Лариса Садилова: «Для меня «Огород» — особенный фильм»

Летом 2006 года уютный бежицкий дворик на улице Куйбышева стал объектом повышенного внимания. Люди приходили поглазеть на то, как здесь снимают кино, взять автограф у Валерия Баринова и Зои Кайдановской, а журналисты записывали интервью и снимали фоторепортажи.

Лариса Садилова:  «Для меня «Огород» — особенный фильм»

Ровно через год, когда четвёртый фильм Ларисы Садиловой «Ничего личного» взял на Московском международном кинофестивале престижный приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, мы с ней гуляли в этом же дворике и она рассказывала, как здесь выросла. Лариса смотрит на читателей с обложки четвёртого номера «Брянской ТЕМЫ». Волевой взгляд пронзительно-синих глаз.

Потом был снятый в Трубчевске «Сынок», в котором «брат «Брата» Виктор Сухоруков перевоплотился из бандита-отморозка в нежного, любящего отца-одиночку. Лариса сломала стереотипный образ, раскрыв новые грани его таланта. Позже в своих интервью Виктор Иванович не раз с благодарностью говорил, что именно после этой роли другие режиссёры увидели в нём большого артиста.

Ещё один известный кинобандит, которого Лариса вывела «в люди», — сын Валерия Баринова Егор Баринов. Фильм «Однажды в Трубчевске», где он сыграл дальнобойщика, разрывающегося между женой и любимой женщиной, вошёл в основную программу Каннского кинофестиваля в 2019 году. И о уютном старинном городке в Брянской области узнал весь мир.

Горжусь тем, что за 15 лет в «Брянской ТЕМЕ» публиковались эксклюзивные фоторепортажи и интервью со съёмок этих и других фильмов Ларисы Садиловой, а наше общение постепенно переросло в дружбу на «ты».

— Расскажи, что послужило толчком к написанию сценария фильма «Огород».

— Вдохновением стала история моей тёти, которая каждый день ездит на свой огород в Овстуг. Меня всегда это поражало! Она и сейчас в свои семьдесят пять, как только начинается огородный сезон, каждый день отправляется на грядки. Сначала на троллейбусе, потом на автобусе, а потом — ещё и пешком. Утром туда, к ночи — обратно. Потому что ночевать негде. А потом закрывает сотни банок огурцов, помидоров, лечо, компотов… Хранит их в одном из старых погребов, которые до сих пор сохранились в некоторых бежицких дворах. А зимой передаёт закрутки детям в Москву.

В Элле — её очень органично сыграла замечательная Ольга Лапшина — есть многое и от моей мамы, и от бабушки, которая была остра на язык.
Саму историю мы с Рустамом Ахадовым написали ещё в 2019 году, перевели на английский и взяли с собой на Каннский фестиваль, где представляли фильм «Однажды в Трубчевске».

Сценарий писали долго. Выверяли каждую строчку, каждое слово. Сначала он назывался «Аисты прилетели». Целую линию в нём занимали аисты. Позже мы от них отказались. Поняли, что потребуется компьютерная графика, которая не впишется в атмосферу фильма. Потом было много рабочих названий: «70+», «Осторожно, двери открываются»… Что касается слова «Огород», то так назывался вордовский файл сценария. И в результате долгих обсуждений именно он и стал названием фильма. В картине 38 персонажей — настоящий огород!

— На встрече с брянскими зрителями после премьеры кто-то сказал: «Какое прекрасное название! Если прочитать наоборот, получится «Дорого». И этот фильм именно про то, что дорого для всех людей». А как приняли фильм твои мама и тётя?

— Мне было очень важно, чтобы фильм им понравился. Я смотрела на их лица во время просмотра — они светились.

— Лариса, квартира, в которой живут сёстры, специально выстраивалась под фильм?

— Нет. Это реальная квартира мамы моей одноклассницы по улице Куйбышева. Мы почти ничего там не меняли. А дом главного героя Валеры — квартира моей двоюродной сестры.

— Зою блистательно сыграла Валентина Теличкина. Многие кинокритики отметили, что это одна из её звездных работ. Вы писали сценарий именно для неё?

— Да, мы изначально писали для Валентины Ивановны и артиста Курской филармонии Юрия Кутафина, с которым познакомились, когда с Рустамом снимали в 2014 году документальный фильм про «Открытый экран». Это очень интересный проект Департамента культуры Курской области, которому почти десять лет. Артисты филармонии ездят по деревням области вместе с передвижной киноустановкой. Картину можно посмотреть на ютубе. Называется «Сельский показ». Но ни Теличкина, ни Кутафин о том, что мы пишем для них сценарий, ничего не знали.

— Премьера состоялась в рамках конкурсной программы 44-го Московского международного кинофестиваля и вызвала множество отличных отзывов. А Юрий Кутафин стал настоящим открытием. Ведь это его первая роль в кино. В 59 лет! А играет так здорово, словно за плечами долгая кинокарьера.

— Юрий напоминает мне Георгия Вицина. Интеллигентное лицо, тонкий, ранимый… В современном кинематографе таких актёров просто нет. И работать с Кутафиным было легко. Бывает, что даже опытный артист задачу режиссёра не слышит. А вот Юрий понимал меня с полуслова.

ПОДАРКИ СВЫШЕ

— Лариса, кто нашёл такое очаровательное место под огород Зои?

— Это село Речица, которое находится недалеко от Овстуга. Нас привёз туда Дмитрий Ландин, который позже стал директором съёмочной группы. Это его родное село, в нём живут его родственники. Оператор Анатолий Петрига приметил живописный пустырь на другой стороне озера. В итоге место было найдено.

— Кстати, многие зрители отмечали мастерскую работу Анатолия Петриги. И она действительно заслуживает восхищения. Неспешные, длинные кадры, нестандартные ракурсы, множество мелких, но таких значительных деталей, которые, словно крупинки пряностей, придают фильму свой особенный вкус… Но давай вернёмся к рождению самого огорода.

— На этом пустыре мы посадили огород. Сделали грядки, посадили саженцы, перенесли и поставили дом. И по эскизам художника Владимира Ярина сделали из него развалюшку. Родственники Димы Ландина стали членами съёмочной группы. Женщины занимались огородом, а мужчины работали постановщиками под руководством художника. Но в 2020 году началась пандемия, и съёмки пришлось отложить на год. Так что огород мы сажали дважды.

— Домик родителей Зои и Эллы получился настоящим приветом из СССР: стены, украшенные обложками старой «Крестьянки», патриотические фотоколлажи, салфеточки, мебель… Откуда всё это взялось?

— Собирали реквизит по близлежащим деревням. Старые заборы, чугунная ванна, старые киношные афиши, обои… Печка и труба были сделаны.

— А трогательный росток травы между половых досок веранды, где на старом диванчике отдыхает Зоя?

— Сам вырос! И мы его всячески оберегали.

— Мне ещё запомнилось потрясающее звёздное небо, которое миллионами глаз всматривается в плачущую героиню сквозь ветхую крышу.

— На самом деле небо снято в течение нескольких особенно ясных ночей в горах Таджикистана. Оно и правда получилось космическим. Такой перекличкой с диалогом Зои и Валеры про полёт Гагарина и главной песней фильма «Нежность». Пусть простят меня поклонники Майи Кристалинской, но я считаю, что артистка курской филармонии Анна Сидоренко спела «Нежность» лучше. А какую изумительную аранжировку сделали Григорий Дерюгин и дирижёр Курского оркестра народных инструментов Павел Горбунов! К слову, это мой любимый эпизод в фильме.

— Ещё одна локация — зимний санаторий, в котором встречаются герои.

— Это старый и довольно известный санаторий имени Пржевальского в Смоленской области. Он находится в природоохранной зоне, где нельзя прокладывать газопровод. Поэтому до сих пор отапливается… дровами. Чтобы разместить съёмочную группу, нам потребовалось 5 тысяч кубометров дров.

— А не проще ли было найти санаторий не на дровах?

— Да мы искали! Но чтобы был такой красивый именно зимой, не нашли. Шок у нас был, когда съёмочная группа приехала в санаторий и мы увидели, что вся красота растаяла. Расстроенные, легли спать. А наутро начался сильный снегопад, и через несколько часов мы получили новенькие сугробы.

— Прямо на заказ от небесного декоратора!

— Знаешь, на съёмках «Огорода» у нас вообще было много таких «подарков». Всё время вспоминала своего знакомого священника, который мне сказал: «Лариса, не прописывайте сценарий до конца. Оставьте что-нибудь Богу». И для меня этот фильм стал особенным. Я до сих пор его часто пересматриваю. Хотя знаю наизусть…

ПРИМЕРИТЬ НА СЕБЯ…

— У тебя в фильме есть одна важная недосказанность. Из разговора с соседями по огороду мы узнаём про прошлое Эллы: мать «развела» её с мужем, больше она замуж не вышла, одна воспитывала дочь. А вот про прошлое Зои, кто был отцом её двух сыновей, мы так ничего и не узнали. Почему?

— Да потому что много таких Зой у нас по стране! Не хотелось нам делать героиню в единичном экземпляре. Пусть разные женщины смогут «примерить» её на себя.

— Если зашла речь про «примерки», хочу отдельно отметить работу художника по костюмам. Екатерина Аппина-Цуркина сумела создать своё повествование при помощи костюмов. Вот счастливая, влюблённая героиня рядом со своим спутником гуляет вдоль озера: валяные сапожки с затейливой вышивкой, ярко-красная куртка и такой же зонт. И всё это на фоне белоснежного снега. Звезда! А вот она же на заснеженных дорогах родного города. В компании сумки-тележки, одетая в практичный серый пуховик и неприметную вязаную шапочку. Одна из множества таких же замотанных повседневностью женщин. Но вот на любимый огород Зоя явно принаряжается. Её платьишки чудо как хороши!

— Потому что и моя тётя, да и все её подружки тоже собираются в дальнюю дорогу на огород как на праздник. Подбирают наряды, обязательно подкрашиваются. В люди же выходят! А ты заметила, какие наряды у Эллы?

— Песня! У меня «По переулкам бродит лето…» теперь навсегда будет ассоциироваться с выходящей из подъезда под эту песню Эллой. В умопомрачительном наряде и кокетливой шляпке. И проходящий мимо мужчина сворачивает шею, глядя ей вслед… В фильме вообще много забавных моментов, вызывающих улыбку, но когда на экране появлялась Зинаида Зрячая, зрительный зал взрывался смехом.

— Ты же поняла, что это пародия на сериал «Слепая»? Зрячая и правда наша творческая удача. А Раиса Рязанова, которая её сыграла, — просто находка! Самое интересное, что она до сих пор фильм не видела. Не воспринимает свою работу в «Огороде» всерьёз. Я, честно говоря, боялась, что Раиса Ивановна откажется от этой роли. А она стала настоящим украшением картины.

И ВСЁ ОБ ОДНОМ. О ЛЮБВИ…

— Особое место в фильме занимают разговоры пассажиров поезда. У психологов есть такое определение — «синдром попутчика». Человек откровенно рассказывает о себе, исповедуясь и облегчая душу, потому что знает: его слушатель — случайный попутчик, с которым они больше никогда не увидятся.

— Так и есть! Мы постарались передать через эти разговоры кусочки судеб разных людей. Но все они об одном. О любви…

— И монолог девушки, не разглядевшей много лет назад свою настоящую любовь. Она плачет и рассказывает свою историю Валерию, который едет из Курска в Брянск к любимой. И вдруг спрашивает: «А вы женаты?»

— Этот вопрос драматургически очень важен. Потому что Валерий отвечает: «В разводе». И зрители понимают, что он едет к Зое свободным. И честным.

— Финал картины многие назвали «открытым». И первый вопрос зрителей к Валентине Теличкиной после просмотра: «Подойдёт ли Зоя к Валере в вагоне электрички или нет?»

— А Валентина Ивановна отвечает: «А вы сами решайте, как вам сердце подсказывает!» На самом деле мы сняли три финала. В первом Зоя остаётся на платформе и долго смотрит вслед электричке, увозящей Валеру. Мы сразу поняли: нельзя так оставлять! Во втором Зоя заходит в вагон и садится рядом с Валерием. Слишком банально!

— Ну и третий вошёл в финальную версию картины, когда звучит изумительная музыка, которая сопровождает финал фильма. Кто её написал?

— Это «Ноктюрн Чаро» легенды джаза — таджикского композитора Джасура Халилова. Композиция была создана давно, но специально для фильма Джасур вместе со своим коллективом записал её в студии. И эта музыка сделала финал.

Ссылки на публикации в журнале

Лариса Садилова: «Снимать кино в Брянске меня заставил муж», №4, 2007

«Сынок» рождается в Трубчевске, №6, 2008

Как в кино…, №14, 2008

Маменькин «сынок», №5, 2009

«ОНА» превратила Трубчевск в иммигрантское Подмосковье, №9, 2013

Как Трубчевск стал киностолицей Брянской области, №6, 2018

Из «бандитов» в люди, №9, 2018

«Наше кино», №9, 2019

1958

Комментарии

Татьяна 78лет 23.01.2024 09:43:05

Фильм о жизни и не только пожилых и не только о провинциалах. Удивила ограниченность критиков. Как можно не заметить очень большую многослойность фильма ! Много мыслей он вызывает о проживаемой жизни, об отношениях между родными. Для меня ОГОРОД это символ РОССИИ. Героиня Теличкиной старается сохранить родительский дом, а неплохие дети откупаются покупкой дорогого вагончика. Неужели неустроенность в Москве лучше? Вообщем, спасибо создателям фильма. Проблемы людей глубинные в провинции и в мегаполисах одинаковы: одиночество, непонимание и т.д..Я живу в Риге.

Татьяна 21.01.2024 22:19:22

Замечательный фильм Так живет провинция Спасибо режиссёру и актёрам

Любовь 21.01.2024 21:36:51

Фильм посмотрела только вчера по телевидению в ,,Закрытом показе"Гордона,фильм понравился,смотрится на одном дыхании,,жаль,что не попала на премьеру в ,,Победу",сразу узнала нашу Бежицкую автостанцию,мост жд,спасибо Ларисе за этот фильм,снимайте продолжение пжста....

Виктория, 63 года 21.01.2024 17:55:48

Огород- отличный фильм, все так знакомо, чувства понятны. Посмотрела закрытый показ, просто возмутили высказывания кинокритика. Он живет в другом мире, а фильм про тысячи овдовевших или разведенных женщин, которые уважают себя, хотят, но боятся быть счастливыми, тем более, что надежных одиноких мужчин мало. Спасибо за Огород.

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*