Сергей Ведерников: «Брянцы доверяют защиту своих прав УФАС»

Жители и хозяйствующие субъекты нашего региона в большинстве случаев выбирают антимонопольный орган в качестве организации, способной защитить их права.
Об этом свидетельствует анализ поступающих заявлений в Брянское УФАС России. В каких случаях действительно стоит обращаться за помощью в антимонопольный орган и как на практике решаются подобные дела, на основании итогов 2022 года разъясняет руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области Сергей Ведерников.

Сергей Ведерников: «Брянцы доверяют защиту своих прав УФАС»

— Сергей Александрович, со стороны антимонопольного органа предполагаются меры регулирования в отношении как органов власти, так и хозяйствующих субъектов. Каковы результаты работы по итогам прошлого года — в первую очередь в части соблюдения антимонопольного законодательства?

— В 2022 году Брянским УФАС России рассмотрено 141 заявление о нарушении антимонопольного законодательства. Наибольшее количество заявлений поступило на действия хозяйствующих субъектов в части злоупотребления доминирующим положением (53 заявления) и действия органов власти и местного самоуправления (40 заявлений). В большинстве случаев по результатам рассмотрения заявлений отсутствовали основания для принятия мер антимонопольного реагирования. В 2022 году Брянским УФАС России принято 28 решений о признании фактов нарушения антимонопольного законодательства.

Управлением проводится целенаправленная работа в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, выдано 31 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

— Какие это были нарушения?

— Заключение антиконкурентного соглашения хозяйствующими субъектами при проведении торгов, осуществление недобросовестной конкуренции; недопустимые действия органов власти, выраженные, например, в предоставлении преимущественных прав хозяйствующему субъекту при выдаче лицензии на пользование участками недр местного значения и водопользования или необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, связанного с недропользованием (в указанном случае идут судебные разбирательства с привлечением прокуратуры области). Или, наоборот, бездействие органов местного самоуправления, выраженное в непроведении установленных законом конкурентных процедур по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами; нарушение антимонопольных требований к торгам, а также нарушение порядка заключения договоров в отношении муниципального имущества.

По итогам выявленных нарушений в 2022 году органами власти и местного самоуправления исполнено 153 предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, из которых 136 выданы в 2021 году.

— Как отмечалось ранее, основную массу заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, поступающих в управление, составляют заявления о злоупотреблениях доминирующим положением. Какова структура этих обращений?

— В прошлом году рассмотрены заявления на неправомерное отключение электрической энергии, споры по сумме платежей за услугу, заявления по поводу отказа регионального оператора изменять условия договора — вывозить растительные отходы, на рынке поставок газа — жалобы о незаконном требовании замены счётчика и другие.

— Расскажите о наиболее грубых нарушениях антимонопольного законодательства на конкретных примерах.

— В 2022 году рассмотрено дело о картельном сговоре на торгах при проведении публичного предложения на реализацию имущества трёх котельных Брянска на общую сумму 60,8 млн.руб. По итогам рассмотрения дела принято решение о признании в действиях приобретателей имущества нарушения антимонопольного законодательства, что выразилось в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах, и участии в данном соглашении. Предписание не выдавалось, так как реализация соглашения завершена.

Конкуренция по закону

— Ещё одно важное направление деятельности антимонопольного органа — контроль над недобросовестной конкуренцией. Какова статистика таких дел в 2022 году? Какие случаи наиболее резонансные?

— Брянским УФАС России рассмотрено 23 заявления о нарушении, по результатам рассмотрения которых выдано 12 предупреждений. В частности, рассматривались факты нарушения конкуренции путём введения в заблуждение, некорректного сравнения и иных форм.

Наиболее интересное из рассмотренных дел связано с заявлением владельца салона красоты на действия индивидуального предпринимателя, который допустил злоупотребление правом при регистрации товарного знака — с идентичным названием — для использования его в сфере оказания парикмахерских услуг. В свою очередь со стороны ответчика в адрес заявителя была направлена досудебная претензия с требованием прекратить использовать зарегистрированный товарный знак и уплатить сумму 2 млн. рублей. Брянским УФАС России было принято решение о признании действий ИП нарушающими Федеральный закон «О защите конкуренции». Владелец салона привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 24000 рублей. Брянским УФАС России защищены права лиц, осуществляющих деятельность на протяжении длительного времени под этим названием, до регистрации товарного знака нарушителем. Лицо, зарегистрировавшее товарный знак, не вправе требовать компенсации и выплаты за его использование.

С заботой о покупателях

— Какие действия проводились управлением по стабилизации цен в 2022 году на социально значимые продовольственные товары?

— Антимонопольный орган в течение года уделял повышенное внимание проблеме стабилизации цен, и по поручению Правительства Российской Федерации предпринимался комплекс мер по снижению и пресечению необоснованного роста цен на них. В частности, в марте прошлого года была организована «горячая линия», которая открыта до сих пор. На неё поступило более 400 обращений.

Проводятся работы с торговыми сетями. В феврале 2022 года сетям было предложено проявить социальную ответственность и принять на себя добровольные обязательства об ограничении собственных наценок на отдельные позиции социально значимых продовольственных товаров, а также обеспечить их наличие в торговых объектах в достаточном объёме. В результате торговые сети зафиксировали наценки на четыре категории социально значимых товаров — молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». Данный механизм действует до настоящего времени.

— Ежегодно антимонопольные органы возбуждают порядка 4,5–5,5 тысячи дел по фактам нарушения в рекламе по всей стране. Какова практика применения законодательства в Брянской области?

— Нашими специалистами рассмотрено 97 заявлений о нарушении «Закона о рекламе». Большую часть из них составляют жалобы на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения и расположенной в ненадлежащем месте. Для сравнения: в 2021 году было рассмотрено 156 заявлений. Уменьшение является следствием регулярно принимаемых мер антимонопольным органом, в том числе по информированию малого и среднего бизнеса: проведение семинаров, брифингов, круглых столов.

Также ФАС России приняты меры по уменьшению числа нежелательных спам-сообщений — совместно с операторами связи запущен сервис для оперативной блокировки нежелательной рекламы, которая поступает абонентам без их согласия. Данный вид нарушений составлял почти треть выявленных нарушений ФЗ «О рекламе».

— Вы подчеркнули, что распространение рекламных сообщений остаётся острой проблемой. А как на практике решаются подобные дела?

— Один из примеров: судами двух инстанций была поддержана позиция антимонопольного органа о том, что распространяемая посредством смс-сообщений информация: «Вам доступен кредит под 0%. Спешите воспользоваться! Оставьте заявку в мобильном приложении «БАНКА». Нажмите «Приложения» — «Кредит предодобрен!» — даже полученная с согласия абонента, является рекламой финансовых услуг и противоречит требованиям законодательства.
В рамках рассмотрения спора представители банка настаивали, что смс-сообщение на персональный телефонный номер клиента, с его согласия, является индивидуальным предложением и носит информационный, а не рекламный характер. Банк полагал, что отправка CMC-сообщений была достаточно персонифицированной, а клиенту не был причинён ущерб. Вместе с тем судами была поддержана позиция антимонопольного органа о том, что в данном случае информация, отправленная в виде СМС-сообщения, отвечает всем признакам рекламы, а условия оказания финансовых услуг частично отсутствовали, что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

4,2 миллиона — в бюджет, 516 постановлений

— Какова общая сумма взысканных штрафов по делам об административных правонарушениях?

— В прошедшем году антимонопольным органом рассмотрено 516 дел об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов, подлежащая взысканию, составила 5244 тыс. руб., взыскано 4202,7 тыс. руб.

— Бывают случаи, когда заказчики «имитируют» торги, чтобы обеспечить выигрыш знакомого им поставщика. Какая работа ведётся по пресечению такой деятельности?

— В 2022 году в сфере законодательства о контрактной системе рассмотрено 212 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что на 80 жалоб меньше, чем в 2021 году. Проведено 189 проверок в сфере законодательства РФ о контрактной системе.

Уменьшение поступления жалоб и проведения внеплановых проверок связано, в том числе, с принятием большого количества нормативно-правовых актов в сфере контрактной системы, установивших право заказчиков на заключение в 2022 году контрактов не конкурентными способами — у единственного поставщика без ограничения суммы начальной цены контракта. По итогам контрольных мероприятий в сфере контрактной системы выдано 90 предписаний об устранении нарушений, предписания выполнены в полном объёме.

Наибольшее количество нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе установлено в части: формирования заказчиками технических заданий показателей приобретаемого товара без учёта каталога товаров, работ, услуг, действующих ГОСТов; отсутствия в содержании извещения о проведении закупки значимой информации для участника закупки (проектной документации в полном объёме, единых и дополнительных требований к участникам закупки, сведений, необходимых для заполнения заявки); необоснованного признания заявок участников закупок несоответствующими требованиям извещения закупки.
Рассмотрены 24 жалобы и проведено 62 внеплановых проверки по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
И ещё один важный показатель — в 2022 году увеличилось количество выявленных случаев заключения заказчиками Брянской области контрактов в обход конкурентных процедур, выявлено 7 фактов заключения контрактов у единственного подрядчика, минуя процедуру электронного аукциона.

За нарушение законодательства о контрактной системе вынесено 361 постановление о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму 3142 тыс. руб., взыскано 2778, 6 тыс. руб.

1371

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*