Евгений Лакизо: «Где дороги — там жизнь!»
Считается, что самая древняя дорога в мире находится в Египте, возле города Луксор. Она была построена примерно в 2600 году до нашей эры для перевозки блоков из каменоломни к месту строительства пирамиды Хеопса. Это к слову о том, насколько велика роль профессии дорожных работников в любые времена. А уж в наши особенно: на Брянщине только в этом году будет построено и отремонтировано более 540 км дорог. А всего с 2015 года в регионе построено и отремонтировано 4223 км дорог. Подробнее о реализуемых объектах, итогах и перспективах мы поговорили с начальником управления автомобильных дорог Брянской области Евгением Лакизо.
— Евгений Петрович, 540 километров новых и отремонтированных дорог на Брянщине — суммарно это такое же расстояние, как, например, от Брянска до Твери. На этом огромном «пути» какие объекты в этом году наиболее значимые?
— Все объекты значимые, назову те, которые на слуху. Одна из больших строек — возведение моста через реку Болву на автодороге «Подъезд к городу Фокино». Это не только единственно возможный путь для населения, но и связующая магистраль для крупных предприятий, расположенных на левом берегу Болвы. Новый двухполосный мост протянется на 173 метра, с каждой стороны построят тротуар, систему освещения. Согласованный срок реализации объекта 2023–2024 годы.
Завершается строительство автомобильной дороги — защитная дамба Брянск 1 — Брянск 2 (2 этап), включая Славянский мост через Десну. На сегодняшний день техническая готовность превышает 90%. Завершить работы планируется в 2023 году.
Продвигается к завершению строительство трёх новых дорог в микрорайоне по Флотской — по улицам имени Татьяны Николаевой, братьев Ткачёвых и Алексея Толстого. Улица имени братьев Ткачёвых самая длинная из трёх — два километра. Она будет опоясывать весь микрорайон. Строительство ведётся в рамках инфраструктурного бюджетного кредита: в новом микрорайоне строится детский сад, создаётся вся необходимая инфраструктура, в том числе по строительству дорог. Подрядчиком выступает ООО «Дорстрой32».
На особом контроле также строительство дороги по улице Ильи Иванова, которая соединит Бежицкую и Объездную улицы. Масштабные работы здесь ещё продолжаются.
В целом в Брянске капитально отремонтировано свыше 30 дорожных объектов. Ремонта на некоторых из них не было длительное время. Кроме обновления дорожного покрытия, строят новые тротуары, обустраивают электроосвещение. Среди наиболее крупных объектов капремонта дорог этого года — улицы Речная, Калинина, Почтовая, Ново-Советская и многие другие.
— Напомним, что строительство мостов в Фокино, Славянского ведётся в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Расскажите о темпах его реализации в нашем регионе.
— Задачи у проекта масштабные. В частности, в 2024 году нормативное содержание дорог Брянской городской агломерации должно достичь 85%. Суммарно это 772 километра дорог федерального, регионального и местного значения. Сюда же входят дороги муниципальных образований-спутников: Карачева, Выгоничей, Сельцо, Фокино, где наблюдается так называемая «маятниковая» миграция и важно обеспечить автобусные маршруты передвижения населения к месту работы и обратно. Нормативное состояние равно соответствию ГОСТу. По показателю мы идём с опережением, к концу года планируется привести в нормативное состояние 79% дорог.
Аналогичный показатель установлен нацпроектом и в отношении региональных дорог — не менее 54%. Мы его увеличили, идём с опережением: сегодня приведено в нормативное состояние порядка 57% дорог от общей сети регионального значения, которая составляет 6131 км.
— Какие ещё национальные проекты и программы реализуются на Брянщине в сфере дорожного строительства?
— Дорожные работы ведутся по национальным проектам «Безопасные качественные дороги», «Жильё и городская среда» (пример — строительство дороги по улице Ильи Иванова), программам «Комплексное развитие сельских территорий», «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» и других.
Что касается развития сельских территорий, на Брянщине продолжаем строить и реконструировать автодороги к общественно значимым объектам сельских населённых пунктов и к объектам производства и переработки сельхозпродукции. Так, в Брасовском районе ведётся масштабная реконструкция автодороги Локоть — Кретово — Турищево. Обновляют большой участок общей протяжённостью 9 км. Работы проводит подрядная организация АО «Брянскавтодор». Реконструкцию планируется завершить к концу текущего года.
Мосты в первую голову
— Заметно, что в регионе построены и реконструированы многие искусственные сооружения — мосты через реки, путепроводы через железные дороги. Чтобы понять масштаб, перечислите, сколько мостов, помимо уже названных, реконструируется в этом году.
— Одна из программ нацпроекта «Безопасные качественные дороги» подразумевает направление средств на приведение в нормативное состояние искусственных сооружений на дорогах регионального и местного значения. Регион стал участником программы в прошлом году, за год были введены в эксплуатацию более 100 погонных метров мостов. В этом году работа продолжается: ведётся капитальный ремонт 7 мостов. В частности, обновлён мост через реку Вабля в селе Посудичи, расположенном на автомобильной дороге Погар — Новые Ивайтёнки в Погарском районе. Длина моста с подходами к нему составляет 219 метров.
До конца года планируется завершить строительство нового моста через реку Ипуть в Сураже. Объект связан с промышленными производствами, которые сосредоточены в городе, и позволит вывести весь большегрузный транспорт за пределы городской черты.
Крупные мосты — протяжённостью 100 метров и более — ремонтируются в селе Смолевичи через реку Унеча, один мост в Клинцах, а также другие объекты в разных районах области.
— Важный показатель — увеличение объёмов регионального дорожного фонда. Насколько, по предварительным прогнозам, он вырастет в этом году?
— В 2023 году объём дорожного фонда уже превысил 11 млрд. рублей, причём 8,8 млрд. рублей — это региональный бюджет. Для сравнения: в 2021 году он составлял более 7 млрд. рублей, в прошлом году — 10,7 млрд. рублей.
— То, что дороги в Брянской области становятся качественными и комфортными, заметно и тем, кто ездит по ним каждый день, и тем, кто давно не был в регионе или оказался здесь впервые. Но мало кто обращает внимание на ежедневное содержание дорог — это труд сотен людей, которые и в дождь, и в жару, и в праздники отправляются на службу, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее. Мы задумались об этом, когда готовили материал о буднях простых брянских дорожников — водителей автогрейдеров, диспетчеров, дорожного мастера, чей труд незаметен, но так важен!
— Так и есть! Брянские дорожники не только строят и ремонтируют автодороги и мосты в регионе. Круглый год ведутся работы по содержанию автодорог, в том числе и зимой. Подрядные организации постоянно проводят обработку региональных и межмуниципальных автодорог песко-соляной смесью, также очищают от снега дорожное полотно, окашивают обочины, следят за состоянием дорожных знаков, автобусных остановок…
Знаю об этом не понаслышке, потому что и сам когда-то начинал с профессии дорожного мастера. В 2007 году, после окончания Брянской государственной инженерно-технологической академии и службы в армии, начал работать на предприятии «Промбетон», должность называлась «начальник цеха», но по сути это дорожный мастер. Первый крупный объект — реконструкция улицы 50-й Армии, а потом и многие другие объекты.
С 2011 года по 30 августа 2023 года работал в АО «Брянскавтодор», прошёл путь от инженера ПТО, заместителя начальника ПТО, начальника ПТО, заместителя генерального директора.
На новом месте службы — в Управлении автомобильных дорог Брянской области отдельной строкой отмечу профессиональный, слаженный коллектив — 109 человек, в основном инженерно-технические работники. У нас в одном только проектном отделе порядка 30 человек. Вместе с дорожниками Брянщины наши специалисты будут принимать поздравления с профессиональным праздником 15 октября. Уверен, что этот день значим не только для нашего профессионального сообщества, но и для всех жителей региона. Ведь безопасные и качественные дороги — один из показателей благополучия государства, они облегчают работу людей, сокращают время и расстояние между населёнными пунктами. Без дорог не может функционировать ни одна отрасль экономики. Где дороги — там жизнь!
От всей души желаю всем работникам дорожной отрасли крепкого здоровья, достатка, семейного благополучия и пусть вам всегда сопутствует удача на жизненном пути!
1653
Добавить комментарий