Пример для подражания

Как менялась речь ребёнка с течением времени

Пока готовила материал, изучила много литературы об отношении к речи, родному языку в разные годы. Особенно заинтересовали 19 век и начало 20-го. Если провести параллель с нашим временем, выясняется, что общими остались желание родителей, особенно мамы, чтобы ребёнок, когда вырастет, получил качественное образование, стал успешным, с хорошей работой, высоким достатком, примерным семьянином и воспитал таких же достойных детей.

И тогда, и сейчас среда формирует тип воспитания и обучения. Тогда оно было крестьянское, купеческое и дворянское.
1. Крестьянское воспитание и образование. В основе — труд, не лишённый эстетики. Вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». С 5 лет носила отцу обед в поле. В 7 лет граблями сено ворошила. «И добрая работница, и петь, плясать охотница я с молоду была». Песни, хороводы, театрализованные игры, речевые сценки игрались, как спектакль.
2. Купеческое — такое же, но менее трудовое. Была прислуга. Вышивка, вязание, шитьё, кружева плели. Речи учили детей сами, по мере возможностей.
3. Дворянское воспитание. Наиболее «продвинутое». Детей передавали «нянькам». Они и учили, и воспитывали. Няне Пушкин посвятил несколько полных любви стихотворений, матери — ни одного.

Главное в то время — владеть языками: французский, немецкий, латинский в особом почёте. Занятие пением, танцами, сочинение стихов признавались только как благородный досуг, но не как работа.

Приглашённые гувернёры, учителя. Речевой этикет, техника речи.

НАШИ ДНИ

Атмосфера, в которой растут дети сейчас, значит для них очень много. И даже то, как мы общаемся с домашними и как к ним относимся, влияет на способность ребёнка усваивать новые слова и говорить правильно. Очень важно создать благодатную, максимально поддерживающую среду для ребёнка.

Несколько рекомендаций взрослым:

Пойми меня!

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. Поэтому важно, чтобы они внимательно отнеслись к ребёнку, искренне интересовались им, понимали его, спрашивали его мнение по житейским вопросам.

Семья — это важно

Лучшая среда для развития ребёнка — здоровая семья. В этом легко убедиться, если сравнить уровень развития «домашних» и «детдомовских» детей. Даже если ребёнок родился с выдающимися способностями, отсутствие интереса и постоянной поддержки со стороны значимых взрослых могут свести на «нет» всё, что заложено природой.

Мама — важнее всех

До трёх лет ребёнок очень зависим от маминого психологического состояния. Это означает, что тревоги матери, её стрессы и депрессия отражаются на нём. Мамины нервы приводят к задержкам речевого развития у ребёнка, поэтому ей особенно важно следить за своим психическим здоровьем.

Семья — как островок стабильности

Маленький ребёнок подражает близким, повторяет движения, копирует манеру говорить. «Ой, что это за словечко ты произнёс?» — «Так ты сама, мама, так говоришь. И папа…». Дети — это наше «зеркало». И не всегда это «зеркало» отражает только хорошее…

Важно именно до наступления подросткового возраста максимально заниматься ребёнком. Пока авторитет родителя силён, прививайте правильную красивую речь своим примером. Посещайте театры, путешествуйте, и не обязательно далеко. Больше гуляйте, рассказывайте истории. Потом можно не успеть — палочка авторитета перейдёт сверстникам. Тогда начнёт формироваться окружение. Какое оно будет, не ясно…

Можно и нужно делать:
• интересоваться тем, что говорит ребёнок, активно включаться в общение;
• слушать, отвечать на вопросы, беседовать на разные темы, вместе с ребёнком читать книги;
• разговаривать спокойно, доброжелательно, с уважением;
• улыбаться во время разговора;
• беречь границы — не приказывать, не навязывать свои темы для разговора и свою точку зрения ребёнку;
• проявлять гибкость — прислушиваться к его мнению, поддерживать обсуждение значимых для него тем.

Категорически нельзя:
• игнорировать ребёнка;
• скандалить и ссориться при нём, использовать ненормативную лексику;
• отчитывать и ругать ребёнка прилюдно, показывая свою власть над ним.

Очень часто проблемы с речью у детей вызваны отношениями в семье, атмосферой, в которой они находятся. От взрослых зависит, смогут ли они исправить ошибки, посмотреть на воспитание ребёнка иначе.

Да, «разглядеть в своём глазу бревно» очень сложно. Трезво оценить и увидеть проблемы, над которыми надо работать, тоже далеко не просто. Ещё сложнее поменять себя, свою привычную манеру поведения, общения и в целом говорения. И тем не менее, ради благополучия ребёнка, ради его развития, в том числе и речевого, важно делать всё возможное. Главное — не лениться.

Татьяна Жукова
WhatsApp/Telegram
8–910–235–30–50

tatianatvbg

857

Добавить комментарий

Имя
Комментарий