Елена Шинкаренко: «Наш Дворец даёт детям возможность примерить на себя разные роли и найти своё призвание»

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали…» — перечисляет свои увлечения Лидочка из известного всем советским детям стихотворения Агнии Барто. Автор рисует девочку, которая никак не может заняться всерьёз чем-то одним. И подытоживает словами учительницы: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок».О том, чем коренным образом отличается современный подход к дополнительному образованию, почему искать и пробовать — это правильно, а найти своё призвание — настоящее счастье, читателям «Брянской ТЕМЫ» рассказывает директор Губернаторского Дворца детского и юношеского творчества имени Юрия Алексеевича Гагарина Елена Шинкаренко.

Елена Шинкаренко: «Наш Дворец даёт детям возможность примерить на себя разные роли  и найти своё призвание»

— Елена Григорьевна, заканчивается 2022 год. Какое событие стало для Дворца самым главным?

— Этот год стал для Дворца очень значимым. И прежде всего потому, что в марте был принят важный документ для нашей системы — «Концепция развития дополнительного образования до 2030 года». Благодаря тому, что этот документ подписан президентом, дополнительное образование вышло на новый уровень. Государство сделало на него акцент. Меняется сам подход, реализуются федеральные проекты, выделяются федеральные средства для укрепления материально-технической базы, создания новых рабочих мест. Мы видим, какие направления сейчас наиболее востребованы и поддерживаются, а значит, можем делать упор на их развитие.  

Концепция дала нам возможность поднять дополнительное образование всей области на качественно новый уровень, а задача «Регионального модельного центра», который создан в 2020 году, — оказать в этом методическую и организационную помощь.

— В прошлом году вы рассказывали о создании «Навигатора дополнительного образования детей Брянской области». Сегодня платформа р32.навигатор.дети успешно работает. В чём её главная эффективность?

— Благодаря «Навигатору» все дети региона занесены в общую базу. Родители имеют возможность самостоятельно выбрать программы дополнительного образования, которые интересны им и детям, а мы, в свою очередь, — изучить их заинтересованность, понять, какие программы наиболее востребованы, а какие не вызывают интереса. Если программа неэффективна, то нет смысла её развивать. И лучше дополнительно вкладываться в развитие популярных направлений. Анализируя базу, скажу, что детей, которые раз и навсегда выбрали для себя какое-то одно направление, мало. В основном ребёнок пробует себя в разных ролях, ищет своё призвание. И это замечательно! Ведь в результате вырастает разносторонне развитая личность.

— Елена Григорьевна, а какие направления Дворца сейчас пользуются наибольшим спросом у детей и родителей?

— Это прежде всего художественная направленность. У нас 52% детей танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, пробуют себя в театре. Так было и пять лет назад, и десять. Дети любят самовыражаться через творчество, и, конечно, для развития гармоничной личности это необходимо. Но естественно-научное направление важно для того, чтобы ребёнок сегодня получил необходимые знания и в будущем стал востребованным специалистом. Как их заинтересовать? Мы разрабатываем интересные программы, проводим научно-исследовательские конференции. И знаете, дети такие интересные работы делают! Ребёнку всего четыре года, а он уже подготовил доклад на тему «Как мыло влияет на здоровье человека». Конечно, с помощью преподавателя и родителей, но интерес к науке, к исследованиям уже формируется. А участие в федеральных программах помогает нам улучшить материально-техническую базу для работы юных учёных.
Большую поддержку Дворцу и всему дополнительному образованию Брянщины оказывает руководство области. В рамках федеральных проектов и благодаря федеральному финансированию мы в этом году смогли поднять на новый уровень и подтянуть к себе школьные театры, развить туристско-краеведческую направленность.

Пандемия научила нас работать с детьми дистанционно, и это дало возможность вывести программы дополнительного образования из стен Дворца в районы области.   

— Но петь и танцевать на дистанционке невозможно…

— Зато возможно развивать ту же естественно-научную деятельность, техническое направление. Благодаря новым возможностям мы в этом году создали 31 краткосрочную образовательную программу, что даёт возможность привлекать детей и родителей из районов Брянщины.

— Кто разрабатывал эти программы?

— Педагоги Дворца совместно с профильными специалистами. Например, проекты по финансовой грамотности и предпринимательству мы успешно разработали и реализовали с Брянским институтом повышения квалификации работников образования (БИПКРО) и педагогами РАНХиГС.

Интересный проект, в котором мы в этом году впервые себя попробовали и у нас получилось, — «Билет в будущее». Это предпрофессиональная подготовка детей. Проект федеральный, и мы поняли, что можем принять в нём участие, потому что у нас есть специалисты, которые могут поделиться опытом, рассказать детям о своей профессии. Разработали 13 программ и привлекли старшеклассников из шести брянских школ. Познакомили их с такими узкими специальностями, как методист, психолог, педагог дополнительного образования. Одиннадцатиклассникам было очень интересно. Задача наших педагогов заключалась в том, чтобы объяснить детям: неважно, выберете вы эту профессию или нет, главное — вы будете знать, что она есть и в чём её особенности.

Принцип работы нашего педагогического коллектива можно назвать так: «От традиции — к инновации». С одной стороны, сохранить всё, чем мы изначально сильны: образцовые коллективы, художественная направленность, а с другой — развивать современные виды дополнительного образования: технические, естественно-научные.

Ещё одно востребованное направление, которое мы продолжаем развивать четвёртый год, — WorldSkills Молодые профессионалы. За счёт активного участия в федеральном проекте мы хорошо пополнили материальную базу: оборудовали кабинет 3D-моделирования, купили оборудование в наш технопарк, полностью укомплектовали оргтехникой рабочие места детей. А начинали с одного компьютера...

Если объединить множество наших программ в одну большую, то получится «Дворец будущего». Мы понимаем, что должны быть современными, смотреть на шаг вперёд, постоянно мониторить ситуацию в дополнительном образовании и подхватывать всё новое. Ещё несколько лет назад у нас во Дворце не было программ по робототехнике и 3D-моделированию, а сегодня, благодаря федеральной поддержке, наши дети занимаются на самом современном оборудовании.

— Расскажите, что необходимо сделать, чтобы попасть в такую федеральную программу?

— Победить в конкурсе. Сегодня мы нацелены на то, чтобы участвовать во всех конкурсах, которые проводятся. Я так считаю: если у нас есть потенциал, есть что показать, то надо обязательно пробовать. А потенциал у нас невероятный! В нашем коллективе трудятся профессионалы высочайшего уровня. Просто иногда им не хватает толчка, чтобы где-то себя реализовать. Но тут уже моя задача как руководителя.

— Сколько детей занимаются сегодня в Губернаторском Дворце?

— На сегодняшний день — 5651. Дети занимаются по 161 программе. И у нас очень много ребят, которые одновременно занимаются в разных детских объединениях. А ещё часто вижу: утром мама одного ребёнка привела, а вечером — другого.

— Елена Григорьевна, вы участвуете в различных профессиональных форумах, семинарах, видите опыт коллег из других регионов. Чем мы объективно лучше других?

— В прошлом году Дворец проводил Ассамблею образцовых детских коллективов «АртВзлёт». В Брянск приехали коллективы из более чем тридцати регионов страны и представители Всероссийского центра художественного творчества и гуманитарных технологий. И когда мероприятие состоялось, мы услышали много лестных оценок в свой адрес. Было даже немного обидно, что от Брянска не ожидали такой силы и размаха. Зато сейчас наши коллеги смотрят в нашу сторону с куда большим уважением.

В Брянской области 21 образцовый коллектив, и 9 из них — в нашем Дворце. Из двух заслуженных коллективов один у нас — ансамбль танца «Юность». Не перестаю восхищаться, когда смотрю, как работают педагоги нашей фольклорной школы «Калинушка». Там такая глубина! Ребята не просто изучают народные традиции Брянщины и бережно их сохраняют. Они проводят настоящие этнографические экспедиции, а каждый их концертный костюм — это народная летопись жителей конкретной местности.  Образцовый детский коллектив — детская фольклорная школа «Калинушка»

Наши педагоги — главное богатство Дворца. Это люди, которые готовы отдать всего себя детям, любимому делу. В коллективе работают 34 наших выпускника. Ребята закончили профильные заведения и вернулись в родной Дворец. Здесь вся их жизнь! Педагогический состав «Юности» на 70 % состоит из выпускников, «Калинушки» и Центра театральной педагогики — на 50%. О чём это говорит? Педагогам удалось настолько влюбить в своё дело ребят, что они выбрали детское увлечение делом жизни. А преемственность для нас очень важна. И случайные люди у нас надолго не задерживаются.

Отдельная гордость — наши ветераны педагогики! Художественному руководителю Центра театральной педагогики Елене Кирилловне Кирюшиной 81 год, а она современна настолько, что даст фору многим молодым. Подхватывает всё новое, всегда готова расти.   Тренер-преподаватель Владимир Иванович Касьян воспитывает чемпионов всероссийского и международного уровня. В сборной России по судомодельному спорту больше половины — его выпускники. Каждый год наши ребята завоёвывают призовые места и в командном, и в индивидуальном зачётах.  

Если же говорить о достижениях всех коллективов Дворца, то за прошлый год у нас 152 победителя в международных соревнованиях, 108 — в российских, 83 — в областных и 38 — в городских. В конце каждого года мы оформляем аналитику по итогам работы. Получается такая летопись Дворца.

— Во Дворце действительно очень сплочённый коллектив единомышленников. Бесспорно, это заслуга руководителя. В чём ваш секрет?

— Спасибо за высокую оценку. Секрет, наверное, в человеческом подходе. У нас в коллективе очень хороший психологический климат. А это непросто, когда рядом работают творческие личности и каждая со своим подходом.  С неизменным восхищением и даже трепетом наблюдаю, как наши педагоги управляют огромными детскими коллективами по 150-200 человек. Елена Кирилловна Кирюшина, Лариса Николаевна Калугина, Елена Владимировна Адарченко, Людмила Николаевна Быданцева, Марина Владимировна Истомина, Татьяна Михайловна Москалец, Алла Геннадьевна и Александр Аркадьевич Кокотовы, Ксения Георгиевна Коржуева, Елена Вячеславовна Сырцева. Все разные, у каждого свой путь. Но результат один. Наилучший!  

А ещё у меня отличная управленческая команда. Я смело делегирую полномочия и знаю, что любой мой заместитель выполнит каждое поручение достойно. Так что, пользуясь случаем, хочу сказать всем и каждому сотруднику Дворца огромное спасибо за добросовестную работу.

Руководитель выставочного зала Светлана Алексеевна Зуева:

— Открытие нашего выставочного зала состоялось в октябре прошлого года. Благодаря дизайну мамы одного из наших воспитанников Ольги Мосиной балкон танцевального зала превратился в галерею, оборудованную мобильной мебелью, грамотно подобранным точечным освещением, потолком-небом, визуально расширяющим пространство.

Теперь мы имеем возможность во всей красе представить работы наших педагогов. Выставки — важная составляющая для любого мастера:с одной стороны, на творчество других посмотреть, а с другой — себя показать. Когда мастер видит свою работу на стене, в правильном оформлении, он сам собой гордится.

За год у нас прошло много интересных выставок: куклы, керамика, бисероплетение, ткачество, лоскутное шитьё. Сезон открывался экспозицией «Рисуют дети, а мы шьём». Дети рисовали различные картины, отдавали мастерам, и они из текстиля делали работы по их рисункам. Были представлены работы мастеров из 14 регионов страны. Мы подкрепили выставку рисунками наших учащихся. А сейчас, когда мы с вами разговариваем, проходит выставка «Неслучайные штрихи» заслуженного учителя РФ, учителя изобразительного искусства и черчения из Навли Николая Георгиевича Бобовского. В рамках выставки Николай Георгиевич провёл творческую встречу с учащимися Дворца.

Тренер-преподаватель высшей квалификационной категории, мастер спорта СССР по судомодельному спорту, заслуженный тренер РСФСР Владимир Иванович Касьян:

— Смысл наших занятий — спроектировать, изготовить модель и принять с ней участие в соревнованиях. Ребята сразу видят результат своего труда, понимают, что надо улучшить, для того чтобы показать лучший  результат. Соревнования – основной стимул для развития и самоопределения ребёнка. В этом году ребята неоднократно становились победителями областных соревнований, вошли в состав сборной команды Брянской области по некоторым видам спорта: авиамодельный, автомодельный, судомодельный. В Первенстве Российской Федерации по автомодельному спорту в Кузнецке Пензенской области наша команда заняла 1-е общекомандное место. Бирюков Борис завоевал золотую медаль, а Рудченко Иван — бронзовую. Затем мы приняли участие в ряде всероссийских соревнований по судомодельному спорту. Здесь у нас более весомые результаты, потому что наши четверо обучающихся являются членами национальной сборной (17-18 лет). Шепель Никита, Шлёмин Дмитрий, Криницын Василий, Бирюков Борис стали победителями Первенства РФ.  2 года назад эти ребята принимали участие в чемпионатах мира в Венгрии, в Италии и также привозили медали всех достоинств. Показали высочайшие результаты для юношей. В этом году международные соревнования прошли в формате между странами СНГ. Участвовали спортсмены из 6 стран. Чемпионат проходил в Коломне Московской области в июле, и 3 наших спортсмена стали победителями этих соревнований и выполнили нормативы мастеров спорта РФ: Шепель Никита, Шлёмин Дмитрий, Криницын Василий.

Основная задача — найти в ребятах способности, умения и их развить. Вот приводят родители сына и говорят: дома пилит всё, что под руку попадается. Тут главное развить задатки в нужном направлении. Глядишь, а через годик-два парень уже в соревнованиях участвует. Кубки, медали завоёвывает.
Наши ребята много чего умеют: пилить, строгать, паять, сверлить, прикручивать. На станках работают. Даже если не свяжут свою жизнь с моделированием, будущие мужья — неоценимые! А среди моих воспитанников есть и мебельщики, и инженеры, и конструкторы… Даже медик есть! Навыки полученные везде пригодятся.

Заведующая отделом социального проектирования Татьяна Сергеевна Гузова:

— Наш отдел разрабатывает и реализует социально значимые проекты, создающие условия для обеспечения эмоционального благополучия и развития личности ребёнка. Участие в проектах помогает раскрыть творческий потенциал, а также предполагает ситуации выбора, в которых ребёнок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта. Расскажу о некоторых наших проектах.

Академия развития интеллекта «Юникид» рассчитана для ребят 6-10 лет и включает в себя реализацию современных нетрадиционных дополнительных программ: «Ментальная арифметика», «Скорочтение», «Графомоторика», «Английский», «Арт-терапия», и в этом году появилось ещё 2 крутых направления: Zumba Kids, «Школа кулинарии». Ребята участвуют в очных и заочных олимпиадах по ментальной арифметике, скорочтению, английскому языку, готовят вкусные блюда и занимаются спортом на зумбе.

Владимир Иванович Касьян и его воспитанники-чемпионыВ ноябре этого года был реализован проект — областная профильная смена «Фестиваль талантов» для обучающихся образцовых детских коллективов Брянской области в оздоровительном центре «Деснянка» г. Жуковка. Ребята со всей области собрались на лагерной смене для знакомства, обмена опытом деятельности, создания единого коммуникационного сообщества.

У нас существует ряд социальных проектов для подростков. Один из них «Совет обучающихся Губернаторского Дворца» — орган ученического самоуправления, актив Дворца. Эти подростки работают по нескольким направлениям: личностное развитие, патриотическое воспитание, добровольческое, информационно-медийное. Ребята участвуют в мероприятиях РДШ, организуют общественно значимые акции, конкурсы, вносят предложения в программу развития Дворца; также в рамках Совета работает пресс-центр, который снимает видеоролики, влоги, и дети пишут посты.

Также реализуется проект — волонтёрский отряд «Комета». Ребята организуют акции во Дворце, участвуют во Всероссийской акции «Добрые крышечки», проводят сборы для участников спецоперации, приюта для бездомных животных «Второй шанс», Дворца творчества города Брянки Луганской народной республики. Сейчас проходит новогодний сбор для детей — подопечных благотворительного фонда помощи детям с онкозаболеваниями «Ванечка».

947

Добавить комментарий

Имя
Комментарий