Держите лицо! Как дизайн интерьера решает задачи бизнеса
Как показать клиентам, что в новом жилом комплексе поселятся состоявшиеся и независимые люди, а в автосервисе работают профессионалы, которым можно доверить ремонт дорогого автомобиля? Оказывается, в том числе и с помощью дизайна интерьера — холлов, лобби, лаунж-зон. Когда клиент впервые сталкивается взглядом с продуктом, он моментально формирует представление о нём. В последующем это мнение сложно изменить. О том, какие детали, правила и законы интерьера помогают решать задачи бизнеса, мы поговорили с дизайнером Ириной Азаевой.
Когда мы готовили в печать этот номер, стала известна приятная новость о победе брянского дизайнера в 6-м международном конкурсе реализованных проектов Гран-при KERAMA MARAZZI. Интернациональное жюри внимательно изучило все конкурсные заявки и выбрало лучшие проекты, где отделочная керамика KERAMA MARAZZI позволила авторам максимально полно раскрыть их творческие замыслы. Ирина Азаева стала победителем в номинации «Инфраструктурные объекты» с проектом ЖК «Резиденция Грин Парк».
— Ирина, в чём заключается главная особенность общественных пространств с точки зрения дизайна и какие правила важно учитывать при создании коммерческих интерьеров?
— Самое главное в разработке концепции общественных пространств — создать «вау»-эффект, впечатлить и передать дух объекта. И этот эффект складывается из многих составляющих.
При разработке планировочных решений всё начинается с исследования траектории движения. Так, в холле жилого комплекса будет несколько траекторий: основная — от входной группы к лифтовой зоне и дополнительные — к кладовой или зоне рекреации. От размеров потока людей зависит расстановка мебели и выбор отделочных материалов: мебель не должна мешаться на пути, а материалы в «проходимых» местах — обладать повышенной износостойкостью.
В публичном пространстве важно проявить не только его функциональность, но и эстетическую составляющую и, главное, найти идею, способную две эти функции объединить. В одном из проектов в Брянске стояла задача задействовать просторный холл, и мы создали динамичную «аллею» из светильников,
которую при желании можно использовать в качестве подиума, устраивать модные показы, съёмки или фотосессии. И в том же проекте отдельно была выделена спокойная и респектабельная зона отдыха с камином и диванной группой.
— Есть ли особенность при выборе материалов для отделки и декора холлов, лаунж-зон, лобби?
— Их главное свойство — износостойкость. Однако в зоне ресепшен или рабочем месте консьержа, где перемещается один-два человека, выбор материалов шире. Например, в одном из проектов мы использовали в зоне ресепшен благородную матовую краску, а в местах с большой проходимостью — керамогранит. Этот трендовый материал стал по-настоящему универсальным благодаря возможности имитировать любые фактуры — кожу, дерево, ткань.
Совет: в случае с высокими потолками керамогранит можно смонтировать на уровне «повышенной износостойкости», а далее — применить фактурное окрашивание, разделив материалы карнизом с подсветкой. Такой приём послужит и экономии, и эстетике, а многогранность добавит неординарности интерьеру.
Один из материалов, который часто применяем для воплощения композиционных приёмов, — зеркала или зеркальные вставки, причём они могут быть матовыми или тонированными. Например, с помощью зеркальной вставки можно эффектно привлечь внимание к высоте потолков, подчеркнуть вертикаль. Или превратить зеркало в арт-объект, как это было в случае с одним из брянских жилых комплексов, где зеркало размером 2,5 на 2 метра со светодиодной подсветкой — это впечатляющий акцент в интерьере.
Зачастую в интерьерах в качестве декора применяется мозаика. Стеклянная — используется всё реже, в тренде — оригинальные формы: увеличенные, имитирующие бетон, керамогранит, а также мозаика с реечной структурой. Последний тренд держится несколько лет и ещё долго будет актуальным.
Из декора вспомним бетонные кашпо и живые растения, за которыми легко ухаживать.
Что русскому хорошо…
— Что для вас важно в работе над проектом. Есть ли у вас собственная формула упомянутого «вау»-эффекта?
— Наверное, это применимо к любой творческой работе — превзойти самих себя, применить что-то инновационное, чего не было раньше. Мне приятно, когда заказчик говорит: «Такого в столице не найти». Однако мы изучаем не столько опыт столичных дизайнеров, сколько в целом европейские тренды.
— Давайте назовём главные из них.
— С одной оговоркой: европейские тренды невозможно напрямую транслировать на «русскую почву», обязательно нужно осмысливать, перерабатывать. Дизайн в России более яркий, звучный, привлекательный, с элементами роскоши. Сложно представить, чтобы у нас властвовал минимализм с техническим светом, сдержанной палитрой и монолитными пространствами, как это модно сейчас, например, в Германии.
Но есть и общие тенденции. Если лет десять назад дизайнеры создавали сложные конструкции из гипсокартона, то сейчас формы более простые, но тем они и эффектнее.
— То, что выглядит хорошо на рекламных плакатах или бумаге, не всегда удачно работает в дизайне среды. Как удавалось эффектно внедрить фирменный стиль в интерьере?
— Наверняка вы вспомните известный логотип ЖК «Резиденция Грин Парк» — стилизованное дерево с ветвистой кроной. Стояла задача — внедрить этот символ в интерьер, используя оригинальные решения. Нужно было не просто повесить логотип на стену, а превратить его в предмет искусства. Так появились деревья из металла и картина, где логотип повторялся множество раз.
Фирменный стиль будет уместен на ковровом покрытии и диванных подушках, отпечатанным на бетонных изделиях или в виде пескоструйного рисунка на зеркале. Его можно внедрить в любые декоративные элементы. При этом обязательно нужно хотя бы один раз процитировать логотип в привычном виде.
— Психологи пишут, что кресла в общественных пространствах предпочтительнее дивана. Так ли это и почему?
— У этой медали две стороны. С одной — малознакомым людям, даже если это соседи по подъезду, маленькая дистанция при рассадке на диване может показаться некомфортной. Возможно, люди и вовсе не будут коммуницировать, поэтому кресла уместнее. А с другой — диван создаёт ощущение респектабельности, масштабности. Поэтому рационально обеспечить вариативность посадочных зон. Например, диван, как доминант, и пара кресел или диван и несколько барных стульев у стойки.
— А как рассчитать количество мест, например, в зоне ожидания?
— Учитывается контингент людей и сколько времени они здесь проведут. Я делала проект для одного брянского автосервиса, который расположен в промышленной зоне и у посетителей нет возможности прогуляться по магазинам или пообедать в ресторане. Ожидание порой растягивается на 1–2 часа. Мы рассчитали, что одновременно необходимо 5–6 посадочных мест, и этого действительно оказалось достаточно для комфортного ожидания. Совет: примерную расстановку мебели желательно начертить на полу мелом, чтобы понять, удобно ли будет в таком помещении. Действие применимо и к частным интерьерам.
Важный ресурс
— Расскажите о самом необычном способе сэкономить на ремонте общественного пространства.
— Всегда уточняю в диалоге, какими внутренними ресурсами располагает заказчик. У автосервиса был потрясающий внутренний ресурс — они занимались сваркой и металлообработкой. Поэтому я сделала акцент на металле и сконструировала стеллажи для хранения и демонстрации продукции. У другого клиента бизнес-партнёр занимался производством мебели, и мы тоже учли это в проекте.
С каждым заказчиком используем их личные возможности. Пусть это будет своего рода экономия, зато так можно реализовать интересные дизайнерские идеи.
— Считается, что с помощью цвета можно убедить человека принять то или иное решение. Проводились крупные исследования, утверждающие, что популярные цвета в маркетинге — синий, чёрный, белый и серый. Они ассоциируются с дружелюбием и доверием, что позволяет брендам привлечь больше клиентов. На практике важно ли учитывать психологию цвета при создании коммерческого интерьера?
— Цветовую гамму задаёт фирменный стиль, фасадные решения, а уж потом психология. Если здание отделано серыми вентилируемыми фасадами, а террасы имеют древесные оттенки, то всё это справедливо отразить и во внутренней концепции.
Но действительно некоторые цвета рождают устойчивые ассоциации. Беспроигрышный вариант — сочетание тёплой текстуры дерева с бирюзовой гаммой, которая напоминает о море и отдыхе. Дерево ассоциируется с комфортом, уютом, натуральностью. Чёрный — символ брутальности и так далее. И всё же, когда речь идёт о премиальном сегменте, с цветами не разгуляешься. Цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, — это синий, золотой, белый, чёрный.
Вместе с тем цвет порой рождает нужный эффект в сочетании с определённой фактурой. Например, в случае с автосервисом среди бетонных полов, металла, подъёмников нужно было создать брутальное и одновременно уютное пространство. Я выбрала кожаный диван с оттенками коричневого и рыжего. В сумме цвет и материал создают впечатление роскоши и добротности. В отделке стен использовали кирпич, но при этом выбрали тёплую цветовую гамму.
Совет: избегайте однообразной цветовой гаммы. Тёплое разбавляйте холодным или нейтральным. Пожалуй, самое известное сочетание — «тёплое» дерево в контрасте с «холодным» серым камнем. Такая игра в контрасты сделает интерьер многограннее, интереснее.
— Допустима ли люстра в коммерческом интерьере или правильнее ограничиться функциональным светом?
— Как и в жилом пространстве, должно быть несколько сценариев освещения: не забывая о функциональности, заботимся об эстетике. Функциональный — общий свет. Здесь важно решить, будет ли он проходным или с датчиками движения.
Технологичность и бережное отношение к ресурсам — важные тренды, которые стоит учитывать. Поэтому подсветку арт-объектов, зеркал, логотипов рекомендую вывести на отдельные выключатели и «декоративный» свет включать только по мере необходимости. Скажем, когда хочется сделать селфи возле масштабного зеркала во всю стену.
А вот люстры в роскошных интерьерах — необходимы! Они добавляют презентабельности. Неординарная брендовая люстра подчеркнёт статус, стиль, развитость вкуса жильцов дома, эстетическую составляющую.
Но если вы не готовы выйти за границы базовых потребностей, можно оставить интерьер только функциональным. Дизайн — это выше базовых потребностей.
В случае с коммерческими помещениями он необходим, когда компании достигли чего-то и хотят это подчеркнуть.
— Как хороший костюм?
— Безусловно!
1089
Добавить комментарий