Последний бал императора
В 1903 году в Зимнем дворце состоялся самый роскошный в истории семьи Романовых костюмированный бал-маскарад. На нём присутствовала вся российская знать, а обязательным условием для гостей были костюмы «допетровского времени». Эскизы нарядов рисовали известные театральные художники, ткани расшивали монахи, а золота и драгоценных камней на них вполне хватило бы для казны небольшого государства. Благодаря сохранившимся фотографиям память о последнем бале императора сохранилась до наших дней. А брянская кукольница Алла Кравченко создала собственную версию этого грандиозного светского события. В ход пошли скатерти,
шерсть животных, советская бахрома, опилки…
Алла Геннадьевна Кравченко — народный мастер Брянской области, старший преподаватель кафедры дизайна и художественного образования Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского. С детства мечтала создавать кукол, а первую сделала, когда училась в первом классе.
— На каникулах нас повезли в театр кукол, — рассказывает мастер. — Меня потряс спектакль и кукла — она двигалась, разговаривала и была очень красивой. Дома первым делом смастерила похожую — из гольфа и цветного дождика.
С тех пор больше любила делать кукол, чем играть в них, и мечтала работать бутафором в кукольном театре. После окончания школы отучилась в художественном училище, но работать устроилась на БМЗ — художником-оформителем. Кукол продолжала мастерить в свободное время, поначалу для сыновей, пока маленькими были…
— И мальчики играли в куклы?
— Ещё как! У нас был домашний театр — куклы и самодельная ширма. Больше всего дети любили играть в «Шахерезаду Степановну» и фокусника из «Необыкновенного концерта», который я и сама пересматривала много раз.
Когда дети выросли, стала делать кукол для себя. Их охотно брали на выставки. Первым на выставку попал клоун Цветик — марионетка из папье-маше.
Цветик — последняя дань кукольному театру, потому что после него я увлеклась интерьерными куклами. Случайно попалась книга «Куклы в доме» — сделала по образцу крестьянку в народном костюме: в сарафане, рубахе, сапожках, платочке и со сборником на голове. Всё как и полагается русской женщине тех времён! Лицо — из папье-маше. Выложила фото в соцсетях — похвастаться работой — и её, довольно неуклюжую, быстро купили. Я редко продаю своих кукол, но той покупке обрадовалась: это приятно, когда работы нравятся не только мне.
Император Николай II с императрицей Александрой Фёдоровной
Император Николай II был одет в костюм, точно повторяющий выходное платье его любимого предка, царя Алексея Михайловича: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл.
Эскиз костюма был разработан директором Эрмитажа Иваном Александровичем Всеволожским. На стилизованное под старину платье были нашиты детали, в своё время споротые с царских облачений XVII века. Все старинные предметы Николай II поручил выбрать в Оружейной палате своим дяде и тёте, Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне. Из телеграммы Сергея Александровича Николаю от 28 января 1903 года: «Мы выбрали в Оружейной палате всё, что Ты приказал; надеюсь, останешься доволен».
Императрица Александра Фёдоровна была облачена в костюм царицы Марии Ильиничны, супруги царя. Для его создания портные использовали парчу, искусственный жемчуг, металлическую нить, металлическое кружево, картон, кожу, дерево, стекло, вышивку.
Государев портной
— Расскажите, как заинтересовались историей «последнего бала» императора.
— Пару лет назад в областной библиотеке проводилась выставка к 100-летию гибели Романовых. Брянским мастерам предложили подготовить работы по этой теме. Я начала искать интересные подробности последних лет жизни императорской семьи и наткнулась на снимки «последнего бала» Романовых. На самом деле бал 1903 года был не последним в Зимнем дворце, но именно он считается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времён царствования Николая II.
Дело было в феврале, повод — 290-летие дома Романовых. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII века. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми», — записал царь после события в своём дневнике.
Костюмы для бала создавались заранее по эскизам именитых художников и стоили целые состояния. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Николай II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича». Он даже выписал из Оружейной палаты Кремля «оригинальные» поручи своего предка, причём дал расписку, что обязательно вернёт.
Меня такие трогательные детали подкупили. Особенно когда наперёд знаешь, что с этими людьми произойдёт. Поэтому мне захотелось запечатлеть Романовых в момент беззаботного счастья.
Первых кукол из этой серии — царя и царицу — делала на протяжении двух месяцев. Недавно они были отобраны для участия в Всероссийской выставке «Кукла в традиционном костюме», приуроченной к 105-летию Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова и экспонировались с декабря 2020 по январь 2021 года в выставочном зале ГРДНТ в Москве. Готовила к выставке ещё трёх кукол, но для экспозиции выбрали императорскую чету.
— Кого ещё из участников знаменитого бала изобразили в куклах?
— Это дядя Николая II — московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович Романов с супругой Елизаветой Фёдоровной и княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Костюмы царя, царицы, княгини Юсуповой — хоть и без большей части драгоценностей — сохранились до наших дней и входят в собрание Эрмитажа. Поэтому здесь ещё можно говорить об исторической точности. А вот костюмы губернаторской четы до наших дней не дошли. Сохранилась запись в дневнике Сергея Александровича от 28 января: «В 5 ч. чай с М. Н. Ермоловой — она помогала с монахинями для вышивок моего костюма». Естественно, ни о цвете, ни о материалах там ничего не сказано. Пришлось додумывать самой.
— Для вас важно было добиться портретного сходства?
— Нет, такой цели не было. Сложно сделать лицо по одной-двум фотографиям. Однажды у меня заказывали портретную куклу. Намучилась, если честно. Нужно много снимков в разных ракурсах, чтобы добиться сходства.
— Из чего сделаны куклы? Какие необычные материалы использовали?
— Лица, руки и ноги — из запекаемого пластика. Леплю дома и запекаю в обычной духовке при температуре 130 градусов. Кто пирожки печёт, а я — головы да руки…
Материалы куплены в магазинах тканей и салонах для рукодельниц — сейчас в этом дефицита нет. Борода у князя из шерсти козы, она тоже специальная, для кукольников. В ход идут старые скатерти, занавески, лоскуты тканей, советская бахрома — соседка подарила. Мне одно время мешками приносили: ты куклами занимаешься, вот тебе! Тряпичные тела набиты опилками, которые покупаю в магазине для животных.
Сложнее было в период самоизоляции, когда не работали магазины. Я делала пару кукол — князя Гвидона и Царевну-лебедь. Вот они действительно из того, что нашлось в закромах.
— Ой, а мне показалось, это Емеля! Почему это у вас князь в простой рубахе?!
— Я подумала: на остров они приплыли в бочке. В бочку его посадили ещё младенцем. Откуда взяться княжеским одеждам? Потому и нарядила по-простому. Зато он из лука может стрелять — посмотрите, даже стрелы есть.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
42-летняя княгиня предполагала на балу всех удивить. Ею был заказан русский костюм боярыни XVII века, отделанный ювелиром Картье драгоценными камнями по всему подолу платья, и кокошник. Отличилась Зинаида Николаевна ещё и тем, что к костюму было создано два кокошника и два вида рукавов. Платье в форме сарафана для обоих образов было одним и тем же.
Ох, наваляют!
— Папье-маше, запекаемый пластик, шерсть… А какая техника приносит большее удовольствие в процессе?
— Одно из последних увлечений — валяние. С шерстью я работаю с 2010 года. Меня искренне удивили фотографии скульптур из шерсти: смотрела на снимки и не могла понять, как тоненькой иголкой можно свалять лицо. Много иголок сломала, но я упрямая.
Оказалось, войлок должен быть плотным по двум причинам. Во-первых, чтобы игрушка не рассыпалась в процессе пользования. Во-вторых, чтобы в ней не заводилась моль.
Добиться этого можно только одним способом — путём долгого создания формы иглами.
Первые пробы — маленькие, простенькие игрушки, зайки-котики. Потом был голубой Пьеро. Сама кукла сделана методом сухого валяния с помощью игл, а одежда — мокрым, с использованием мыла и воды. Большой был, симпатичный, тоже его купили.
Несколько моих валяных кукол приглянулись политику Владимиру Жириновскому. В Государственной Думе проводилась выставка в честь 75-летия Брянской области —
«Русские сказки руками народных мастеров». Я сделала небольшую композицию «Ловись, рыбка, и большая, и маленькая». На ней был конь, запряжённый в сани, лиса, которая разбрасывала рыбу, дед и волк. Рассказывают, что политик, увидев мои игрушки, воскликнул, что всё точно как в его детстве, и унёс композицию с собой.
— Расскажите, над каким проектом сейчас работаете.
— Последнее время всё чаще мастерю птиц и животных из шерсти. Собирается небольшой интересный проект — звери брянского леса. Уже готовы сокол, сова, лось. И в этом случае всё началось с книги. У брянского писателя Николая Грибачёва есть сборник «А это мы» — сказочные истории, рассказанные старым и мудрым Лосем. Вот и у меня с лося всё началось. Всё начинается с историй!
— Очень натуральные у вас звери получаются!
— Ничего не придумываю, потому что никто не может сделать лучше, чем сама природа. Сочетание цветов, формы — у природы всё гармонично и идеально. Можно, конечно, и «мультяшными» персонажей делать, с большими глазами, например. Такие понятнее народу и продаются лучше. Но я считаю, интерьер-
ные игрушки создаются для украшения, для создания атмосферы, а не забавы ради.
— Студентам как-то мастерство своё передаёте?
— На первом курсе я веду перспективу и рисунок, у ребят постарше — технологическую практику. Там как раз и валяем игрушки. Прямо скажу, даётся это не всем — вероятно, должно быть какое-то призвание. У меня был в прошлом году мальчик, он больше всех навалял — себе тапочки, маме рукавички…
— А как преподавать стали?
— В 90-е годы я ушла с завода и устроилась на предприятие, где производили металлические электрические чайники, а художники расписывали их под хохлому, под тагильскую роспись. Сотни таких чайников расписала! Недавно встретила один сохранившийся в департаменте культуры, на вахте у женщины, и, по-моему, даже с моей росписью. До сих пор работает!
Но это производство сократили, я устроилась в центр внешкольной работы, вела кружок ИЗО. Тогда и поняла: мне не хватало знаний по методике преподавания. Нарисовать могу, а объяснить — не получалось. БГУ закончила после 40 лет, предложили остаться на кафедре лаборантом, а теперь я старший преподаватель.
— А кукол, значит, под настроение делаете?
— Вообще-то только так и получается. Через силу невозможно что-то хорошее сотворить. Сейчас говорят: не та будет энергетика у вещи. А когда хочется, то и время сразу находится. Это всё по любви!
5909
Добавить комментарий