Позвольте причинить вам добро ценным советом. — Не позволю!
Что может быть более приятным, безобидным и полезным, чем непрошеный добрый совет? Особенно если он щедро выдан от чистого сердца. Например, такой: «И кто тебя так постриг? Ты меня извини, конечно, но каре — это не твоё! Давай я скину тебе телефон нормального мастера». Или: «Тебе нужна герань в квартиру или алоэ, чтобы воздух очищали». А вот моё любимое: «Ты на своей даче хоть бы помидоры посадила! Как можно летом без своих овощей?»
Совет может быть даже таким: «Я знаю, что вы живёте небогато и жить не умеете; так зайдите ко мне как-нибудь утром, я вам дам… Не денег — нет; а лучше денег. Я вам дам совет относительно вашего бюджета». Последний процитированный совет не вчера родился — ему двести лет в обед. Но и сейчас давать его можно смело, ни слова не меняя. Никто и не заметит, что это бессмертная классика: реплика из созданной А. Н. Островским в позапрошлом веке пьесы «На всякого мудреца довольно простоты».
Имеют ли право родственники, друзья или коллеги без спросу выдавать своё нелестное мнение по поводу моей внешности, личной жизни или моих предпочтений? Наверное да. Иначе откуда я узнаю о том, что мне идёт-не идёт или что я делаю неправильно. А вдруг я заблуждаюсь в своём представлении о прекрасном? И вовремя высказанное критическое замечание в самом деле способно улучшить мою же жизнь.
Примеров тому тьма. Несколько очень давних невежливых фраз в мой адрес, мол, прекрати горбиться, многие годы заставляют меня несколько раз на дню сводить лопатки, выпрямляя спину.
Знаю и обратный пример: у нас в школе была учительница, тогда ещё молодая и симпатичная, которая зачем-то накручивала на голове волосяной шар из шиньона. Эдакий был круглый горшок кверху донышком на макушке.
Школьники, не отягощённые излишней деликатностью, над причёской учительницы смеялись постоянно, и обидное прозвище преподавательницы тоже было навеяно неуместной «бабеттой». Если бы в своё время дама получила от коллег совет не упираться и сменить когда-то полюбившийся ей образ, она избежала бы многолетних насмешек. Потому что, кроме дypaцкой укладки, других претензий к хорошему педагогу не было. Или добрым друзьям и коллегам больше нравилось хихикать в кулачок, обозревая ежедневно жуткий начёс?
Поэтому критика пусть будет: хоть слушать её обидно, зато иногда полезно. Но, как правило, сразу после критического замечания следует указание, что и как, по мнению критикующего, следует исправить. Это может быть вежливый намёк, пожелание, а то и приказ, не допускающий возражений. В зависимости от степени воспитанности собеседника.
С теми, на чьё мнение мне наплевать, более или менее ясно: либо жёстко ставлю критикана на место, либо снисходительно пропускаю чужое замечание мимо ушей. Как правило, у человека постороннего нет задачи сделать мою жизнь краше. И ему не важно, исправлю ли я то, что он счёл нужным обругать, или отмахнусь от его ворчания, как от мухи.
Но если критика исходит от близкого человека, да ещё и сопровождается добрым советом? Как реагировать, если в мой адрес проявлена забота, внимание, сочувствие?
И советчик абсолютно уверен в своей правоте и искренне, от всей души, желает мне счастья.
Я могу не прислушиваться и даже направить советчика с его бестактным поучением в дальние дали. Но это грубо, жестоко и несправедливо. Некрасиво отвечать на добро чёрной неблагодарностью. Не важно, что совет был непрошеным. А вдруг я просто не догадалась спросить?
Бедный герой давней пьесы Островского притворялся, что нуждается в советах влиятельного дядюшки: «…мне от него ни гроша не надобно, я только совета жажду, жажду — алчу наставления, как манны небесной». Ловкий юноша терпеливо внимал надменным поучениям, чтобы разбогатеть, и почти преуспел. Само собой, претворять в жизнь ничего из предписанного глупым родственником он не собирался: «Даже прислуга ни за какие деньги не соглашается слушать ваших наставлений, а я слушаю даром».
Тех, кто покорно «слушает наставления» корысти ради, мне не жалко. Пусть терпят, раз выбрали такой путь!
А стоит ли исключительно из вежливости и боязни обидеть прикидываться, что непрошеный совет был хорош? Изо всех сил скрывая при этом лютое раздражение, которое накатывает в ответ на «ценное указание». Ведь бесполезный, неуместный, но заботливо и настойчиво вручённый совет — как ненужный подарок. Отказаться невежливо. Обидишь щедрого мудрого дарителя. Но покорно принять, лицемерно благодаря, — и того хуже. Потому что в следующий раз наверняка получишь в дар подобную же фигню. То есть незваный советчик расправит крылья и будет метать свои советы ещё смелее. Пока, в конце концов, не нарвётся на нежданный отпор.
Поэтому безопаснее и полезнее советовать без запроса только себе самому.
Светлана Лукановская, совладелец салона офисной мебели «Бюрократ»lukansveta
1925
Добавить комментарий