Олег Носов: «Цифровизация не только национальный приоритет — это естественный путь развития современного бизнеса»

Пандемия сформировала в обществе устойчивый тренд на переход деятельности в онлайн. Всё больше компаний обращают внимание на развитие информационных технологий, интерактивных сервисов и перенос общения с потребителями в виртуальную реальность. Директор филиала «Брянскэнергосбыт» ООО «Газпром энергосбыт Брянск» Олег Носов рассказал о своём взгляде на цифровизацию.

Олег Носов: «Цифровизация не только национальный приоритет — это естественный путь развития современного бизнеса»

Цифровизация сферы ЖКХ — естественный путь развития

Развитие онлайн-сервисов и внедрение новых, более совершенных программных продуктов сегодня стало необходимым условием для конкурентоспособности практически любого бизнеса.

Цифровые технологии появляются во всех сферах нашей жизни. И в сфере ЖКХ этот процесс наиболее востребован. Национальные проекты, направленные на развитие информационных технологий, такие как «Умный город», предполагают возможность разработки интеллектуальной платформы взаимодействия муниципалитетов, коммунальных служб и управляющих компаний.

В сбытовой деятельности также активно развивается автоматизация. Интеллектуальные системы учёта ресурсов позволяют организовать взаимодействие ресурсоснабжающей компании и потребителей на новом уровне. Автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), которую наша компания внедряет на территории Брянской области, полностью вписывается в современные тенденции развития инноваций. Особенностью АСКУЭ является полностью автоматизированный процесс учёта потребления электроэнергии: от передачи показаний приборов учёта до выставления начислений и анализа потребления.

Интеллектуальный учёт ресурсов выгоден и для потребителей, и для сбытовиков

Система учёта представляет собой комплекс, состоящий из интеллектуальных приборов учёта электрической энергии и устройства для сбора и передачи данных. Программное обеспечение позволяет получать информацию с устройств, проводить анализ энергопотребления, отправлять информацию в другие системы или сохранять её в архиве.

В результате внедрения АСКУЭ потребители освобождаются от необходимости ежемесячно передавать показания приборов учёта. Это происходит автоматически без участия собственников жилья. Также система позволяет удалённо ограничить энергоснабжение должникам.

Сетевые организации, работающие на территории, где система уже запущена, отмечают впечатляющие результаты. Особенно это касается борьбы с технологическими потерями. Ведь программный комплекс обеспечивает не только масштабную обработку данных, мониторинг приборов учёта, но и отображает в режиме реального времени вмешательство в работу оборудования.

За три года реализации проекта мы установили 7927 интеллектуальных приборов учёта электро-энергии бытовым потребителям Брянской области. В дальнейшем продолжим эту работу в рамках исполнения требований 522 Федерального закона, который предусматривает обязанность гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учёта электроэнергии. И АСКУЭ полностью соответствует требованиям законодательства по развитию интеллектуального учёта.

Онлайн-взаимодействие стало необходимостью

Цифровизация невозможна без глобального вовлечения потребителей в информационное пространство. Можно сказать, что главный ограничительный фактор распространения информационных технологий — уровень развития цифровых навыков населения, то есть насколько хорошо люди могут пользоваться компьютерами, смартфонами, планшетами, насколько успешно могут искать информацию в сети Интернет и осваивать различные программные продукты. Уровень цифровой грамотности в нашей стране неуклонно растёт, но все же на сегодняшний день он недостаточно высок (особенно среди старшего поколения), чтобы можно было говорить о глобальных процессах цифровизации. Однако в последние два года в этом направлении наметился явный прогресс. Если раньше активное использование цифровых технологий было прерогативой молодёжи, то сегодня мы видим, что граждане всех возрастов, даже самые консервативные, стали пользоваться онлайн-сервисами. Мы делаем покупки в сети Интернет, учимся, работаем, записываемся на приём к врачу или в государственные учреждения — всё это стало возможным благодаря активному развитию цифровых технологий. И это их несомненный плюс — они делают нашу жизнь комфортнее. Не зря президент нашей страны назвал цифровизацию национальным приоритетом, настолько же важным, как и поддержание здоровья, благополучия людей и создание комфортной и безопасной среды для жизни. И можно сказать, что при сохранении данной тенденции и темпов развития цифровых технологий и их проникновения в нашу жизнь скоро различие в интенсивности использования передовых технологий различными возрастными группами нивелируется.

Новые сервисы для максимально эффективной работы

ООО «Газпром энергосбыт Брянск» также поддерживает этот процесс. Мы не стоим на месте и развиваем удалённые способы взаимодействия. Наши клиенты начали активнее пользоваться интерактивными сервисами, которые предлагает филиал «Брянскэнергосбыт». Например, наш сервис «Личный кабинет клиента» является практически полным аналогом клиентского офиса компании, где потребитель может решить все свои вопросы не выходя из дома. Личный кабинет доступен и в формате мобильного приложения. Это делает сервис ещё более удобным для потребителей, ведь он доступен в режиме 24/7.
Мы обновили и сервис «Личный кабинет юридического лица». Новая версия позволяет потребителям отслеживать историю потребления, историю начислений и произведённых оплат, получать документы на оплату, счета-фактуры, просматривать информацию о договоре, получать доступ к информации о фактических и прогнозных ценах. Кроме того, абоненты сервиса могут получать уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии и информацию о планируемой дате введения ограничения или отправить обращение по вопросу, связанному с исполнением договора энергоснабжения.
Работа в личном кабинете удобна для организаций, использующих электронный документооборот. Этот сервис позволяет оптимизировать процессы ведения документооборота в компании. Перевод архива в цифровой формат обеспечит быстрый поиск необходимого документа, а также поможет экономить на хранении и распечатке.

Дистанционная работа стала привычной

Не секрет, что хотя во всём мире тенденция к переходу на дистанционную работу появилась достаточно давно, в России это явление было скорее исключением. Но в 2020 году всем нам в авральном режиме пришлось перестраиваться и включаться в новые условия работы. С точки зрения развития цифровых технологий пандемия стала мощным толчком как для руководства страны, так и для владельцев всех форм бизнеса. В период пандемии нам пришлось быстро переориентироваться на новые способы взаимодействия как с сотрудниками, так и с клиентами и партнёрами. Сейчас уже можно оценить, насколько эффективной была эта работа. Мы увидели, что большинство сотрудников готовы успешно работать как из офиса, так и из дома. А современные инструменты удалённого взаимодействия и контроля бизнес-процессов позволяют контролировать качество работы.

1068