Лариса Садилова: «Для меня «Огород» — особенный фильм»

Летом 2006 года уютный бежицкий дворик на улице Куйбышева стал объектом повышенного внимания. Люди приходили поглазеть на то, как здесь снимают кино, взять автограф у Валерия Баринова и Зои Кайдановской, а журналисты записывали интервью и снимали фоторепортажи.

Лариса Садилова:  «Для меня «Огород» — особенный фильм»

Ровно через год, когда четвёртый фильм Ларисы Садиловой «Ничего личного» взял на Московском международном кинофестивале престижный приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, мы с ней гуляли в этом же дворике и она рассказывала, как здесь выросла. Лариса смотрит на читателей с обложки четвёртого номера «Брянской ТЕМЫ». Волевой взгляд пронзительно-синих глаз.

Потом был снятый в Трубчевске «Сынок», в котором «брат «Брата» Виктор Сухоруков перевоплотился из бандита-отморозка в нежного, любящего отца-одиночку. Лариса сломала стереотипный образ, раскрыв новые грани его таланта. Позже в своих интервью Виктор Иванович не раз с благодарностью говорил, что именно после этой роли другие режиссёры увидели в нём большого артиста.

Ещё один известный кинобандит, которого Лариса вывела «в люди», — сын Валерия Баринова Егор Баринов. Фильм «Однажды в Трубчевске», где он сыграл дальнобойщика, разрывающегося между женой и любимой женщиной, вошёл в основную программу Каннского кинофестиваля в 2019 году. И о уютном старинном городке в Брянской области узнал весь мир.

Горжусь тем, что за 15 лет в «Брянской ТЕМЕ» публиковались эксклюзивные фоторепортажи и интервью со съёмок этих и других фильмов Ларисы Садиловой, а наше общение постепенно переросло в дружбу на «ты».

— Расскажи, что послужило толчком к написанию сценария фильма «Огород».

— Вдохновением стала история моей тёти, которая каждый день ездит на свой огород в Овстуг. Меня всегда это поражало! Она и сейчас в свои семьдесят пять, как только начинается огородный сезон, каждый день отправляется на грядки. Сначала на троллейбусе, потом на автобусе, а потом — ещё и пешком. Утром туда, к ночи — обратно. Потому что ночевать негде. А потом закрывает сотни банок огурцов, помидоров, лечо, компотов… Хранит их в одном из старых погребов, которые до сих пор сохранились в некоторых бежицких дворах. А зимой передаёт закрутки детям в Москву.

В Элле — её очень органично сыграла замечательная Ольга Лапшина — есть многое и от моей мамы, и от бабушки, которая была остра на язык.
Саму историю мы с Рустамом Ахадовым написали ещё в 2019 году, перевели на английский и взяли с собой на Каннский фестиваль, где представляли фильм «Однажды в Трубчевске».

Сценарий писали долго. Выверяли каждую строчку, каждое слово. Сначала он назывался «Аисты прилетели». Целую линию в нём занимали аисты. Позже мы от них отказались. Поняли, что потребуется компьютерная графика, которая не впишется в атмосферу фильма. Потом было много рабочих названий: «70+», «Осторожно, двери открываются»… Что касается слова «Огород», то так назывался вордовский файл сценария. И в результате долгих обсуждений именно он и стал названием фильма. В картине 38 персонажей — настоящий огород!

— На встрече с брянскими зрителями после премьеры кто-то сказал: «Какое прекрасное название! Если прочитать наоборот, получится «Дорого». И этот фильм именно про то, что дорого для всех людей». А как приняли фильм твои мама и тётя?

— Мне было очень важно, чтобы фильм им понравился. Я смотрела на их лица во время просмотра — они светились.

— Лариса, квартира, в которой живут сёстры, специально выстраивалась под фильм?

— Нет. Это реальная квартира мамы моей одноклассницы по улице Куйбышева. Мы почти ничего там не меняли. А дом главного героя Валеры — квартира моей двоюродной сестры.

— Зою блистательно сыграла Валентина Теличкина. Многие кинокритики отметили, что это одна из её звездных работ. Вы писали сценарий именно для неё?

— Да, мы изначально писали для Валентины Ивановны и артиста Курской филармонии Юрия Кутафина, с которым познакомились, когда с Рустамом снимали в 2014 году документальный фильм про «Открытый экран». Это очень интересный проект Департамента культуры Курской области, которому почти десять лет. Артисты филармонии ездят по деревням области вместе с передвижной киноустановкой. Картину можно посмотреть на ютубе. Называется «Сельский показ». Но ни Теличкина, ни Кутафин о том, что мы пишем для них сценарий, ничего не знали.

— Премьера состоялась в рамках конкурсной программы 44-го Московского международного кинофестиваля и вызвала множество отличных отзывов. А Юрий Кутафин стал настоящим открытием. Ведь это его первая роль в кино. В 59 лет! А играет так здорово, словно за плечами долгая кинокарьера.

— Юрий напоминает мне Георгия Вицина. Интеллигентное лицо, тонкий, ранимый… В современном кинематографе таких актёров просто нет. И работать с Кутафиным было легко. Бывает, что даже опытный артист задачу режиссёра не слышит. А вот Юрий понимал меня с полуслова.

ПОДАРКИ СВЫШЕ

— Лариса, кто нашёл такое очаровательное место под огород Зои?

— Это село Речица, которое находится недалеко от Овстуга. Нас привёз туда Дмитрий Ландин, который позже стал директором съёмочной группы. Это его родное село, в нём живут его родственники. Оператор Анатолий Петрига приметил живописный пустырь на другой стороне озера. В итоге место было найдено.

— Кстати, многие зрители отмечали мастерскую работу Анатолия Петриги. И она действительно заслуживает восхищения. Неспешные, длинные кадры, нестандартные ракурсы, множество мелких, но таких значительных деталей, которые, словно крупинки пряностей, придают фильму свой особенный вкус… Но давай вернёмся к рождению самого огорода.

— На этом пустыре мы посадили огород. Сделали грядки, посадили саженцы, перенесли и поставили дом. И по эскизам художника Владимира Ярина сделали из него развалюшку. Родственники Димы Ландина стали членами съёмочной группы. Женщины занимались огородом, а мужчины работали постановщиками под руководством художника. Но в 2020 году началась пандемия, и съёмки пришлось отложить на год. Так что огород мы сажали дважды.

— Домик родителей Зои и Эллы получился настоящим приветом из СССР: стены, украшенные обложками старой «Крестьянки», патриотические фотоколлажи, салфеточки, мебель… Откуда всё это взялось?

— Собирали реквизит по близлежащим деревням. Старые заборы, чугунная ванна, старые киношные афиши, обои… Печка и труба были сделаны.

— А трогательный росток травы между половых досок веранды, где на старом диванчике отдыхает Зоя?

— Сам вырос! И мы его всячески оберегали.

— Мне ещё запомнилось потрясающее звёздное небо, которое миллионами глаз всматривается в плачущую героиню сквозь ветхую крышу.

— На самом деле небо снято в течение нескольких особенно ясных ночей в горах Таджикистана. Оно и правда получилось космическим. Такой перекличкой с диалогом Зои и Валеры про полёт Гагарина и главной песней фильма «Нежность». Пусть простят меня поклонники Майи Кристалинской, но я считаю, что артистка курской филармонии Анна Сидоренко спела «Нежность» лучше. А какую изумительную аранжировку сделали Григорий Дерюгин и дирижёр Курского оркестра народных инструментов Павел Горбунов! К слову, это мой любимый эпизод в фильме.

— Ещё одна локация — зимний санаторий, в котором встречаются герои.

— Это старый и довольно известный санаторий имени Пржевальского в Смоленской области. Он находится в природоохранной зоне, где нельзя прокладывать газопровод. Поэтому до сих пор отапливается… дровами. Чтобы разместить съёмочную группу, нам потребовалось 5 тысяч кубометров дров.

— А не проще ли было найти санаторий не на дровах?

— Да мы искали! Но чтобы был такой красивый именно зимой, не нашли. Шок у нас был, когда съёмочная группа приехала в санаторий и мы увидели, что вся красота растаяла. Расстроенные, легли спать. А наутро начался сильный снегопад, и через несколько часов мы получили новенькие сугробы.

— Прямо на заказ от небесного декоратора!

— Знаешь, на съёмках «Огорода» у нас вообще было много таких «подарков». Всё время вспоминала своего знакомого священника, который мне сказал: «Лариса, не прописывайте сценарий до конца. Оставьте что-нибудь Богу». И для меня этот фильм стал особенным. Я до сих пор его часто пересматриваю. Хотя знаю наизусть…

ПРИМЕРИТЬ НА СЕБЯ…

— У тебя в фильме есть одна важная недосказанность. Из разговора с соседями по огороду мы узнаём про прошлое Эллы: мать «развела» её с мужем, больше она замуж не вышла, одна воспитывала дочь. А вот про прошлое Зои, кто был отцом её двух сыновей, мы так ничего и не узнали. Почему?

— Да потому что много таких Зой у нас по стране! Не хотелось нам делать героиню в единичном экземпляре. Пусть разные женщины смогут «примерить» её на себя.

— Если зашла речь про «примерки», хочу отдельно отметить работу художника по костюмам. Екатерина Аппина-Цуркина сумела создать своё повествование при помощи костюмов. Вот счастливая, влюблённая героиня рядом со своим спутником гуляет вдоль озера: валяные сапожки с затейливой вышивкой, ярко-красная куртка и такой же зонт. И всё это на фоне белоснежного снега. Звезда! А вот она же на заснеженных дорогах родного города. В компании сумки-тележки, одетая в практичный серый пуховик и неприметную вязаную шапочку. Одна из множества таких же замотанных повседневностью женщин. Но вот на любимый огород Зоя явно принаряжается. Её платьишки чудо как хороши!

— Потому что и моя тётя, да и все её подружки тоже собираются в дальнюю дорогу на огород как на праздник. Подбирают наряды, обязательно подкрашиваются. В люди же выходят! А ты заметила, какие наряды у Эллы?

— Песня! У меня «По переулкам бродит лето…» теперь навсегда будет ассоциироваться с выходящей из подъезда под эту песню Эллой. В умопомрачительном наряде и кокетливой шляпке. И проходящий мимо мужчина сворачивает шею, глядя ей вслед… В фильме вообще много забавных моментов, вызывающих улыбку, но когда на экране появлялась Зинаида Зрячая, зрительный зал взрывался смехом.

— Ты же поняла, что это пародия на сериал «Слепая»? Зрячая и правда наша творческая удача. А Раиса Рязанова, которая её сыграла, — просто находка! Самое интересное, что она до сих пор фильм не видела. Не воспринимает свою работу в «Огороде» всерьёз. Я, честно говоря, боялась, что Раиса Ивановна откажется от этой роли. А она стала настоящим украшением картины.

И ВСЁ ОБ ОДНОМ. О ЛЮБВИ…

— Особое место в фильме занимают разговоры пассажиров поезда. У психологов есть такое определение — «синдром попутчика». Человек откровенно рассказывает о себе, исповедуясь и облегчая душу, потому что знает: его слушатель — случайный попутчик, с которым они больше никогда не увидятся.

— Так и есть! Мы постарались передать через эти разговоры кусочки судеб разных людей. Но все они об одном. О любви…

— И монолог девушки, не разглядевшей много лет назад свою настоящую любовь. Она плачет и рассказывает свою историю Валерию, который едет из Курска в Брянск к любимой. И вдруг спрашивает: «А вы женаты?»

— Этот вопрос драматургически очень важен. Потому что Валерий отвечает: «В разводе». И зрители понимают, что он едет к Зое свободным. И честным.

— Финал картины многие назвали «открытым». И первый вопрос зрителей к Валентине Теличкиной после просмотра: «Подойдёт ли Зоя к Валере в вагоне электрички или нет?»

— А Валентина Ивановна отвечает: «А вы сами решайте, как вам сердце подсказывает!» На самом деле мы сняли три финала. В первом Зоя остаётся на платформе и долго смотрит вслед электричке, увозящей Валеру. Мы сразу поняли: нельзя так оставлять! Во втором Зоя заходит в вагон и садится рядом с Валерием. Слишком банально!

— Ну и третий вошёл в финальную версию картины, когда звучит изумительная музыка, которая сопровождает финал фильма. Кто её написал?

— Это «Ноктюрн Чаро» легенды джаза — таджикского композитора Джасура Халилова. Композиция была создана давно, но специально для фильма Джасур вместе со своим коллективом записал её в студии. И эта музыка сделала финал.

Ссылки на публикации в журнале

Лариса Садилова: «Снимать кино в Брянске меня заставил муж», №4, 2007

«Сынок» рождается в Трубчевске, №6, 2008

Как в кино…, №14, 2008

Маменькин «сынок», №5, 2009

«ОНА» превратила Трубчевск в иммигрантское Подмосковье, №9, 2013

Как Трубчевск стал киностолицей Брянской области, №6, 2018

Из «бандитов» в люди, №9, 2018

«Наше кино», №9, 2019

986

Добавить комментарий

Имя
Комментарий