Т-игры в клетке: как трансформационные игры меняют жизнь

Пока Запад снимал «Игру престолов», а Восток делал культ из игры в кальмара, на постсоветском пространстве зарождался особый вид психологических и бизнес-игр — трансформационные игры. Они берут начало в древнем Тибете, появились в «нулевых», и сегодня всё больше тренеров используют их для решения самых разных задач — от преодоления выгорания до поиска бизнес-идеи. Одна из таких игр в конце января собрала в Брянске участниц закрытого бизнес-сообщества Business Women Club, а разработчик T-игр Евгений Геллер рассказал, как необычный вид тренингов помогает бизнесу и на какие игры обратить внимание в 2022 году.

Т-игры в клетке: как трансформационные игры меняют жизнь
Случай из жизни: успешный предприниматель жаловался, что только бокс помогает забыть о работе. В остальное время мысли о бизнесе идут фоном. Он искренне удивлялся после трёхчасовой игры, что совсем не думал о делах. И таких людей гораздо больше, чем кажется!

— Евгений, вы один из первых разработчиков трансформационных игр на постсоветском пространстве. Как думаете, почему именно это направление зародилось и прижилось на нашей почве?

— Люди хотели получить инструмент, с помощью которого могли добиваться своих целей, не обращаясь к психологам или коучам. Дело в том, что в России визит к психологу долгое время ассоциировался с «карательной медициной». Живо было убеждение, что к психологу приходят только с проблемой. Игры — другой формат. Да, я прихожу играть, потому что у меня что-то не получается, но я пришёл не в качестве пациента, а чтобы побыть кем-то ещё и отработать свой запрос. Для постсоветского пространства такая форма оказалась проще для восприятия.

К тому же через игру можно попробовать что-то новое. Дедушка поедет поездом, чтобы сэкономить деньги, а внук — самолётом, чтобы сэкономить время. Потому что ценности у них разные. В игре появляется возможность опробовать разные роли, ценности и удовольствия, найти то, что лучше для вас, и эффективно применять это в жизни.

Что наша жизнь? Игра!

Игровое поле самой известной игры Евгения Геллера Genesis— Что люди хотят получить от игры?

— В 90-е мир сильно скакнул в сторону компьютерных игр, но в них не оказалось живой коммуникации. В «нулевых» маятник качнулся к живому общению — мы чаще стали собираться вместе и в течение ночи обсуждать на кухне мировые проблемы. Шло время, мы становились старше. Про что теперь говорить? В этом плане игра — удобный формат. Во-первых, это «пространство» для естественного общения. Во-вторых, поиск близких по духу людей и дальнейшая взаимная поддержка. В-третьих, интеллектуальный досуг и возможность побыть кем-то ещё — королём, инопланетянином, безработным… И самое главное — мы выросли в культуре, где любое удовольствие нам показывают, будь то театр, ипподром, кино, а в играх участники вместе обсуждают какую-то проблему, реализуя свой собственный опыт.

— Вы ведь именно так создали свою первую игру — во время посиделок с друзьями!

— Да, и запрос изначально был лично мой. В 2008 году у меня был бизнес в Москве — я вёл тренинги в сфере рекламы и занимался полиграфией как верстальщик-дизайнер. Но случился кризис, из-за которого крупные компании сократили бюджеты на образование и на рекламу, и то, что я нарабатывал в течение пятнадцати лет, развалилось как карточный домик.

Игра NetWorker с участницами закрытого сообщества Business Women ClubЯ уехал в Латвию, поскольку я латвийский гражданин, и встал вопрос: что делать дальше? Я понимал, что мне не нравится ни одна из перспектив, и не было желания в сорок лет начинать всё с нуля. Тогда за год сделал игру. Для себя и друзей — посидеть, подумать: а хочется ли чего-то после сорока? И куда двигаться дальше — в новые отношения, образование, бизнес, сменить место жительства… Тогда я заметил: люди, которые в жизни осторожно нащупывают то, чего действительно хотят, в игре быстрее находят ответы и затем быстрее двигаются к поставленной цели. На основе этого в 2010 году я разработал первую игру — Genesis — про выяснение отношений с собственными желаниями. Хотя многие из участников игр убеждены, что это инструмент для исполнения желаний.
Научиться желать и отдыхать

— Марафоны желаний, письма Вселенной — сейчас особенно популярны. Как думаете, почему? И как этот запрос реализуется в игре?

— Мы живём в постхристианском обществе, в котором есть запрос на чудо. Понятие «светлое будущее» — как раз про это. Отсюда и популярность.
Что касается игры, она основана на классическом транзактном анализе — это концепция, согласно которой в нашем эго присутствуют три состояния: «взрослый», «родитель» и «ребёнок». Ребёнок отвечает за желания и энергию, родитель ставит рамки (можно/нельзя, этично/неэтично), взрослый — принимает решения и отвечает за распределение ресурсов. В процессе игры мы пытаемся сделать так, чтобы все три внутренних персонажа перестали сопротивляться и в какой-то момент начали друг другу помогать. У внутреннего ребёнка можно попросить энергии, с родителем «договориться» о снятии ограничений. И когда эти трое — лебедь, рак и щука — или хотя бы один из них перестаёт вставлять палки в колёса, исполнение желаний происходит быстрее. А инструменты в игре простые — карточки, особое игровое поле.

— У вас есть целое направление игр, которые учат человека радоваться жизни, отдыхать. В этом действительно есть потребность?

«Эгоистка» — игра, которая помогает «перезарядить батарейки»— Особенно в наше время! Я проводил серию игр в крупной компании, которая специализируется на железнодорожном сообщении с Китаем. Когда авиа-
перевозки во время локдауна сократились, работы в компании прибавилось — второй год люди перерабатывают, и нужно было «перезагрузить» коллектив, помочь преодолеть выгорание. В играх участвовало более 100 человек.

Или другой случай: успешный предприниматель жаловался, что только бокс помогает хотя бы на немного отключиться от непокидающих мыслей о работе. Он искренне удивлялся после трёхчасовой игры, что совсем не думал о работе. И таких людей гораздо больше, чем кажется. У них появляется
дополнительная мотивация искать в жизни радости и удовольствия.

— Как это происходит в жизни?

— Одна из недавних историй: замечательная женщина, замужем за состоятельным человеком, устала жить в «золотой клетке». Во время игры она осознала, что ей всегда нравился итальянский язык. Вместе с подругой они открыли клуб любителей итальянского, начали организовывать поездки в Милан, Флоренцию, завязались связи в консульстве, с творческими людьми. Женщина себя реализовала и счастлива. Таких примеров много.

— Кто чаще играет — мужчины или женщины?

— Всегда женщины. Мужчины более консервативны, и они избегают ситуаций, где можно потерять лицо.

Ум за раZoom зашёл

Фестиваль «Подъём», Новосибирск— У вас несколько видов игр — психологические, для бизнеса. В Брянске в какие охотнее играют?

— В Брянске востребованы деловые игры. Сегодня, например, играем в NetWorker — тренируем умение говорить.

— Даёте уроки риторики?

— Риторика — это про внешнюю красоту, а NetWorker — про наличие смысла в речи. Игра учит выгодно презентовать ваш продукт. Кстати, в наше время лучше продаётся не польза, а эмоции. Как та реклама про чашечку ароматного кофе, который хмурое утро превращает в наслаждение.
Представьте, что выбираете две эмоции: отрицательную и положительную, а в серединке — ваш продукт, и вам важно про это рассказать. Одна из целей игры — научить рассказывать о себе с участием эмоций. Сейчас это одна из самых востребованных игр.

— Идея трансформационных игр вам пришла в период кризиса в 2008 году, сейчас Т-игры переживают небывалую популярность. Потребность в игре — это примета кризиса?

— Скорее нет. Игра древнее культуры. Дети начинают играть, даже не владея языком. Мир замирает у экранов во время Олимпийских игр, в жизни мы играем разные роли…

Если посмотреть на этот мир, любое достижение — результат игры. Спортсмен, добежавший первым, купается в аплодисментах, как и господин N. из первой десятки Forbes. Это тоже игра!

— Какие игры посоветуете бизнесу в 2022 году?

— За два года пандемии мы слишком засиделись дома. И «назумились» так, что не хватает личного общения. И это большая проблема. Ведь на экране видна голова и фактически отсутствуют жесты, нет запаха, настоящего звука. Остаётся процентов шестьдесят от нормального восприятия, и человек, два года сидя дома, отвыкает от общения, которое, как мышцы, требует постоянного напряжения. Соответственно, нужен инструмент, который поможет быстро прийти в норму.
Кроме того, изменились коммуникации. Если раньше люди были чувствительны к эмоциям, чувствам и можно было продавать через давление, то сейчас проще сказать: «Вы меня утомили» — и бросить трубку, нежели что-то объяснять. В тренде — забота и искушение, из активных продаж пора перебираться сюда. Поэтому в первую очередь нужно зарядить батарейку — без батарейки сложно вступать в коммуникацию и продавать в новой реальности. Из своих игр могу назвать «Эгоистку» и «Время для себя»: они добавляют энергии и помогают двигаться дальше.

— У вас есть хэштег #геллерворчитиглумится. За десять лет работы на рынке трансформационных игр какой случай больше всего его заслуживает?

— О! Это знаменитая история! Однажды я подробно рассказывал про игры, и один товарищ после мне написал: «Евгений, так и не понял — что такое транспорноционные игры?» Очевидно, каждый слышит то, что хочет услышать.

— У вас есть идеи новых игр?

— Я работаю над созданием игры о предназначении. Это сложное понятие, люди с разным бэкграундом толкуют его по-разному. Одни считают, что это воля Божья, другие уверены: раз что-то получается лучше всего, значит, ты для этого родился. В зависимости от подхода предназначение объясняют по-разному, а игра поможет понять, чего хотите именно вы.

В тему!

Евгений Геллер — игротехник, автор и разработчик уникальных игровых платформ Genesis, MatriX, NetWorker и других — для бизнеса и личностного развития. Разработал 11 трансформационных игр. Его клиенты — УК «Уралсиб», Московская школа управления «Сколково», Российское Управленческое Сообщество, Tupperware, МТС.

Родился 21 января 1969 года в Латвии. Женат, воспитывает двоих детей. В настоящее время вместе с семьёй живёт в Брянске.

2585

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*