Хобо сапиенс: брянец без денег проехал вокруг света
Путешественника из Брянска Илью Бондарева называют одним из главных героев русского тревел-ютуба. В первую кругосветку он отправился с тысячей долларов в кармане и за три с половиной года объехал более 40 стран. Во время своих странствий блогер снимает сюжеты — самый популярный посмотрели 1,3 млн. пользователей. Одно из последних заграничных путешествий — в Мавританию, где он пересёк пустыню Сахару. О том, в какие страны россиянам проще получить визу, как заработать денег в чужой стране без знания языка и почему люди решаются на риск, Илья рассказал «Брянской ТЕМЕ».

— Когда-то два блогера — Артемий Лебедев и Илья Варламов поспорили, кто первый объездит все страны мира. Пока лидирует Лебедев: из 266 стран, входящих в расширенный список, он съездил в 262. А сколько в твоём списке?
— Думаю, сорок есть. Я не знаю.
— Неужели ни разу не считал?
— Сам факт побывать в какой-то стране для меня не важен. Интересно, что там со мной происходило, что нового узнал. Вначале все места новые, красивые и необычные, но когда путешествуешь непрерывно год, два, быстро привыкаешь к смене картинки и уже трудно найти что-то вдохновляющее. Тебе уже мало переместиться в новое место — хочется попасть в какую-то историю и посмотреть на людей: как они себя в ней проявляют. Мир интересен, но мне больше нравится наблюдать за людьми.
— А что ты узнал о людях в своих путешествиях?
— Людей, в целом, отличают только те обстоятельства, в которых они выросли. Например, в Таиланде не принято показывать негативные эмоции. Слёзы, гнев считаются постыдными, и кажется, что все люди в этой стране с улыбкой встречают любые обстоятельства. Но это ведь не так. Люди на самом деле сложнее и глубже, чем те эмоции, которые они демонстрируют. В Латинской Америке тебя запросто пригласят к себе переночевать. Мы путешествовали автостопом по Мексике, нас подвезла семья, которая ехала на пикник, — нас пригласили с собой! В России такое тоже случается, но намного реже. Про русских в мире говорят — «хмурые». Но это на поверхности, это наносное. А когда мы дальше копаем, понимаем, что человек из любой страны — он очень сложный и его не определяет национальный характер. Это я и ищу в своих путешествиях.
Язык до Манхеттена доведёт
— Сколько ты не был в России, пока продолжалась твоя «кругосветка»?
— Кругосветка длилась три с половиной года, однако перед поездкой в США я возвращался во Владивосток, чтобы сделать визу.
— Можешь описать свой маршрут?
— Сначала поехал на Кавказ, потом через Казахстан на Байкал, оттуда — в Китай. Из Китая — в Гонконг, Вьетнам, Таиланд, Индонезию, сгонял в часть Тибета, Южную Корею, на Тайвань. Поначалу путешествовал с девушкой, потом наши пути разошлись. Вернулся во Владивосток, получил визу в Штаты, улетел в Южную Корею, затем в США, Мексику, Центральную Америку, оттуда — в Южную Америку: Колумбия, Эквадор, Перу, Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла. Доехал до самого края Южной Америки — город Ушая, потом в Чили, Южную Корею, Владивосток и домой в Брянск.
— Сколько лет ты уже провёл в странствиях?
— Около семи. Мне было 22, когда я уехал в кругосветное путешествие. С тех пор почти всё время проводил в других странах. Весной прошлого года я вернулся из второй поездки в США, улетел в Латинскую Америку, там меня застала пандемия. Я успел вернуться домой и целый год путешествовал только по России — побывал в Мурманске, Дагестане. Из заграничных стран успел слетать в Турцию и Мавританию, но это были короткие поездки. Две недели очень мало для меня.
— Расскажи, как зарабатывал и выживал в других странах, когда заканчивались деньги.
— В США у меня совсем не было денег. Самый долгий период безденежья длился полгода. Работал басбоем — помощником официанта, грузчиком в мувинговой компании. Первые заработанные 200 долларов потратил на видеокамеру. Был волонтёром в Нью-Джерси. Друзья подсказали, как найти человека, который сдавал апартаменты и нужен был сотрудник, который за всем этим следит. Я раскладывал полотенчики на кровати, делал влажную уборку, встречал гостей, а за это получил комнату.
Чтобы найти еду, периодически ездил в Нью-Йорк. На Манхеттене супермаркеты каждый день выставляют пакеты с едой, у которой сроки годности подходят к концу. Притом это совершенно нормальные продукты, которые ещё утром продавались в магазине. Как мне объяснили, у большинства магазинов нет складов, а поставки отлично налажены. И они просто выставляют пластиковые пакеты на тротуар, и их забирают специальные службы. Так я кормился месяц. Потом поехал по Штатам автостопом. Водители, кстати, охотно угощали едой. Один даже 60 долларов дал.
— Сколько сейчас ты зарабатываешь с помощью публикации видео на разных ресурсах и рекламе? И что можешь позволить себе в путешествиях, что раньше казалось небывалой роскошью?
— Около миллиона в год. Для жизни хватает, но для путешествий всё равно мало. Что могу позволить? Камеру с объективами за 300 тысяч купил. В Мавритании с другом смогли нанять переводчика и на один день автомобиль с водителем. И то потому, что без водителя стоило дороже. На гостиницы и еду лишних денег по-прежнему не трачу.
Кому на планете жить хорошо?
— Какие истории из того, что ты видел, хочется рассказать?
— После кругосветки я вернулся в США, чтобы поснимать, как живут американские хобо — странствующие рабочие, бродяги, которые путешествуют по Америке в поисках заработка и лучшей жизни. Эта культура зародилась во второй половине XIX века. Первыми хобо были солдаты Юга и Севера, возвращавшиеся с гражданской войны. Кому-то просто было некуда ехать, кто-то решил не сидеть на месте. Они запрыгивали в грузовые вагоны поездов и уезжали. Сейчас это целая субкультура.
Я несколько месяцев провёл в США, нашёл местных ребят, которые путешествуют таким способом, провёл с ними несколько месяцев. Моя задача — не романтизировать этот образ жизни, а правдиво рассказать, что двигает современными хобо, как они живут и к чему это приводит. Чтобы показать свой фильм «без купюр», пришлось арендовать кинотеатр в Санкт-Петербурге.
В Мавритании давно хотел побывать, чтобы увидеть, как люди перемещаются на единственном поезде в стране. Это самый длинный поезд в мире: длина состава из 180–200 вагонов порой превышает 2 км. Он идёт через пустыню Сахара из города Зуерат, где добывают железную руду, в портовый город Нуадибу. Для многих мавританцев это единственное средство передвижения и связи с миром. По факту поезд грузовой, но на нём ездят и люди, перевозят коз и верблюдов, рыбу и другие продукты. Когда люди засыпают в таком вагоне, с утра глаза забиты песком. Невозможно осмотреться — пыль попадает в глаза, нос. Пыль из глаз выходит только со слезами… И так вынуждены жить сотни мавританцев. Когда я был в этой стране, казалось, что я на другой планете.
А в Мексике есть поезд El tren de la muerte, на котором нелегальные иммигранты пытаются добраться до границы США. Это одни из самых обездоленных, отчаявшихся людей. Сложная тема… Куда ни пойдёшь — много чувствительных моментов. Надеюсь вернуться и найти там крутую историю.
— Какими были самые яркие впечатления, пережитые за время путешествий?
— Их много. Были моменты, словно находишься внутри кино. Не уверен, что рассказ может это передать. Ведь чтобы появились эмоции, должно предшествовать множество разных усилий, неудач. Например, на гору Рорайма в Венесуэле мы поднимались пешком четверо суток. Плыли на лодке по реке Амазонке, гостили в племени индейцев, участвовали в их церемониях. Бразильская полиция пыталась меня арестовать, в закрытом автомобиле офицер прыснул газовым баллончиком в лицо, но всё обошлось. Часть пути добирались автостопом. Произошло много событий с разными эмоциями, и на вершине перед нами открылся затерянный мир — как в романе Конан Дойла, ведь именно эта гора вдохновила известного писателя.
Мы стояли у края отвесной скалы, а под ногами проплывали облака… Да, это трудно описать словами. На вертолёте, как это делают туристы, наверное, добраться туда тоже было бы круто. Но это были бы совсем другие впечатления.
Таможня не даёт добро
— Есть страны, в которые ты хотел, но не смог попасть?
— Канада. Дважды подавал на визу. Первый раз допустил ошибку в анкете — я тогда находился в США и совсем не знал языка. Во второй раз посольство смутила моя история путешествий. Всегда нужно обосновать, почему путешествуешь так много. В некоторых случаях я пишу, что я журналист.
— В какие страны россиянам трудно получить визу?
— В Австралию, Северную Корею, Туркмению… В Австралию я бы слетал, в другие как-то и не хочется.
— Илья, что лежит в твоём рюкзаке, когда ты путешествуешь? И сколько он, кстати, весит?
— У меня 40-литровый рюкзак, весит около 8 килограммов. Больше и не нужно. Не беру дублирующих вещей: одни джинсы, одна тёплая кофта и т. д. Камеры, спальник, туристическая пенка, гамак, фольгированное одеяло, как у альпинистов, средства личной гигиены, жёсткие диски, чтобы хранить отснятые материалы, дополнительные объективы для камер.
— Если вернуться в самое начало, когда ты жил в Брянске и работал программистом: что побудило тебя к кругосветке?
— Я часто ходил в походы вокруг Брянска. Как-то неделю прожил на берегу озера. Попробовал автостопом доехать на Север — до Белого моря и на юг — до Абхазии. И тогда я решил: если этот способ срабатывает в России на таких масштабных расстояниях, как несколько тысяч километров, то всё получится и в масштабах мира. И я решил поехать посмотреть мир. Я был молод. Если не этот момент, когда лучший?
— Тебя называют экспертом по бюджетному выживанию. А небюджетный отдых себе позволяешь?
— После кругосветки я с друзьями поехал на Бали и в Таиланд. И там и там снимали виллы на четверых. Помню этот контраст — огромный дом с бассейном в твоём распоряжении или комнатка в самом дешёвом хостеле Бангкока, где кроме тебя на всех возможных поверхностях спят ещё 15 человек…
— В соцсетях ты подписал один из снимков: «Первый месяц кругосветки, я ещё ничего не знаю о мире». Спустя 7 лет и 40 стран что-то изменилось?
— С тех пор я стал старше, понял, чем хочу заниматься — снимать фильмы. Возможно, попробую отправить новые работы на конкурс документального кино или продать стриминговым каналам. Я и в Брянске брал камеру и снимал. Может быть, и по-другому бы к этому пришёл. Но путешествие сформировало любовь к миру, взгляд на него и вещи, которые хочу рассказать другим людям.
1888
Добавить комментарий