Валентина Мочалова: «Рисую улыбки на лицах»
В английском языке есть выражение as fresh as a daisy, которое по-русски звучит как «полный юношеского задора». Именно такое ощущение производят картины брянской художницы Валентины Мочаловой. Главная героиня её самой известной серии — дошкольница Дейзи. О том, почему задорную рыжеволосую девочку зовут не Маша или Оля, какие «секретики» автор оставила на каждом из полотен и как начать писать картины в любом возрасте, мы поговорили с художником.

— Дейзи впервые вышла в свет этим летом, когда в Брянской областной библиотеке им. Ф. И. Тютчева состоялось открытие вашей первой выставки. Валентина Васильевна, расскажите, кто эта девочка на картинах и почему именно она?
— Дейзи в одном из вариантов перевода с английского — «ромашка». Когда я начала рисовать, думала, что буду изображать только цветы, и только ромашки. Буду рисовать ромашки лучше всех! Потому что папа маме всегда дарил эти цветы. Но от идеи отказалась — скучно. А вот девочку давно рисовала карандашом в тетрадках. Так она у меня родилась. Точнее «Прибыла» — так называется первая картина в серии. На ней рыжеволосая девчонка лет пяти-шести прибыла на ромашке со всеми необходимыми вещами: скейтом, кистями, полотнами, игрушками, планшетом с наушниками и любимой кошкой — Карамелечкой.
На всех картинах — моя домашняя кошка Карамелька и собака дочери — кавалер-кинг-чарльз-спаниель Шерри. В каждом сюжете есть домашний питомец, ромашки и написано Daisy. Попробуйте найти!
— А девочка — это автопортрет?
— Говорят, каждый художник рисует себя. Наверное, да. Я с детства — рыжая, кучерявая. Только сейчас с возрастом меняю «золото» на «серебро».
Нарисованные приключения
— Если бы у Дейзи был паспорт, какой бы там значился год рождения?
— 2020-й. К этому времени относятся многие работы серии. Потом я остановилась, занималась другими делами. Особенным для Дейзи стал 2022 год — на мои картины отозвался зритель. Это вдохновляет! Уже подкупила холсты, займусь продолжением. Много мыслей, много зарисовок.
— Каждая ваша картина — это небольшая история. Расскажите несколько случаев, которые произошли с Дейзи.
— Одна из картин называется «Сорвать яблоко непросто». На ней девочка забралась на стул, падает, и тут же Шерри несёт ей подушечку. Хоть Дейзи и проказница, питомцы всё равно её любят и всячески помогают.
А картина с осой автобиографична! Потому что в детстве я нюхала колокольчик, и меня в кончик носа укусила оса. Но я не позволила ужалить Дейзи: кошка Карамелечка была на страже и спасла.
Сюжет с цирком родился по случаю: я хотела выпустить календари для родных к Новому году — Году Тигра. Долго думала, как вписать хищника в мою концепцию. Так родился образ с кошкой, которая в руках такого замечательного дрессировщика может превратиться в тигра.
— Героиня картины — сельская жительница? Почему?
— Нет, это дача. Для меня дача — ощущение лета, детства, радости. Хочется поделиться этим чувством. Когда я пишу свои картины, хочется изобразить лёгкость и радость — чтобы зритель улыбался.
Наброски на обоях и чудо рождения
— Художником вы стали сравнительно недавно — семь лет назад. Как это стало вашим главным увлечением?
— В детстве очень любила рисовать. Сестра вспомнила случай, когда я разрисовала обои, меня отругали, и этого больше не повторялось. Но когда через несколько месяцев отодвинули кровать — там всё было в картинках.
В старшем возрасте я отдыхала в детском лагере, и в один из дней на природе мы рисовали какое-то дерево. Преподаватель не поленился в родительский день найти мою маму и сказать, что девочку обязательно нужно отдать в художественную школу. Только школа находилась в другом районе, было тяжело добираться. Мечту рисовать так и пронесла через всю жизнь.
Я окончила технический университет, стала инженером, десять лет проработала на БМЗ. Был момент, когда проектировала мебель, а после — почти двадцать лет была менеджером по туризму.
— И никогда прежде рисование не было вашим хобби? Например, можно было скетчи в дороге рисовать…
— Это сейчас скетчинг стал модным направлением. А раньше на «быстрые рисунки» никто не обращал внимания: ну, нарисовал портретик на полях — и ладно. Мне казалось, все так делают. И все наброски летали в мусорное ведро.
А потом в моей жизни был непростой момент. И я искала, как себя из него вытащить. И вспомнила про рисование. В 2015 году стала посещать художественную школу. Там учились дети, старшеклассники, и я. Год училась, а потом познакомилась с художниками, которые преподают онлайн. Прошла много занятий и платных курсов. Но самым важным для себя считаю курс питерской художницы Надежды Ильиной «Свобода». После него и родилась Дейзи.
— Свобода от чего?
— От срисовывания. Все художники начинают с копирования, подражания работам мастеров. И трудно стать свободным от этого, начать писать именно то, что самому хочется.
Дейзи и детский сад
— Кто первым заметил Дейзи?
— Я писала эту серию для себя. Развесила дома на стене и не придавала значения. Картины в других стилях и техниках я раздаривала, а Дейзи оставила, она мне очень дорога.
Первая выставка, кстати, была не в библиотеке — в детском саду «Светлячок», где психологом работает моя соседка. Она увидела картины и предложила организовать вернисаж для детей. Тогда у меня было всего пять картин. Дети смотрели работы, придумывали истории. Копии работ до сих пор можно увидеть в детском саду — их отпечатали на холсте.
Также случайно мои друзья, впервые увидев Дейзи, рассказали о ней искусствоведу — Ольге Иосифовне Резниковой. Она приехала взглянуть на работы и предложила устроить выставку. Кстати, тогда Ольга Иосифовна сказала: «Это не наивное искусство» — что для меня очень важно. Хоть Дейзи больше напоминает куклу, а за плечами у меня нет «большой» школы, я стараюсь писать профессионально. Для меня это не самодеятельное искусство.
— С чего начинается каждая картина?
— С продумывания сюжета, цветовой гаммы и… бессонной ночи. Часами думаю, как, что и где расположу. Есть такая техника — «жидкое масло», когда картина пишется без использования белил и в один приём. Я села, как обычно, вечером рисовать. Слушаю аудиокнигу. И вдруг обратила внимание, что за окном вороны каркают. Думаю: что такое могло случиться, что птицы среди ночи так расшумелись? Оборачиваюсь, а за окном — утро.
А вообще я пишу натюрморты, пейзажи, портреты. Пробовала делать гиперреалистичные работы, очень сейчас модные. А теперь, например, оттачиваю технику старинных мастеров. Много работаю с пейзажами — у Дейзи должен быть хороший фон! За семь лет написано больше ста работ, но все их раздарила. Только с Дейзи не могу расстаться.
— Дейзи лет 5–6…
— … дошкольница, любимый возраст, когда сто тысяч «почему».
— Какое ваше собственное, самое яркое, воспоминание из этого возраста?
— Помню, у меня всегда были разодранные коленки, и помню эту боль, когда на разодранные коленки опять падаешь. И детский сад любила. Раньше мамы провожали детей до заборчика и махали рукой: «Всё, Валя, иди в группу». А Валя помахала, а в группу не пошла — собрались с девочками и гуляли по детскому саду, сколько хотели, пока нас не увидели.
— И Дейзи такая же — немного хулиганка…
— Она умненькая и самостоятельная девочка. Меня часто спрашивают: «Она вырастет?» Пожалуй, нет. Пусть пока остаётся маленькой…
1292
Добавить комментарий