Таланты и наставники
Одному мальчику суждено было родиться в бедной многодетной семье. Отец работал сталеваром, мама — уборщицей. Большую часть времени ребёнок проводил со своей бабушкой Селией, которая чудом смогла разглядеть в ребёнке «футбольный» талант и настояла на том, чтобы отвести 5-летнего внука в местный клуб. Звали мальчика Лионель Месси. И до сих пор после каждого забитого гола он поднимает руки к небу в знак благодарности своей давно почившей бабушке.

Как разглядеть в ребёнке талант и направить его в нужное русло — этим вопросом обеспокоены многие родители. Ответ мы попытались найти вместе с известными брянскими наставниками — тренером Александра Большунова, мамой и первым педагогом пианистки Валентины Игошиной, тренером брянских паралимпийцев и создателем театра моды «Образ».
Николай Нехитров — заслуженный тренер России, директор областной спортивной школы олимпийского резерва по лыжным гонкам, первый профессиональный тренер трёхкратного олимпийского чемпиона Александра Большунова.
Мы встречаемся с Николаем Ивановичем на тренировочной базе в Бежице. Именно сюда 14-летнего Сашу Большунова привезли знакомиться с его первым профессиональным наставником, и здесь будущий чемпион готовился к своим первым соревнованиям и победам.
— Эта лыжная трасса построена в 80-е годы: тогда кроме трассы в Соловьях ничего не было, и чтобы бежицким лыжникам далеко не ездить, тренировались тут, — рассказывает Николай Иванович. — В 2017 году трассу мы довели до ума, сертифицировали. Видите у дороги невзрачный металлический гараж? В нём выросла олимпийская чемпионка Лариса Куркина!
Сначала спортсмены действительно ютились в гараже. В 1999-м им выделили старую школьную теплицу, которую сами же спортсмены и тренеры отремонтировали, а помогало управление капитального строительства БМЗ. В 2007-м переехали в бывший школьный тир. В этом здании школа располагается и по сей день.
Статус «Школа олимпийского резерва» даёт возможность ставить на централизованную подготовку талантливых юных лыжников из детско-юношеских спортивных школ всей Брянской области. Всего в школе олимпийского резерва обучается 328 детей и юношей в возрасте от 9 до 21 года. Из них всего 27 детей по итогам прошлого года определены как требующие пристального внимания и подготовки. Это элита школы. Таких детей ставят на особое финансирование, им полагается профессиональная экипировка, выезды на тренировочные сборы. В этот список можно попасть, только добившись определённых результатов, а именно: стать призёром первенства области.
— В нашем виде спорта очень высокая конкуренция! — рассказывает тренер. — Представьте, во всероссийских отборочных соревнованиях участвуют 350 юношей, а на турнир следующего уровня, например юношеские олимпийские игры, которые проводятся раз в два года, едет только один, обладатель первого приза. В лыжах даже третье место не считается престижным.
О том, как разглядеть талант:
Бывает, маленький ребёнок приходит, становится первый раз на лыжки — и поехал! Сразу понятно, что у ребёнка есть способности к этому виду спорта. Или бывают дети с «развёрнутыми» стопами, и тогда наш спорт явно не для них — это чистый борец! Но в целом дети ничем не отличаются, все дети одинаковые. Только в ходе тренировочного процесса в 12–13 лет начинает проявляться, что из ребёнка выйдет.
От чего зависит успех:
На моей практике было всего человек десять спортсменов, которые на выездных соревнованиях показывали результаты выше, чем на областных. Это я и считаю генетической одарённостью. Для таких ребят чем выше статус соревнований, тем лучше они выступают. Вывозим 100 человек, и только 5 будут выступать именно так. Они не только в свою силу выступают, но и прибавляют. Физические данные важны, подготовка важна, но самое главное — психологическая устойчивость.
Об «учениках, превзошедших своего учителя»:
Александр Большунов был обычным мальчиком, подающим надежды. Но с этим ребёнком было интересно работать, потому что мотивация и желание у него были гораздо выше, чем у других. Он неустанно совершенствовал свой организм. Его приходилось останавливать в работе!
К нам он пришёл в 14 лет. В то время он не мог выдержать нагрузки, которые положены спортсменам его возраста, но он стремился к этому и за три года наверстал. Я поставил его тренироваться с мастерами спорта. У Большунова были хорошие учителя в лице наших мастеров — Лёни Кульбакина, Сергея Юркова, Максима Ковалёва. Всё лучшее наблюдательный, пытливый мальчик брал от них. Это было верным решением, потому что надо учиться у спортсменов высокого класса. Рядом с сильным спортсменом слабый становится сильнее и наоборот. В 2014 году Большунов выиграл первенство России и его пригласили в юниорскую сборную страны. В нашем спорте только так: есть результат — есть успех. А результат — это первое место.
О возможностях:
В прошлом году губернатор Брянской области Александр Богомаз подписал распоряжение о строительстве на базе нашей школы нового учебно-тренировочного центра, готовится проектно-сметная документация. Самое главное — в Брянской области появится собственная лыжероллерная трасса для тренировок в летнее время. Это то, о чём мечтали лыжники нескольких поколений! На трассы в другие регионы мы можем вывезти всего 25 человек, остальные дети буквально катаются по тротуарам и проезжей части. Открываются новые лыжные спортивные школы в районах. Всё это условия для того, чтобы зажигались новые звёзды.
Чего хотят дети?
Способности проявляются со временем. У маленького ребёнка важно сохранить интерес к спорту. Метания заканчиваются, как правило, к 11 годам, когда у ребят появляются первые результаты и кумиры. Детям нужен пример! Полетел Гагарин в космос — мальчишки поголовно мечтали стать космонавтами. В нашей школе ребята мечтают стать Большуновыми. Вот из них, может быть, что-то и получится.
Михаил Сумичев — тренер брянской спортивно-адаптивной школы «Виктория», наставник брянских паралимпийцев — рекордсменов мира.
После возвращения с Паралимпиады в Токио двукратный бронзовый призёр игр брянец Артём Калашян в эксклюзивном интервью нашему журналу признался: «Если бы не тренер Михаил Васильевич Сумичев, в Брянске не было бы таких спортсменов, как Артём Калашян, Саша Хрупин, Света Кривенок…»
Все эти ребята, обладатели мировых рекордов, известные нынче спортсмены, учились в школе-интернате для детей с ограниченными физическими возможностями в Супонево, где преподавал Михаил Васильевич.
— Моя судьба могла сложиться иначе, — рассказывает тренер. — Я окончил брянский техникум физкультуры, через месяц нужно было идти в армию, распределили далеко на юг, и чтобы не уезжать, я напросился инструктором по лечебной физкультуре в супоневскую школу-интернат — она располагалась недалеко от дома. Это было в начале 80-х, когда даже Паралимпийского комитета в нашей стране не было.
Я не знал, что такое «инвалидный» спорт, но познакомился с ребятами, почти ровесниками, со многими подружились, переписывались, пока я служил. В конце службы ребята писали: ждём, когда вы вернётесь к работе. А у меня были другие планы, я хотел быть тренером по вольной борьбе. Поэтому, когда вернулся, стал совмещать — тренировал «вольников» и работал в интернате.
Мы занимались общефизическими упражнениями плюс штанга, лыжи, бег. Со временем я начал замечать: если у ребёнка нет сил в ногах — больше силы в руках, если одна рука поражена ДЦП — вторая крепче. Эти тонкости я подмечал, но никак не использовал. А потом наступила эра интернета! Информации было не-
много, но я узнал, какие виды спорта появились для инвалидов. Решил, что нам подходят два: пауэрлифтинг и лёгкая атлетика — как менее затратные! Не нужны ни форма, ни клюшки, ни бассейн. Списанными снарядами поделились другие школы, штангу у знакомого тренера выменял на две гири.
И вновь всё изменил случай. В 2008 году я увидел по телевизору своего бывшего воспитанника, выпускника нашей школы Сергея Сычёва, он стал четвёртым на Паралимпийских играх в Пекине. Я набрался смелости и пригласил его вместе с тренером Сергеем Трусовым на встречу со своими воспитанниками. Тогда и родилась идея создать на базе интерната спортивную секцию.
О возможностях:
Чтобы узнать, к чему стремиться, нужно было выступить на соревнованиях на уровне России. Убедил спорткомитет командировать трёх человек на первенство России в Ханты-Мансийск. Первыми были Дима Вавулин, Коля Батурский и Марина Гришина. Мы полетели в никуда. Выступили, нас заметили и пригласили на всероссийский фестиваль в Москве. Там поднабрались опыта, встретились с чемпионами Паралимпийских игр.
В 2012 году ребята Саша Хрупин и Света Кривенок впервые участвовали в международных соревнованиях — и сразу установили мировые рекорды на первенстве мира в Чехии. После этого их сразу пригласили в сборную России, стали приглашать на всероссийские сборы. Глядя на них, другие спортсмены стали подтягиваться, стремиться.
Тогда остро стояла ещё одна проблема: детям негде было получать специальное образование после окончания интерната. В интернате учились ребята со всей области — разъехались бы по домам, растерялись. Нас услышали, все необходимые условия были созданы в Брянском государственном училище олимпийского резерва. В один год в училище поступили 8 спортсменов, вернулся из Орла Влад Фролов — двукратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы.
Чего хотят дети?
Кажется, что человеку в инвалидном кресле проще работать бухгалтером или программистом. Но я не помню ни одного случая, чтобы кто-то из наших выпускников стал бухгалтером, а талантливых спортсменов назову много.
Спорт — выход для тех, кто не готов довольствоваться пенсией по инвалидности. Паралимпийцы получают финансирование на уровне профессиональных спортсменов. Ребятам полагаются призовые деньги, президентские, губернаторские стипендии. Для наших выпускников это большой стимул — обрести финансовую независимость благодаря своим талантам и достижениям.
В нашем регионе созданы все условия для развития паралимпийского спорта, и единственное, что нам остаётся пожелать, чтобы люди, обличённые властью любого уровня, понимали, как это сложно — сначала преодолеть болезнь, а потом уже себя.
О том, как разглядеть талант:
Когда приходит начинающий спортсмен, с первых тренировок видно, на что он способен. Как глаза горят, как выполняет упражнение… У одного будет десять ошибок при держании снаряда, а у другого две — это тоже указывает на предрасположенность. Характер важен, но у нас нет ни одного спортсмена без спортивного характера. Нужна сила воли, терпение, чтобы каждый раз преодолевать себя, свои возможности.
Об особой методике:
Мы все как одна семья. Вместе с сыном Артёмом тренируем профессиональных спортсменов-паралимпийцев, второй сын — Юрий занимается с ребятами в интернате. В зале начинающие атлеты тренируются на равных с мастерами спорта международного класса, заслуженными мастерами спорта, рекордсменами мира, участниками Паралимпиады. В коллективе вырабатывается характер, здесь не получится жить по другим правилам.
От чего зависит успех:
Физические данные можно развить. Самое главное — это целеустремлённость, заинтересованность самого ребёнка и родителей. Потому что я видел много примеров, когда будущие карьеры разбивала банальная лень.
Лариса Игошина — преподаватель детской школы искусств № 2 имени П. И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ, воспитала несколько поколений музыкантов, мама и первый наставник выдающейся русской пианистки, лауреата международных конкурсов Валентины Игошиной.
— Сразу хочу похвастаться, Валентина Игошина теперь профессор не только Парижской консерватории, но и Королевской консерватории в Брюсселе, — с приятной для Брянска новости начинает беседу педагог. — Недавно открываю случайно ссылку в интернете и вижу: Валентина играет с камерным оркестром Монте-Карло джазовую сюиту Цфасмана. Думаю, когда это мой ребёнок вместо классической музыки джаз начал играть?! Валя живёт в Париже. В очередной раз созваниваясь, спрашиваю:
— Почему мне не сказала?
— Да, — говорит, — был такой концерт, но у меня этой записи нет. Кто-то, видимо, выложил. Пришли ссылку.
О том, как разглядеть талант:
Сразу ли я заметила талант у своего ребёнка? Нет, ничего не заметила. Все дети талантливы от рождения! Важно, как этот талант развивают. Конечно, есть определённая физиологическая предрасположенность к профессии — особый выворот ног у балерины или пальцы у пианиста. Но детские руки, если регулярно заниматься, меняются, приноравливаются к новому положению. Я никогда не думала, что Валя будет музыкантом. Просто я считала, что если я работаю преподавателем в музыкальной школе, то не имею права не учить своего ребёнка музыке. Как я могу требовать с других, не требуя со своего?!
У нас не было бабушек и дедушек, и поскольку я работала достаточно много, она присутствовала на занятиях с рождения. Валя с детства слушала и в два года поставила меня перед фактом, что она уже знает ноты и её пора учить.
Я привела дочку к своей учительнице Юлии Аркадьевне Клейн, и у них получился хороший союз. Но каждый урок для меня был как экзамен! Я не могла услышать, чтобы мне сделали замечание, поэтому Валя всегда приходила с выученным уроком. И ей было интересно. Ведь что может быть интересного, когда тебя ругают за невыученный урок?
От чего зависит успех:
Однажды ко мне привели взрослого мальчика с целью подготовить к поступлению в музыкальное училище. Мне стало интересно, что можно сделать за год. Но он был настолько целеустремлённый, что после училища поступил в московскую консерваторию. Ещё была маленькая девочка, которую даже в наш хор не брали — слуха не было. Только слух можно натренировать, было бы желание. Девочка окончила Центральную музыкальную школу в Москве и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Первый курс московской консерватории оканчивает Катя Белых.
Когда есть талант, это, конечно, хорошо. Но ценнее желание, стремление, трудолюбие, любовь к музыке, интеллект. Дело в том, что способности — это целый комплекс. Почему-то все считают, что мозги нужны только в математике и физике. Но в музыке они не менее нужны!
Об особой методике:
У меня есть ученики, которым недавно исполнилось пять лет, хотя в школу полагается брать с семи-восьми. Чем раньше ребёнок начнёт заниматься, тем лучше. Тогда можно работать не спеша и больше шансов, что ребёнок полюбит музыку. Ведь в школу мы набираем всех желающих, а должны требовать от них немыслимых вещей по программе! И конкурсов, и быстрых темпов, и всего прочего. А большие нагрузки часто отбивают желание.
К сожалению, сейчас всё меньше детей, желающих серьёзно заниматься музыкой, меньше тех, кто готов сделать музыку своей профессией. У меня недавно на областных и нескольких международных конкурсах дети взяли первые премии, а в музыку идти не хотят.
Об «учениках, превзошедших своего учителя»:
Недавно мне присылают афишу известного столичного певца. Думаю: зачем прислали? А потом вижу, внизу написано: концертмейстер Илья Кайгородов, мой ученик. Горжусь сёстрами Мариной и Юлей Трошиными, Мариной Рыженковой, Кириллом Прокоповым, Катей Белых. Алла Кокотова — известный педагог по танцам, тоже моя ученица. Лариса Дорогова — работала заведующей отделом в нашей школе, ушла на пенсию. Представляете, ученики уже на пенсии!
Талантливые дети растут и в совершенно не музыкальных семьях. Таких примеров много. У меня самой папа — партийный работник, мама — домохозяйка. А вот чтобы музыку слушали — это должно быть обязательно. К сожалению, сейчас классическая музыка для детей — как для меня китайский язык. Не слышат они её и не понимают так, как было раньше. Всего 20 лет назад в доме, в котором я живу, на 48 квартир было 16 фортепиано, а сейчас только одно. Почему-то сейчас считается, что стоматологом или юристом быть престижнее, чем музыкантом. А талантливых детей много. У меня все талантливые!
Людмила Быданцева — руководитель образцового коллектива «Театр моды «Образ», почётный работник сферы образования РФ.
Первую в Брянске школу манекенщиц и демонстраторов одежды Людмила Быданцева открыла в 1989 году. Тогда мало кто верил, что затея увенчается успехом. С тех пор прошло больше 30 лет! Воспитанники театра моды «Образ» покоряют мировые подиумы, дефилируют в Christian Dior, снимаются для VOGUE, играют в театре, снимаются в клипах, побеждают в конкурсах дизайнеров.
— В любой профессии одарённых очень много, а талант есть у каждого ребёнка, — свято верит Людмила Быданцева. — Задача педагогов и родителей — разглядеть, что ребёнку интересно, куда его тянет. Точно нельзя заставлять заниматься насильно — потому что так хочет мама, потому что модно. Когда из «Образа» уходили ученики, я в первую очередь предъявляла претензии себе и пыталась разобраться, что мы делаем не так, что ребёнку не интересно. А потом поняла, что ребёнку надо дать возможность разобраться самому и отпустить. Кстати, много примеров, когда дети бросали, возвращались осознанно и добивались успехов.
Об «учениках, превзошедших своего учителя»:
Я верю в каждого ребёнка, какую бы профессию они в дальнейшем ни выбрали. Юля Лисица, обладательница моего любимого типажа северной красавицы — зеленоглазая блондинка с высокими скулами, ответственная, занималась в «Образе» и танцами в «Юности». Юля выбрала медицину, учится на врача. Ира Ковтуненко стала оперной певицей, выступает под псевдонимом Ирина Голд, признана «Золотым голосом России». Яна Пядышева окончила модельную школу Вячеслава Зайцева, Высшую школу телевидения «Останкино». Карина Рылова выбрала профессию актрисы, учится на 4 курсе и уже играет в спектаклях в Государственном академическом Малом театре. И это не говоря о тех, кто выбрал профессию модели. Самое главное: мы воспитываем гармоничные личности.
О том, как разглядеть талант:
Талант можно не сразу разглядеть! Особенно, когда к нам приходят красавицы. Красавицам всё дано от природы. А успешными часто становятся девчонки с комплексами — они знают свои недостатки и больше работают над собой.
С парнями это правило тоже работает. Егор Финенко комплексовал из-за высокого роста, учился, развивался как дизайнер, а потом раскрылся его актёрский талант, и сегодня у Егора — все главные роли в наших спектаклях.
Иногда кажется, что ребёнок не станет преодолевать трудности. В этом я ошибалась дважды, когда не поверила, что Ира Маслова станет ездить на занятия из Дятьково, а Диана Бурёхина — из Суража! Ира закончила обучение, снималась в Токио, невероятно талантливая Диана в этом году получит диплом. Всегда беру её на ответственные выступления! Анастасия Шаматрина приезжала на репетиции из Белых Берегов, а потом успешно работала в качестве модели в Корее, Китае, Японии.
От чего зависит успех:
На ум приходят слова Люка Бессона о том, что удаются те фильмы, в которые влюблён с первых мгновений работы. Любовь к профессии, трудолюбие, пример, конкуренция — всё это важно, но важнее — как распорядятся звёзды. Кому-то надо сегодня блеснуть, а кому-то побыть в тени. Как Творец решит. Я на себе всё это испытала за долгую жизнь, а теперь понимаю: всё было во благо.
Об особой методике:
Самое главное — посеять в ребёнке зёрнышки доброты, ответственности, нравственности. Мне всегда больше нравилось название «Школа благородных юношей и девиц» — но это звучит скучно, мало бы кто к нам пришёл. Однако именно этим «Образ» и занимается: большую часть программы у нас составляют уроки этики, этикета, нравственности. Мы учим детей жить с чистым сердцем и добром. А такие люди будут успешны в любой профессии.
5813
Добавить комментарий