Попасть в сети: брянские овощи и фрукты ждут на прилавках супермаркетов
Дачи и другие подсобные хозяйства перестают быть главным поставщиком картофеля и моркови на стол — если в 2000-м личные хозяйства производили 74% всех овощей в России, то в 2020 году доля снизилась до 52%. Вместе с тем растёт потребление продуктов с грядки — в среднем каждый россиянин съедает более 100 кг овощей в год. Аграрии Брянского региона достигли полной самообеспеченности овощеводческой продукцией и готовы расширять поставки в другие субъекты России, в том числе через федеральные торговые сети.
Торговые сети заинтересованы в увеличении доли брянских овощей на прилавках супермаркетов. Так, в Добруни готовится к открытию распределительный центр сети «Пятёрочка»: он будет снабжать продовольственными и непродовольственными товарами магазины, расположенные в Брянске и соседних регионах. Это будет первый распределительный центр федеральных торговых сетей в регионе. С начала года при поддержке властей состоялись встречи фермеров и представителей крупных торговых сетей — «Лента», «Линия», «Магнит». «Брянская ТЕМА» побывала на одном из таких совещаний, чтобы убедиться, действительно ли вхождение в сети — больше не привилегия исключительно крупных хозяйств.
Стратегическая задача
Совещание заместителя губернатора Брянской области Бориса Грибанова с представителями торговой сети «Магнит» состоялось 25 февраля. Мероприятие проводилось в формате открытого диалога. Заместитель губернатора подчеркнул стратегическое значение взаимодействия фермеров и ритейлеров:
— Брянская область полностью обеспечивает себя растениеводческой продукцией. Обеспеченность картофелем превышает потребности региона в 11 раз! Сегодня мы первые в России в производстве «второго хлеба». Брянский картофель реализуется в другие регионы, в Республику Беларусь, отправляется на переработку. Каждый год строятся новые хранилища, на сегодняшний день мы можем хранить порядка миллиона тонн картофеля. Важно обеспечить реализацию этой продукции. Чтобы качественные фермерские овощи были доступны широкому кругу потребителей. Наша основная задача — обеспечить продовольственную безопасность, обеспечить государство, население качественной и доступной отечественной продукцией.
Брянская область — ведущий регион по производству картофеля. В 2021 году произведено 1,2 млн. тонн второго хлеба, из них 884 тысячи тонн приходится на крупные сельхозпредприятия, которые могут позволить хранение, фасовку, обеспечивают логистику и работу с торговыми сетями. Поставки в федеральные торговые сети ведут предприятия ООО «Меленский картофель», ООО «Фермерское хозяйство Пуцко», АПХ «Добронравов Агро», ООО «Красный Октябрь», ООО «Дружба‑2» и другие. Всего картофель производят более 150 предприятий. И сегодня перед областью стоит задача: наладить взаимодействие малых форм хозяйствования с торговыми сетями.
Помимо картофеля, в регионе развивается производство овощей открытого и закрытого грунта. В 2021 году аграрии вырастили 15 тысяч тонн овощей, само-
обеспеченность региона составляет 85%. Произошёл резкий скачок в закладке садов интенсивного типа. Регион давно уже готов поставлять не только свой главный бренд — картофель — на прилавки отечественных магазинов.
И ещё один важный аргумент к сотрудничеству с торговыми сетями приводит начальник управления потребительского рынка Брянской области Владимир Пчеленок:
— Покупатели хотят видеть на прилавках фермерскую продукцию, выращенную местными производителями. Об этом свидетельствуют регулярные мониторинги и опросы в регионе.
Брянский регион — в числе первых
Очевидно, что шаги навстречу мелким фермерам делают и ритейлеры. Как эта работа организована в сети «Магнит», рассказал категорийный менеджер Центрального округа категории «Фрукты и овощи» Станислав Манохин:
— Брянская область относится к Центральному округу, который объединяет 11 регионов. Проект взаимодействия с фермерами реализуется во всех областях. Пилотной была встреча с воронежскими фермерами, где находится наш центральный офис. В другие регионы выезжаем по готовности: Брянская область первой среди других выразила готовность к сотрудничеству.
Производители получат неограниченный объём сбыта. Главное — не бояться сделать этот шаг. Ближайшие распределительные центры расположены в Орле и Смоленске — выгодно поставлять даже от двух тонн продукции. Востребован «борщевой набор», яблоки и всё, что произрастает на нашей земле. В прошлом году мы столкнулись с дефицитом плодоовощной продукции и готовы получать её и от производителей, и от местных торговых компаний.
Менеджер поясняет: несмотря на то, что «Магнит» — это федеральная сеть и вся работа с документами замыкается на центральном офисе в Краснодаре, все технические и спорные вопросы решаются на месте, в округе.
— Для участия в торгах необходимо заключить договор, — поясняет Станислав Манохин. — Он не обязывает к регулярным поставкам, а открывает доступ на площадку. Например, вы понимаете, что не проходите по качеству или нет проблем с реализацией — просто не участвуете в торгах. Это дополнительный канал для сбыта.
Ежевика прямиком с грядки
Требования к продукции — прозрачные. Производителям картофеля необходимо упаковать урожай в паллеты или европоддоны размером 120х80 и доставить в распределительный центр в Орёл, Смоленск, Тулу или Тамбов. После выгрузки товара компьютером случайным образом генерируется место отборки образцов для проверки качества. Под видеофиксацию на столе производится замер температуры плодов, вскрытие, сортировка, подсчёт процента некалибра, брака, нестандарта. Разлёт показателей достаточно большой. Например, калибр картофеля — от 55 до 80 граммов, процент брака — не более 5%. Многие хозяйства Брянщины способны удовлетворять этим требованиям и реализовать урожай по рыночным ценам.
— Фермеров пугает типовой договор, — продолжает менеджер «Магнита». — Он действительно большой, но большинство оговорок, санкций никогда не будет применяться в отношении малого производителя.
Также нередко в семейных хозяйствах нет отдельного специалиста, который занимается торгами, а самому фермеру некогда заниматься этими вопросами. В таком случае есть смысл объединения производителей в кооперативы. Поддержку в создании кооперативов готова оказать ассоциация «Фермеры Брянщины».
— Основной продукт, который Брянщина поставляет в торговые сети, — картофель, — говорит председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Брянской области «Фермеры Брянщины» Елена Левченко. — Однако у региона есть и другие возможности. В Брянском районе фермеры производят ягоды: Сергей Потапенко — ежевику, Дмитрий Сычёв — малину. В 2020 году «Брянская малина» участвовала в конкурсе «Вкусы России» и в открытом голосовании получила довольно много голосов. В регионе выращивают и готовы поставлять на прилавки овощи открытого грунта: огурцы, помидоры, капусту, морковь, свёклу. К слову сказать, в Брянске на оптовых овощных базах до самой поздней осени продавали суземскую фермерскую капусту. Горожане охотнее покупают фермерские овощи, понимая, что это экологический продукт, выращенный с минимальным применением химической защиты. Такой продукт будет востребован и на прилавках супермаркетов. Что касается сложностей, связанных с выходом небольших хозяйств в торговые сети, ритейлеры заключают договоры только с юридическими лицами, а организационно-правовая форма ИП «КФХ» не является юридическим лицом. Вместе с тем в регионе уже есть опыт решения этого вопроса: создание кооперативов при поддержке Центра компетенций агропромышленного комплекса Брянской области и ассоциации «Фермеры Брянщины». Например, такой кооператив — СППСК «Овощной тандем» создан в Суземке фермером Натальей Антошиной. В планах кооператива — выращивание картофеля, овощей открытого и закрытого грунта. И также кооператив может закупать овощи у населения и коллег-фермеров.
1590
Добавить комментарий