Время, когда сжигали МОСТы
До начала Великой Отечественной войны в Брянске было 7 мостов через Десну. Даже названия их для современного слуха необычные — Байдачный, Живой... С некоторыми связаны легенды и удивительные истории. Например, на месте Чёрного моста в старину был Чёрный брод, по которому татары угоняли в беспросветное рабство людей. Подтверждения этой версии нет, но она говорит о том, какую важную роль в жизни людей играли деревянные инженерные сооружения. Из всех брянских мостов к осени 1943 года не уцелело ни одного. Краевед Павел Марченков среди немецких фотографий времён оккупации Брянска обнаружил последние кадры, на которых запечатлены довоенные мосты или то, что от них осталось — часть переправ были уничтожены советскими сапёрами при отступлении.
Проезжая по современным брянским мостам из стали и бетона, сложно представить, что ещё на веку наших современников все городские переправы были деревянными. Как напоминания о них сохранились лишь редкие оголовки бревенчатых свай, местами выглядывающие из низкой деснянской воды. Для нас, краеведов, утраченную картину прошлого сегодня могут раскрыть только архивные документы и старые снимки.
Собирая коллекцию фотографий периода немецкой оккупации, я ставил перед собой ряд задач. Одной из них было достать виды всех ключевых объектов городской инфраструктуры, включая мосты через реку Десну. Задача оказалась не из простых: какие-то локации попадали в кадр довольно часто, а отдельные снимки приходилось искать годами.
В начале октября 1941 года, перед отходом советских частей из Брянска, половина ключевых городских мостов была уничтожена сапёрами 154-й стрелковой дивизии. С первых недель оккупации захватчики бросили значительные силы на восстановление стратегически важных объектов коммуникации. Работы велись в условиях надвигающихся холодов и острой потребности скорейшего налаживания транспортного сообщения в тыловой зоне действующих вражеских армий. Полностью восстановить сообщение между городскими районами немцам удалось лишь к весне 1942 года.
Однако и весной их ожидали непредвиденные сложности: перед войной, благодаря сбросу тёплой воды с крупных заводов Брянска и Бежицы, Десна не замерзала целиком. Когда предприятия остановились, назрела угроза повреждения конструкций мостов ледовыми заторами. Немецкому командованию даже пришлось разрабатывать план по взрыву льда на реке. Кроме того, городские мосты требовали постоянного отвлечения сил охранных и инженерно-ремонтных подразделений брянского гарнизона, средств ПВО.
Всего за период с октября 1941 по сентябрь 1943 года в черте города Брянска можно насчитать по крайней мере 15 мостов через Десну советской и немецкой постройки, находившихся на 7 точках переправ. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Первомайский мост (Бежицкий)
Мост, соединявший предместье Брянска у села Городище с Орджоникидзеградом (Бежицей), был построен в 1929 году вместо старого паромного перевоза. Он был двухполосный с общей длиной 240 м, имел 20 пролётов (12 в русле Десны и 8 в примыкающем к нему с юга старичном озере). Один из пролётов у правого берега шириной 16 м был судоходным. С обоих берегов мост прикрывали массивные струенаправляющие дамбы. Кроме основных предмостных ледорезов, установленных у русловых опор, от ледохода сооружение защищала линия из пяти аванпостных ледорезов, расположенных в 200 м выше по течению. Перед оставлением города весь Первомайский мост, за исключением ледорезов, был сожжён советскими сапёрами.
Дальнейшая судьба: впервые месяцы оккупации рядом с уничтоженным Первомайским мостом, чуть ниже по течению, немцы возвели временный низководный однополосный мост грузоподъёмностью 16 т на жёстких опорах. Впоследствии он был разобран. Следом за временным мостом оккупанты приступили к масштабному восстановлению постоянного высоководного моста в Орджоникидзеград на месте разрушенного Первомайского. Активная фаза строительства пришлась на зиму 1941–1942 годов, весной 1942 года было запущено движение. Новый мост грузоподъёмностью 18 т имел одну полосу проезжей части с полезной шириной 5,2 м; судоходный пролёт отсутствовал. Уничтожен перед освобождением Брянска.
Советский наплавной мост в Соловьях
Широкий наплавной мост в урочище «Соловьи» длиной 85 м, соединявший Брянск с пос. им. Урицкого, существовал как минимум с середины 1930-х годов на месте старой переправы. Перед началом оккупации его конструкции были отцеплены от опор и затоплены в русле Десны чуть выше по течению от Октябрьского моста.
Дальнейшая судьба: оккупанты приступили к строительству переправы в Соловьях настаром месте, начиная с середины октября 1941 года. Сначала был оперативно сооружён временный однополосный мост на базе армейских понтонов и универсальных быстросборных комплектов конструкций. После строительства капитального низководного моста он был демонтирован.
До наступления зимы рядом с понтонной переправой немцами был возведён полноценный двухполосный мост на свайных русловых опорах грузоподъёмностью 16 т с полезной шириной 7 м. В архивных документах он значится как военный мост, ведущий к Дулагу. Для дополнительной защиты деревянной конструкции от паводка в начале марта 1942 года немцы использовали извлечённые из реки обломки советского наплавного моста, затопленного ниже по течению. На середину апреля 1943 года мост был разобран.
Октябрьский мост
Мост, соединявший Брянск с Володарским посёлком, был построен в 1925 году. Из города к нему вела длинная дамба; от левого берега выезд вёл прямо к Привокзальной площади. Мост был двухполосный с общей длиной 300 м, имел 25 пролётов (17 в русле Десны и 8 в пойменных зонах). Один из пролётов у левого берега шириной 20 м был судоходным. От ледохода сооружение защищала одна линия предмостных ледорезов, установленных у русловых опор. Перед отходом из города советских частей прикрытия весь Октябрьский мост, за исключением ледорезов, был сожжён.
Дальнейшая судьба переправы: в ноябре 1941 года рядом с уничтоженным Первомайским мостом, чуть ниже по течению, немцы возвели временный низководный однополосный мост грузоподъёмностью 4 т на жёстких опорах. В 1942 году, после восстановления высоководного моста, он был разобран. После устройства временной низководной переправы оккупанты приступили к масштабному восстановлению постоянного высоководного моста грузоподъёмностью 20 т
и закончили его к 28 марта 1942 года. В середине сентября 1943 года он был уничтожен немецкими сапёрами.
Верхне-Зарецкий наплавной мост
Довоенный наплавной мост у подножия южного склона Петровской горы не имел стратегической ценности и использовался исключительно для пешего сообщения ул. III Интернационала (современная ул. Калинина) с Верхней Зарецкой слободой. Его длина составляла 100 м, полезная ширина полотна — всего 1,2 м. Точно неизвестно, использовался ли мост во время оккупации города. На единственном известном фотоснимке от 25 апреля 1943 года в кадре видна лишь пустая береговая опора.
Базарный грузовой мост (Байдачный)
Грузовой двухполосный мост на набережной у городского базара был капитально обустроен в 1920-е годы для сообщения с тупиковой ж.-д. станцией Брянск-Город. Мост проходил в створе ул. Васильевской (ул. Горького). Его длина составляла 90 м, полезная ширина проезжей части — 7 м. Средняя часть моста длиной 42 м была выводной, на пяти лодочных понтонах (байдаках). Прибрежные части стояли на свайных русловых опорах, со стороны течения прикрытых ледорезами.
На период зимы и весеннего половодья выводная часть разбиралась. Перед началом оккупации мост не был уничтожен. По состоянию на 6 сентября 1943 года полностью разобран.
Базарный пешеходный мост (Живой)
Наплавная сезонная переправа за Соборной горой существовала ещё до революции, она соединяла Базарную площадь с Нижней Зарецкой слободой. Конструкции моста периодически ремонтировались и обновлялись. Перед войной длина моста составляла 100 м, полезная ширина — 7 м. В октябре 1941 года Живой мост, как и расположенный неподалёку Байдачный, остался невредимым. В 1942 году оккупанты использовали его, заузив ширину мостового полотна примерно в два раза. По состоянию на 6 сентября 1943 года полностью разобран.
Мост им. Фокина (Чёрный)
Мост им. Фокина (историческое название — Чёрный), соединявший Брянск с Фокинским посёлком, был возведён ещё в 1860 году и позже неоднократно капитально перестраивался. Этот важный стратегический объект в начале Карачевского шоссе был захвачен силами немецкой 17-й танковой дивизии 6 октября 1941 года. Общая длина моста составляла 330 м; полезная ширина двухполосной проезжей части — 7 м; грузоподъёмность 6 т. Мост имел 26 пролётов (17 в русле Десны и 9 в примыкающем к нему с востока старичном озере). Центральный пролёт в русле шириной 18 м был судоходным. С правого берега мост почти под прямым углом примыкал к началу ул. III Интернационала; с левого берега — через подходную насыпь к длинной дороге-дамбе, ведущей в Фокинский посёлок. Кроме основных предмостных ледорезов, установленных у русловых опор, от ледохода сооружение защищала дополнительная линия из шести аванпостных ледорезов, расположенных в 160 м выше по течению. Мост был уничтожен фашистами в сентябре 1943 года.
Низководный мост у Галерных сараев
Строительство этого однопутного военного моста было закончено нашими войсками к 18 августа 1941 года. Его проложили в узкой части русла Десны примерно в 450 метрах выше по течению от Чёрного моста, у Галерных сараев. Длина сооружения составляла 80 м, полезная ширина полотна — 4,2 м. Мост стоял на жёстких опорах, установленных в русле с малым шагом, и, согласно показаниям ст. техника-лейтенанта В. А. Бондарчика, был рассчитан на пропуск тяжёлых танков весом до 60 т. Кроме того, с момента постройки на него переключили все автогужевые перевозки по шоссе между Брянском и Фокинским посёлком. Низководный мост у Галерных сараев располагался в укрытом от путей самолётов месте и в октябре 1941 года имел ведущее стратегическое значение. Перед началом оккупации обслуживался силами 182-го дорожно-эксплуатационного участка, который подчинялся коменданту Военной дороги № 2 Брянского фронта. Как и Чёрный мост, был захвачен силами противника 6 октября 1941 года. Во время оккупации сезонно обслуживался и эксплуатировался немецкими частями вплоть до момента уничтожения в середине сентября 1943 года.
Транспортный мост организации Тодта
Летом 1943 года для увеличения пропускной способности переправы через Десну на стратегическом участке шоссе Рославль-Брянск-Орёл командование тыловым районом группы армий «Центр» развернуло масштабное строительство двух отдельных путей грузового моста. Согласно проекту, проезжие части обоих сооружений должны были проходить параллельно двум сторонам существующего Чёрного моста с отступом от его конструкций в плане по 20 м. Возведение объекта было поручено военно-строительной организации Тодта, к тому времени полностью перешедшей в подчинение Вермахта. Сложное в инженерном плане сооружение имело широкополосные 40-метровые мостовые пролёты с арочными деревянными фермами и мощные русловые опоры на свайном основании. Расчётная грузоподъёмность в 25 т обеспечивала проход по мостам средних танков. К строительству северного пути приступили в июле 1943 года. В конце августа, когда все 7 арочных пролётов моста были завершены, инженерные бригады переключились на возведение несущих конструкций южного пути. Однако вскоре обстановка на Брянском фронте, вызванная стремительным продвижением советских войск, внесла свои коррективы в планы оккупантов. В середине сентября практически полностью обустроенный северный путь моста и едва начатый южный были уничтожены немецкими сапёрами, так и не вступив в намеченную эксплуатацию.
В ТЕМУ!
В этой статье стоит упомянуть ещё один мост. Он располагался не на территории Брянска, но успешная операция по его уничтожению стала одной из самых ярких страниц партизанской истории Брянщины. Речь, конечно же, про железнодорожный Голубой мост в Выгоничах. В 2022 году краевед Павел Марченков передал в филиал Государственного архива Брянской области — Центр документации новейшей истории Брянской области серию подлинных немецких снимков легендарного моста, взорванного партизанами в 1943 году.
В операции, проведённой под руководством Героя Советского Союза Михаила Ромашина, приняли участие около 1200 партизан. Они использовали более 1000 кг взрывчатки. В результате взрыва регулярное движение немецких составов с техникой и боеприпасами по мосту было прервано почти на месяц. Операция стала одной из крупнейших диверсий, проведённых партизанами в тылу врага в годы Великой Отечественной войны.
1568
Добавить комментарий