэтому успокаиваю себя тем, что и так занимаюсь творческой деятельностью за деньги, поэтому мой пыл в стендапе поугас.
Павел Тимонин
Когда мы спрашивали у брянских артистов стендапа, кого они могут назвать лучшим комиком страны, два, не сговариваясь, назвали брянца Павла Тимонина — бывшего КВНщика, одного из первых резидентов клуба «Спасибо». Про него говорят: «Проживает жизнь в страдании, а именно это черта истинного комика. Ведь настоящая комедия — это драма плюс время». На что сам Павел отвечает: «Это сквозная тема местных шуток — грусть, депрессия и отсутствие амбиций. С одной стороны, таково наследие КВН с его строгой редактурой: когда приносишь три листа текста, а выходишь с одной шуткой и ощущением собственной никчёмности. С другой — люди, которые приходят выступать в брянском стендапе, очень не уверены в себе. Им страшно, и они шутят о том, как плохо у них это получается. Но меня радует, что всё равно приходят. И это необычное мероприятие для нашего города. Оно сложное, странное и смешное — иногда. Потому что шутка — это сложно.
Стендап во всём мире зарождался в барах и в телевизор «поднялся» с низов. У нас всё наоборот. В нашем городе эту тенденцию почувствовали одни из первых. Потому что у нас был очень смешной КВН — хорошая школа, где учат структуре, как правильно поставить интонацию, где шутка не заканчивается. Мы все из неё вышли, поэтому и стендап так хорошо начался.
Не знаю, виной ли всему пандемия, но будь в Брянске подходящее место, где можно было организовывать выступления хотя бы каждую неделю, нашлись бы и комики, и зрители. Тогда комикам проще было бы строить планы на жизнь.
сделает из меня мужчину.
Я сильно удивился. Я думал,
настоящего мужчину из меня
делает Y-хромосома.
Да, грубые шутки бывают. Даже у меня есть похабные, отвратительно мерзкие шутки и есть материал, который можно детям читать. Это проблема не стендапа, а в целом юмора. Юмор в принципе злой и агрессивный и всегда что-то высмеивает. Хорошо, когда высмеивает сильного и злого, плохо — когда слабого и незащищённого.
В Брянске нет ни одного человека, который зарабатывал бы юмором. Я работаю в службе технической поддержки и продолжаю выступать. Просто однажды наступает момент, когда не можешь этого не делать.
Стендап — это испытание. Ты выходишь, и напротив тебя сидят 30 человек — и со всеми надо поговорить. И не просто поговорить, а чтобы смеялись и верили. Даже если история выдумана. Потому что стендап — самый искренний жанр. Есть только микрофон и то, что у тебя внутри. И не спрячешься за декорации, костюм, образ.
2955
Добавить комментарий