Шитьё-бытьё народного мастера Анны Петрищевой
Лоскутное шитьё зарождалось независимо друг от друга у многих народов мира. Один из наиболее древних орнаментов найден в Египте и условно датируется
980 годом до н. э. На Руси сохранять лоскутки строго предписывалось «Домостроем», дескать, «остатки и обрезки различные ко всему пригодятся в домашнем деле».
Древнее женское ремесло имеет много почитателей и в наши дни. В Брянске известны несколько мастеров, работающих в технике печворк, в их числе народный мастер Брянской области Анна Матвеевна Петрищева: остатки и обрезки тканей она превращает в настоящие картины из лоскутков.
Анне Матвеевне 87 лет. Лоскутным шитьём мастер увлеклась в 90-е годы, создала более 200 работ, обучила ремеслу дочку и внучку, продолжает работать до сих пор.
— Рукоделию меня учила бабушка ещё до начала войны, — рассказывает Анна Матвеевна. — Я родом из Ставрополья, жили в деревне. Не знаю, где бабушка доставала нитки, но уже в 6–7 лет я прекрасно вязала кружева из катушечных белых ниток крючком.
По профессии я железнодорожник. В Брянск приехала по распределению после окончания ростовского железнодорожного института. И всегда занималась рукоделием. И одевалась модно! Как-то сшила красивое платье из скатерти. Было оно необычного кроя, с пуговицами. Коллеги спрашивали: «Где вы такое взяли?» Отвечала гордо: «Сама сделала!» Подруги после этого тоже, кстати, начали шить, вышивать.
Не по форме
В семье хранят историю про школьную форму, которую Анна Матвеевна сшила для своей младшей дочки. По службе она часто ездила в столицу и раздобыла заграничные журналы мод. По модным выкройкам сшила форму — удлинённую, элегантную, с диковинными рукавами. Родительницу незамедлительно вызвали в школу и попросили форму перешить. Но мастер своё творение отстояла.
— Я всегда шила, вязала, это было в удовольствие, — рассказывает наша героиня. — Художественного образования у меня нет, всему училась сама. Однажды попалась мне большая красочная книга «Лоскутное шитьё для начинающих». Когда я увидела в книге произведения, загорелась сразу. Мне захотелось сделать так же, а то и лучше. Я купила эту книгу на последние деньги и начала учиться.
Я мало работала в классической технике печворк, меня сразу увлекли панно. Я люблю картины, а это и есть полотна, только из ткани. Начала искать лоскутки. Покупала на рынке недорогие ситцы по 50 сантиметров, часто наведывалась в секонд-хенды — искала одежду разнообразной расцветки и фактур, которые пригодились бы для картин. Попадалось и японское кимоно, и индийские сари. Могла и собственную любимую юбку разрезать, если для картины надо. Тряпицы перестирала, выгладила, разрезала и сложила в ящики. Картины и лоскутки заняли целую комнату в квартире.
Старенькая «Чайка»
Все свои работы вот уже более тридцати лет мастер создаёт на старенькой швейной машинке «Чайка». Других не признаёт, даже в качестве подарка от близких. В семье картины бабушки берегут и ценят. Всех женщин и девочек в семье Анна Матвеевна обучила рукоделию, и у каждого свои обязанности. Дочка Ирина оформляет работы, подбирает для них тряпичные рамы, по необходимости реставрирует. Внучка Яна с шести лет помогает бабушке создавать панно из лоскутков.
— Самое сложное — сделать эскиз, нарисовать на основе будущую картину, — признаётся мастер. — Раньше, когда могла делать большие полотна, в этом помогала внучка. Когда эскиз готов, начинаю выкладывать кусочки ткани. Это самый долгий процесс. Иногда может занять несколько дней и ночей. Набрасываю, набрасываю, а потом сажусь и начинаю подбирать — один, второй, третий, и до тех пор, пока не выберу, какой мне понравится. А когда выложила, закрепила английскими булавками, начинаю строчить — тут уж дело техники, ничего сложного.
В основном все сюжеты — моя фантазия. Как художник выкладывает на палитру краски, так и я раскладываю лоскутки. И самое приятное — когда получается и тебе нравится то, что ты сделал.
Во время подготовки номера мы с сожалением узнали, что в апреле 2022 года Анна Матвеевна Петрищева ушла из жизни
4774
Добавить комментарий