Дают добро!
Последствия операции на позвоночнике изменили жизнь Марины Шамкиной — улыбчивая, смелая, красивая девочка в седьмом классе оказалась в инвалидной коляске. Пока длилась реабилитация, девочка находилась на домашнем обучении, а к 11 классу семья приняла решение — вернуться в школу. Благо школа в её родном Меленске — инклюзивная, с безбарьерной образовательной средой. Марина продолжила обучение вместе со своим классом, успешно сдала ЕГЭ и сейчас учится на экономиста в Московском государственном гуманитарном экономическом университете. Но самое главное — ребёнок с особыми потребностями оказался в кругу друзей и не потерял веру в собственные возможности.
Каждый пятый ученик Меленской средней общеобразовательной школы — ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Всего здесь 51 ребёнок из разных населённых пунктов Стародубского муниципального округа. Меленская школа практикует методы инклюзивного образования уже более 30 лет, это одно из первых учебных заведений в регионе, где детей с особенными потребностями активно включают в учебный процесс. Подробнее рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, почётный работник системы общего образования Александр Будаев.
— Александр Фёдорович, в меленской школе начали внедрять методы инклюзивного образования задолго до принятия закона. Как всё начиналось?
— Когда-то Меленск был населён молодыми семьями, здесь проживало гораздо больше людей, а в школе насчитывалось 24 класса-комплекта. Среди учащихся были дети с интеллектуальными нарушениями, и в 1994 году в нашей школе и ещё в четырёх школах района открылись коррекционные классы 8 вида. Позднее, в трудные годы, такие классы массово закрывались, но нам удалось их сохранить. И это очень хорошо, потому что к 2012 году, когда в России был принят новый закон об образовании, появилась программа инклюзивного образования, у нас уже был наработан опыт, а закон расширил возможности наших действий.
На сегодняшний день инклюзия в нашем учебном заведении имеет различные формы. Есть отдельные группы детей, занимающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), обучающиеся с ОВЗ, внедрённые в классные коллективы, а также формы обучения на дому с посещением школы, потому что главная задача инклюзивного образования — социализация.
Школа — для всех
— Многие особенные дети приезжают в школу 2–3 раза в неделю. Некоторые живут в других сёлах. У кого-то из ребят серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата. Почему, несмотря на все сложности, детям так важно посещать школу?
— Раньше обучение на дому предполагало приход учителя к ребёнку для проведения занятий. Ребёнок за всё время обучения контактировал только с учителем и был лишён возможности общения со сверстниками, участвовать в жизни коллектива. Помимо этого дома не всегда рабочая обстановка: пробежит котёнок — ребёнок переключит внимание. Понимая это, мы к надомному обучению подошли по-новому, сделали его интегрированным: в определённые дни дети занимаются по расписанию дома, в другие — приезжают в школу, где они обучаются со сверстниками в группах, посещают внеклассные воспитательные мероприятия. Здесь тоже работа строится по-разному. С одной стороны, с детьми занимаются разные специалисты, с другой — стараемся внедрить ребёнка в классный коллектив, в группу, организовать индивидуальные занятия со специалистами на основании заключений Брянской ПМПК.
— А почему нельзя прекратить обучение на дому и постоянно возить детей в школу?
— Самый большой страх у родителей — то, что их особенный ребёнок не похож на других. Они не готовы посадить ребёнка за школьную парту вместе со сверстниками. Ещё до поступления в школу родители, оберегая детей от излишнего внимания, «прячут» их дома, зачастую ребёнок общается только со своей семьёй. И когда после первого, второго года инклюзивного обучения семья видит результат, нам задают тот же вопрос: не пора ли прекратить обучение на дому?
Однако в большинстве случаев мало посадить ребёнка в класс. Практика показала, что продуктивность работы может быть не больше 20–30%, если с ребёнком не заниматься индивидуально, то через пару лет мы получим неуспевающего, безразличного к новым знаниям ученика. Мы нашли выход из положения: организуем для детей индивидуальные и групповые дополнительные занятия по предметам, требующим более серьёзной подготовки: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, чтобы ребёнок усвоил программный материал и со сверстниками перешёл в следующий класс. Это важно, потому что новый коллектив для ребёнка — огромный стресс и его любыми способами необходимо избежать.
«Школа дала мне право быть такой, как все. Я с удовольствием посещала занятия и училась хорошо благодаря своим учителям. В школе была комфортная обстановка: спокойная, доброжелательная. В школу нас возил школьный автобус из Стародуба в сопровождении учителей. В этом году я поступила в Злынковский филиал Брянского аграрного техникума имени Героя России А. С. Зайцева — учусь на швею. В дальнейшем планирую связать свою деятельность с полученной профессией в своём родном городе Стародубе. В России существует инклюзивное образование, и, на мой взгляд, его важно сохранить: оно помогает получить образование детям, имеющим ограниченные возможности здоровья».
Дарья Галушко, выпускница меленской школы
Кто такой тьютор и чем он может помочь?
— Какие специалисты, помимо учителей, занимаются с особенными детьми?
— В учебном плане обязательно присутствует коррекционная подготовка. В школе работают педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, три социальных педагога, учитель адаптивной физкультуры. Первыми в области мы ввели такую специальность, как тьютор (помощник). Наверняка вы знаете, что дети с расстройствами аутического спектра не всегда могут долго сохранять внимание. Тьютор сопровождает ребёнка на уроке, и когда замечает, что тот больше не в состоянии усваивать информацию, его внимание становится рассеянным, они тихонько покидают класс. У нас есть прекрасный тренажёрный зал, отдельные помещения для развивающих занятий, игр — там можно с пользой провести оставшееся время. К слову, наша школа одной из первых в области вступила в программу «Доступная среда». Ещё до капитального ремонта образовательное учреждение было полностью оборудовано для того, чтобы его посещение было беспрепятственным.
— Район достаточно большой. Как добираются на занятия дети из отдалённых уголков?
— Их привозят два школьных автобуса. Транспорта уже не хватает, будем просить третий. Детей, которые получают образование дома, по-прежнему достаточно много. Мы стараемся интегрировать их образовательный маршрут, включать их в детские коллективы, привозить на индивидуальные и групповые занятия со специалистами два раза в неделю.
Каждый день в школе начинается с подвоза детей из других населённых пунктов. Первые дети приезжают в школу в 8 часов 15 минут. До начала уроков ребята посещают кружки, дополнительные занятия, с остальными работает воспитатель группы продлённого дня. И только в 9 часов 30 минут начинается первый урок. Изначально мы делали это из экономических соображений, но опыт показал, что такие занятия проходят намного продуктивнее.
«Огромная благодарность учителям за профессионализм и человеческое участие в судьбе моей дочери! Порой они делали даже больше, чем предполагает инклюзивное образование. Зимой один из учителей приезжал пораньше на работу, чтобы успеть почистить дорожки, и Марина могла проехать. В непогоду привозили ребёнка домой. А учителя по предметам, по которым дочь сдавала ЕГЭ, за год прекрасно подготовили её на дополнительных занятиях. Не пришлось обращаться к репетиторам, и поступила она в столичный вуз. А самое главное — ребёнок оказался в рабочей обстановке школы, вернулся интерес к учёбе, к знаниям. Появился большой круг друзей. Оказавшись среди сверстников, Марина снова стала своей в классе».
Тамара Викторовна, мама выпускницы меленской школы Марины Шамкиной
Уроки доброты
— А результат инклюзии можно измерить?
— Сейчас у нас обучаются четверо детей с расстройствами аутического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Есть категория прикованных к постели детей, которым рекомендована адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Раньше данная категория не подлежала обучению, а сейчас с ними работают психологи, воспитатели. Для них разрабатываем специальные индивидуальные программы развития. Возможно, такой ребёнок за всё время обучения не освоит даже программу первого класса, но методами, приёмами потихонечку будем его развивать. И изменения есть! Это самое главное.
А ещё в этой четверти двое детей, которые осваивают адаптированную образовательную программу для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), стали отличниками и теперь будут получать стипендию главы администрации Стародубского муниципального округа наряду с другими обучающимися.
К слову, питание для детей с ОВЗ и детей-инвалидов бесплатное, двухразовое, независимо от того, в каком классе они обучаются. А те, кто часть программы реализует на дому, получают денежную компенсацию за дни, когда педагог приходит к ним домой.
Но самое главное, как я уже сказал — это социализация. Несколько лет назад во время прохождения профессиональной переподготовки в Брянском институте повышения квалификации я защищал работу «Инклюзивное образование в сельской школе». Мною было проведено исследование, в котором я анализировал судьбу выпускников нашей школы и закрытой школы-интерната. Статистика не утешительная: более половины выпускников закрытого учреждения, увы, нет в живых — интернатское воспитание делает детей пассивными потребителями общества и не в полной мере готовит их к жизни. А наши — один работает на технике со сложной электроникой, другой заведует складом, третий работает на строительстве дорог. Практически все — семейные люди. Я всем им говорю: люди вас будут оценивать по труду, по вашему отношению к другим, по умению работать.
— Ваша школа гордится многими известными выпускниками. Помогают ли они учебному заведению?
— Фермерские хозяйства обеспечивают нашу столовую сельхозпродукцией. Когда-то давно директор школы Николай Пилипков выступил инициатором проведения футбольного, а затем и хоккейного турнира памяти воина-афганца, выпускника нашей школы Николая Чирко. Сейчас соревнования приобрели статус межрайонных. Подобные мероприятия требуют больших затрат, но выручают спонсоры — семьи аграриев Богомаз, Свистуновых, Пуцко и другие. Наш выпускник — депутат Брянской областной Думы Роман Мимонов помог с приобретением формы для футбольной команды.
Наши выпускники Роман и Михаил Богомаз помогли подготовить площадку ГТО во дворе: оборудование поставили по федеральной программе, а выровнять и подготовить участок удалось за благотворительные средства. Руководители аграрного предприятия на собственные средства установили хоккейный корт, приобрели оборудование для тренажёрного зала. Я помню время, когда сами они были учениками. Непростые были времена — тогда половина взрослого населения посёлка оказалась без работы. И они не только сами работали на земле, но и собирали своих одноклассников — после уроков подбирать за комбайном картошку. Натарят сеток, сдадут, а заработок поделят поровну. И всех желающих впоследствии обеспечили работой, помогли с получением образования.
— Александр Фёдорович, что лично для вас значит понятие «толерантность»?
— Мне это слово совершенно не нравится. У нас есть русские понятия, которые говорят об отношении человека к человеку — неравнодушие, например. Но я точно знаю, что нельзя воспитать толерантность у детей на словах. Вот у нас коллектив, где организовано обучение различных категорий детей, они включены в совместную школьную жизнь, по сути дела — модель страны, модель взрослой жизни, в которую и выйдут наши дети. Если мы в школе научим детей относиться друг к другу терпимо и уважительно, так и во взрослой жизни они будут достойными гражданами. Мы воспитываем в детях неравнодушие и рассчитываем, что именно такими гражданами они станут в будущем.
В ТЕМУ!
Меленская общеобразовательная школа «сельская» разве только по месторасположению. В учебных кабинетах оборудованы классы по робототехнике, в классах химии и физики — современные лабораторные столы с электронными микроскопами и другими новейшими приборами. Есть даже переносная экологическая экспресс-лаборатория и тренажёр для изучения правил дорожного движения. А гордость школы — ансамбль ложкарей. Рассказывает почётный работник образования Российской Федерации, заслуженный работник образования Брянской области, создатель и руководитель коллектива Лариса Абрамова:
— В детстве я мечтала о карьере артистки, а когда пришло время выбирать профессию, стала учителем. Потому что учитель — это и артист, и певец, и танцор в одном лице. Ложками сама увлеклась случайно. 10 лет назад узнала о конкурсе «Родниковые наигрыши», подумала, что ложки — самый народный инструмент. Научилась играть сама, с тех пор обучаю и детей. В областных конкурсах, кстати, несколько раз занимали призовые места.
Сейчас у меня играют и старшие дети, и весь первый класс. Это важно для всестороннего развития — прививать детям чувство прекрасного, любовь к традициям, патриотизм. Ребёнок может просто постучать в такт — и уже раскрывается русская душа!
1310
Добавить комментарий