блог в помощь: священники выходят в Сеть

«Мы не должны оставлять без пастырской заботы множество людей, вовлечённых в социальные сети», — говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в декабре прошлого года, одобрив тем самым присутствие клириков в онлайн-пространстве. В брянской метрополии отец Даниил (Кузянкин) пока единственный священник, который ведёт свой пастырский блог в Instagram. В нём он «говорит о вере без розовых очков», а также обещает живое общение и юмор. Честно признаться, мы очень рекомендуем этот блог и для воцерковленных, и для неофитов, а в интервью с отцом Даниилом расскажем, почему стоит подписаться на страничку брянского священника.

блог в помощь: священники выходят в Сеть
У меня нет цели собрать большую аудиторию, заполучить лайки и подписчиков. Я делюсь мыслями — кто-то да услышит.

Святые лики. Камера на штативе. На вопросы журналиста отвечает отец Даниил. Он в чёрной рясе, серьёзный и кроткий. Позднее этот снимок он выложит на своей странице @daniil_kuzyankin в Instagram. И подпишет: «Слава — тяжкое бремя! Только бы не зазвездиться!..» «Супер!» — напишут ему в комментариях.

— Когда будет автограф-пати, распишетесь на моём платке? — спрашивает подписчица.

— Но его потом нельзя будет стирать!!! — отвечает священник.

— Даже в проруби на Крещение?

— Тем более там!

Кажется, так с прихожанами не разговаривал ещё никто из брянских священнослужителей. Блог у него молодой, создан в конце прошлого года. Подписчиков пока чуть больше трёх сотен. «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» (1 Кор. 9:20–22).

Нечего на Instagram пенять…

С воспитанниками воскресной школы— У меня не было цели стать великим блогером, — рассказывает о создании пастырского блога отец Даниил. — Но когда возглавил молодёжный отдел, понял: вся молодёжь сидит в соцсетях, а у меня есть мысли, которыми хочется поделиться. Поначалу эти мысли публиковал на страничке отдела, но это была официальная страница, и я создал собственную.

— Есть ли в России священники — продвинутые блогеры? На кого ориентируетесь?

— Павел Островский — самый известный в православной среде блогер. У него более 455 тысяч подписчиков в Instagram. Он один из первых, кто занялся блогерством. Цифры здесь многое значат. Из тысячи подписчиков пост прочитает сотня человек, а полезную информацию воспримут и того меньше.

Количеством надо брать, а уже из массовости выберутся те, кому это действительно надо.

— А что значит «говорю о вере без розовых очков»?

Просто папа: с младшим сыном— Люди давно воспринимают веру как что-то очень удобное для себя. Сегодня на тусовку, завтра — в храм. А христианство учит: есть ты и Господь, но тебе мешают твои грехи, с которыми нужно бороться. Это как в психологии: принятие проблемы — первый шаг к её решению. А люди не хотят взглянуть на себя, какие они есть. Пытаются оправдать себя, пожалеть. Когда приходят в храм и начинаешь им говорить правду, им это не нравится. Говорят: «Я не сильно верующий. Немножко верующий». Вот это и есть «розовые очки». Вера — как любовь: либо она есть, либо нет. 

— Расскажите, как подбираете темы для обсуждения с подписчиками. Какие публикации читают охотнее?

— Мысли в голову приходят, я и пишу. Хорошо читают что-то острое, когда по больному режешь: про отношение к церкви как организации, отношение к таинству исповеди или причастия, о грехе. Как-то написал о покаянии, что мало один раз сказать: «Я грешен» — нужна работа над собой, подготовка. Что это не игрушки. Когда честно говоришь, люди реагируют. Бывает, ставят много лайков под фотографией. Скорее всего, снимку они и адресованы. Поначалу я мало своих фотографий публиковал, но потом мне посоветовали делать больше своих портретов. Иногда приходится принимать условия игры.

Что можно в пост?

«Вера — это общение с Богом»— Блогерство для вас новая деятельность. Чему и у кого учились?

— Вести прямые эфиры учился у журналиста, руководителя студии «Звучи!» Татьяны Жуковой. Она проводила мастер-класс по технике речи в духовно-просветительском центре имени благоверного князя Олега Брянского. Я к этому времени всё это знал, но ещё раз убедился. Во-первых, во время трансляций нужно говорить сразу, не ждать, пока подключатся все участники, потому что большинство будут смотреть в записи и ни к чему эти две минуты молчания. Говорить нужно ясно, понятно, доступно. Хэштегов побольше ставить. Посты писать так, как говоришь.

— Поэтому у вас можно встретить (хоть и редко) фразы вроде: «нехило согрешаем», «пророк Илья умел потроллить»?

— Священнику надо стараться как можно меньше использовать жаргон. Но когда люди читают, к живому языку больше доверия. Полагаю, фразы были написаны к месту, я такими словами стараюсь не злоупотреблять.

— Сколько времени занимает работа в соцсетях? Как это происходит?

Встреча-беседа в одном из городских кафе— По-разному. Я болел несколько недель. Было время — посты публиковал раз в сутки. У меня нет плана. Мысль пришла, начинаю записывать. Сначала тезисно, потом дополняю, редактирую. Пишу в приложении на телефоне. Оно показывает, сколько знаков осталось, там же можно текст на абзацы разделить. Но всё делаю на любительском уровне. Для СММ это важно, а для пастырской заботы — нет. Получается, что больше внимания и времени будет уходить на создание оболочки.

— Что точно не станете публиковать?

— Я взял за правило не говорить о личной жизни, не показывать семью. Только пару раз публиковал фото сына в заметке о детях. Мне не нравятся наигранные фотосессии, не хочется притворяться идеальным. Важнее, чтоб люди за тобой пошли, к Богу обратились, а не лайков наставили.

— Но в юморе точно себе не отказываете!

— С людьми без юмора тяжело. Начинаешь подшучивать, а люди: как, это священник — и шутить?! Нет! Они думают, что мы земли не касаемся и питаемся розовыми облачками. Это не так. Священник — это человек. Правда, не такой, как все.

«Вера — это общение с Богом»

С волонтёрами после Рождественской ночной литургии— Не смущает, что в соцсетях следом за вашим постом человека ждёт условная Седокова в купальнике?

— Мы проводили акцию к Рождеству. Просили подписчиков сфотографироваться с табличкой «Рождество — это Иисус Христос» и опубликовать её с хэштегом #рождествоэтоиисус. Кто-то из ребят начал просматривать ленту, а там барышня в непотребном виде… К чему она там была, до сих пор не знаю.

Соцсети — это свалка. Это не жизнь. Но у некоторых людей жизнь протекает именно там. У них там всё хорошо: они умные, красивые и счастливые. Но у многих совершенно другая реальная ситуация и декорации.

— А что значит быть верующим в двадцать первом веке?

Православная молодёжь Брянска в день памяти Петра  и Февронии— Я как-то прямой эфир на эту тему проводил. На самом деле быть православным сегодня — то же самое, что и в девятнадцатом, пятнадцатом или десятом веке. И вообще, если посмотреть историю, ничего не меняется. Меняются люди, обстоятельства, но суть не меняется. Грехов новых не придумали. Прогресс летит вперёд, а морально-духовная жизнь регрессирует. Я бы посоветовал для начала научиться отличать веру от религиозности. Вера — это твоё личное общение с Богом, а религиозность — средство для веры, обрядовая сторона. Когда религиозность выходит на первый план, она губит веру у людей.

Общение с Богом — это молитва, а потом уже свечки, молебны, ритуалы. Приходите в храм, чтобы молиться. А все эти обряды — сколько молитв читать — должны прийти со временем.

Многие люди, когда начинают воцерковляться, сталкиваются с дилеммой, когда нужно обрубить некоторые концы из мирской жизни, чтобы освободившееся пространство занять Богом. Не всегда получается. Или приходят в церковь и ждут пилюли или чуда. Но чуда не будет, пока сам не совершишь усилие над собой.

— Не печалит вас, что делитесь глубокими мыслями, а подписчики прирастают медленно?

— Наоборот, я с этим в себе борюсь. У меня нет цели собрать большую аудиторию, нет цели заполучить лайки и подписчиков — хотя хочется общаться с широким кругом людей. Я делюсь мыслями — кто-то да услышит.

В тему!

Иерей Даниил Кузянкин родился 23 июля 1986 года в городе Ташкенте республики Узбекистан. В возрасте 6 лет переехал с родителями в Брянск. В седьмом классе мама отдала мальчика в воскресную школу в Тихвинском храме. Ребёнком часто проводил зимние и летние каникулы в Богородицкой Площанской мужской пустыни. По примеру дяди, который окончил духовную семинарию и служил дьяконом, поступил в Брянское духовное училище.

В 2011 году окончил Белгородскую Православную Духовную семинарию (с миссионерской направленностью).

15 августа 2010 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном рукоположён в сан диакона, а 4 ноября того же года — в сан священника.
В декабре 2010 года направлен в миссионерскую поездку на Чукотку. Условия были спартанские: на первом этаже столовая и комната, наверху — храм. Постоянных прихожан было 30–40 человек, в основном бывшие военные и жёны военных, застрявшие на Чукотке с 90-х годов.

Летом 2011 года вернулся в Белгородскую область, назначен настоятелем храма Рождества Христова в небольшом и отдалённом селе Лесное Уколово.
25 сентября 2012 года принят в штат Брянской и Севской епархии и назначен штатным священником Брянского Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы. С 2019 года возглавляет отдел духовно-нравственного воспитания молодёжи Брянской епархии. Женат, воспитывает двоих сыновей.

978