«Привет, планета!» Её зовут Ольга Землякова
Знаете ли вы, что в космосе недавно обнаружили Единорога — самую близкую к нашей планете чёрную дыру? А то, что звездопад — это не сюрприз и его всегда можно увидеть в августе? Или кто такая «Люси» и зачем она полетела в «троянский лагерь» на орбите Юпитера? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, не смотрите наверх, а включайте блог учителя физики, космического блогера Ольги Земляковой. В онлайн-пространстве она популяризирует астрономию, а в реальной жизни — заботится о своей «домашней» планете. Благодаря волонтёру почти каждый житель её родной Стеклянной Радицы знает, почему нельзя выбрасывать чеки и как правильно утилизировать фломастеры. А «Брянская ТЕМА» отказалась от полиэтиленовой упаковки своих журналов.
Дорога до Стеклянной Радицы хоть и не космическая, но та ещё одиссея. Посёлок расположен всего в десяти километрах от центрального вокзала Брянска, но из той же точки на машине придётся преодолеть путь в пять раз длиннее: прямого автомобильного сообщения с населённым пунктом нет.
В посёлке, по последним данным, проживает чуть больше 1300 человек, но именно здесь родился блог (у самого популярного видео больше 500 тысяч просмотров!) о космосе, науке и будущем нашей Вселенной.
— С моей фамилией можно и про астрономию, и про экологию рассказывать, — улыбается Ольга Землякова. — Некоторые даже думают, что это псевдоним. Почему-то у нас в России придумывают для всего сложные названия, хотя фамилия — лучший бренд. Поэтому и начинаю каждый сюжет с приветствия: «Привет, планета! Меня зовут Ольга Землякова!»
Ольге 27 лет. У неё два высших образования — инженерное и педагогическое. Ещё во времена студенчества она вела кружок по астрономии в гимназии № 7 Брянска, сейчас преподаёт физику, химию, биологию, информатику, а также ведёт кружок по экологии в Стекляннорадицкой средней общеобразовательной школе. В работе над видеоблогом Ольга тоже и чтец и жнец — аниматор, монтажёр, оператор, автор текстов, продюсер. У блога более 13,5 тысячи подписчиков. И этого уже достаточно, чтобы встретить фаната и в продуктовом магазине Брянска, и на всероссийской конференции.
При этом в Брянской области Ольга в большей мере известна «земными» делами. Например, тем, как собирает практически всю Стеклянную Радицу на субботники, вдохновила местное население сортировать мусор, сдавать на переработку «Добрые крышечки», а на утилизацию — чеки, фломастеры и батарейки. За эту работу по итогам 2022 года она стала победителем конкурса Общественной палаты Брянской области «Общественное признание».
Крышечки, чеки, батарейки
— Всё началось с «Добрых крышечек», — рассказывает о пути в экологическое волонтёрство Ольга Землякова. — Тогда я училась в БГТУ — приобретала инженерную специальность. О том, что пластиковые крышки от питьевых продуктов можно отдельно отправлять на переработку, узнали с подругами в интернете. Начали собирать. А потом оказалось, что это интересно многим, особенно молодёжи. Потому что ты и природе помогаешь, и детям, а от тебя никаких вложений не требуется. Многие студенты по нашему примеру стали крышечки собирать. Примерно в то же время я создала паблик для жителей Стеклянной Радицы в «Вконтакте», объявила сбор по деревне, и люди начали потихоньку приносить. Сейчас крышечки собирает весь посёлок. Те два с половиной мешка, которые вы видели в школьной подсобке, собраны за два месяца. Я записываю всех, кто приносит, а потом в группе пишу благодарности. Крышечки отвозим в Брянск, в региональном центре есть куратор федерального проекта — Анна Кирилкина, передаём ей. Остальное вторсырьё — батарейки, чеки, фломастеры — принимают в кофейне «Мало молока» и затем отправляют в Москву в точки сбора проекта «Собиратор» и другие.
— Самый простой способ добраться из Брянска в Стеклянную Радицу — на электричке, а чтобы доехать на машине, придётся сделать крюк через Фокино и дальше преодолеть довольно большой участок по бездорожью. Ольга, физически как доставляете огромные мешки с вторсырьём в точки сбора в Брянске?
— Раньше мы договаривались с учителем химии, который приезжал к нам из Брянска. Он завозил мешки в точки сбора. Сейчас объёмы стали гораздо больше, помощь предлагала и школа, и местные жители. Но раз мы занимаемся экологией, важно, чтобы отдельно не тратился бензин и ресурсы только лишь для отправки сырья на переработку. Поэтому бросаем клич в группе, ищем тех, кто сможет завезти груз по пути. Вторсырьё вывозим каждые пару месяцев.
При этом я никого не агитирую, мне хочется, чтобы люди сами задумались о том, что нужно нам всем. Знаю историю одной нашей выпускницы, которая сейчас учится в медицинском базовом колледже и организовала там сбор крышечек. Школьницей она состояла в волонтёрском отряде, помогала собирать и сортировать вторсырьё.
— С крышечками всё более или менее понятно. А почему не стоит выбрасывать кассовые чеки?
— Чеки нельзя переработать вместе с обычной бумагой. Они состоят из термобумаги. В кассовых аппаратах нет краски — там стоит нагревательный элемент, который проявляет цифры и буквы. Есть простой опыт: если поднести чек к огню, бумага становится чёрной — это проявляется краска, в которой нередко до сих пор используется высокотоксичное вещество бисфенол А.
— А с фломастерами что не так?
— Фломастеры, маркеры, карандаши и ручки не опасны. Но ручка закончится, мы её выбросим — и сколько она будет перерабатываться в земле? Больше всего фломастеров собирают в детском саду, где тоже стоят контейнеры для вторсырья. У нас даже малыши знают, как важно сортировать мусор! И детям это очень нравится. Для них это своего рода «коллекционирование».
Однако ни в коем случае сортировка отходов не должна превращаться в соревнование: кто принесёт больше крышек, батареек. Тогда дети начнут покупать больше напитков, и, скорее всего, сладких и вредных.
— Но самое опасное — это батарейка?
— У моего хорошего знакомого четверо детей. Однажды в этой семье проводили опыт: положили солевую батарейку на кусок сырой курицы и пошли гулять. Когда папа с детьми вернулся, уже были заметны химические процессы разложения.
— Ольга, какие пять «экологичных» вещей и привычек вы лично используете в быту?
— Всегда выключаю свет, когда выхожу из комнаты. Пользуюсь сумкой-шоппером вместо одноразовых пакетов. Использую многоразовую термобутылку из медицинской стали. Отказалась от пластиковых карт, «перевела» их все в смартфон. Рабочие документы печатаю на бумаге с двух сторон, не пользуюсь файлами — для этого есть дырокол. Это уже пять пунктов? На работу добираюсь на электросамокате. Минимизировала количество пластиковых пакетов дома…
— А забота об одной планете связана с вашим увлечением космосом?
— Часто бытует мнение: зачем нам изучать космос, если мы не умеем ухаживать за своей планетой? Меня в этом обвинить трудно. Но я это между собой никак не связываю. Просто и то и другое мне интересно. Я своего рода коллекционер. Каждый раз получаю небольшую порцию дофамина от понимания: вот эта крышечка не будет гнить, а будет переработана.
Детки и просто космос
— Расскажите, как вас увлёк космос?
— Когда я была совсем маленькая, дедушка часто показывал мне луну. И в какой-то момент я начала мычать в ответ, направлять в небо пальчик и произнесла своё первое слово — не «мама», а «луна».
Мои бабушка, дедушка, мама — учителя русского языка и литературы. С детства меня окружали книги, энциклопедии. Помню свои ощущения, когда вышла на улицу с книгой о космосе и нашла на звёздном небе созвездие Возничего. Это был такой восторг! Сейчас, кстати, всё гораздо проще — есть множество мобильных приложений, которые в режиме реального времени укажут на экране, какое перед вами созвездие
— Какие созвездия легко найти на зимнем северном небе?
— Большую Медведицу, созвездие Кассиопеи и самое красивое, самое моё любимое из зимних — созвездие Ориона. Его очень хорошо идентифицировать по трём большим звёздам, которые образуют Пояс Ориона. А большая звезда в его правом плече — Бетельгейзе. Одна из самых больших звёзд в нашей галактике находится в конце своей эволюции и может взорваться в любой момент (или уже взорвалась, а до нас просто не «долетел» свет). Согласно различным теориям, некоторое время после взрыва на небе будут светить два «солнца». Из-за удалённости звезды человечеству Бетельгейзе никак не угрожает. Однако когда произойдёт это событие — на следующих выходных или через 100 000 лет, никто из учёных определённо не может сказать.
— В своём блоге вы несколько раз делали обзоры событий, которые происходили на звёздном небе в течение года. Расскажите о наиболее значимых, свершившихся в 2022-м?
— Безусловно, это частное солнечное затмение, которое можно было наблюдать 25 октября. В небе над Брянском Солнце было закрыто Луной максимум на 63 процента. Такое точно повторится не скоро.
В августе счастливчики успели загадать желание на падающую звезду. Метеорные потоки — они же «падающие звёзды» — встречаются на пути планеты в течение всего года, но именно в августе Земля проходит через шлейф пылевых частиц, выпущенных кометой Свифта-Таттла. Мельчайшие частицы сгорают в земной атмосфере, образуя «звёздный дождь». И так каждый год.
— Кстати, как думаете, далека ли от реальности статистика: недавно проводился опрос — оказалось, треть россиян (35%) уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот…
— Я не удивлена, и, вероятно, статистика близка к правде. Однако работая в определённой сфере, ты словно живёшь в пузыре: вокруг тебя люди, которые в твоей теме хорошо разбираются или интересуются. Кто-то из коллег — научных блогеров недавно задал вопрос: «Много ли людей знают физику и астрономию?» И нам кажется, что знают все! Но это ведь далеко не так: процент знающих людей, особенно в естественно-научной сфере, очень мал.
— Физика и химия так много могут рассказать о нашем мире. Вопрос к учителю: почему многие дети так плохо знают эти предметы?
— Основная причина — стереотип, что предметы сложные. А ещё мало специалистов, которые действительно сложное могут представить простым и наглядным. Мне трудно судить, как объясняю я, но прилагаю для этого много усилий: использую визуал, приёмы наглядности, опыты. Химия — наука визуальная, её надо показывать. Другой вопрос — у нас реактивы не всегда есть.
Про сложные предметы есть хороший пример. Мы с ребятами в 9 классе на информатике учимся программировать на языке Python. Ученикам нравится, у них хорошо получается. И часто это те же дети, которые простые задачи по алгебре решают с трудом. У детей получается, когда им интересно.
— А ведь и в профессию учителя вас привело увлечение астрономией. Расскажите, как вели кружок в брянской гимназии ещё студенткой.
— Сама я увлеклась астрономией ещё в школе: участвовала в различных исследовательских конкурсах и проектах. В 10 классе даже отправилась на олимпиаду в Королёв. Несмотря на то, что я из деревенской школы, обходила на областных конкурсах сверстников из гимназий и лицеев. Сейчас эти работы я оцениваю как «так себе рефераты», зато у меня появился опыт публичных выступлений, исследовательской работы. Один из проектов был про будущее Вселенной, ещё один — про влияние луны на здоровье людей. Потом я начала развивать блог — группу в «Вконтакте», посвящённую популярной астрономии. Через группу меня нашёл преподаватель 7-й гимназии Дмитрий Матюхин и предложил вести кружок. Директор одобрила, кружок я вела ровно год. В это время завершала обучение в БГТУ и заочно поступила на физмат в БГУ. Кстати, преподавать в школе начала в сентябре прошлого года. Теперь вместо блога чаще проверяю тетрадки…
Трава у нового дома
— Что самое сложное в подготовке роликов для видеоблога в одиночку? И вообще какие могут быть трудности?
— Я одна выставляю камеру, свет, снимаю и пишу сценарий. Однажды перезаписывала весь ролик из-за проблем со звуком. Графику и анимацию «дорисовываю» сама. Иногда для этого специально прохожу обучение или мастер-классы. Например, в ролике «Небесная сфера» есть несложная анимация, но я на неё потратила неделю. А ещё я не использую суфлёра из-за плохого зрения: все тексты заучиваю и рассказываю по памяти.
— О чём самые популярные видео на канале?
— Больше всего просмотров набирают видео, связанные со школьной астрономией. Частый комментарий: «Я наконец-то понял!» Но это не значит, что детям плохо преподают. Возможно, на уроках они отвлекаются, не слушают, а когда нужно самому хорошо во всём разобраться, направляют всё внимание на экран. Самый популярный ролик — «Карта звёздного неба» — уже собрал больше полумиллиона просмотров.
— А какие научные события входят в ваш круг интересов?
— Я очень сильно жду миссию на Европу — спутник Юпитера. Пуск автоматической межпланетной станции Europa Clipper запланирован в 2024 году. Европа интересна тем, что это полностью ледяной спутник, и считается, что там, под толщей льда, есть океан. И если всё действительно так, как зафиксировал телескоп Хаббл, а именно: гейзеры на поверхности — есть шанс обнаружить на Европе жизнь. Ещё одна большая тема — миссии к экзопланетам, находящимся за пределами Солнечной системы. Хотелось бы, чтобы за наш век нашли какую-то жизнь. Просто это так интересно! Трава там точно не зелёная. А какая? А ещё понимаешь, что ты не один.
— Ольга, как думаете, почему такую значимость снова обретает профессия популяризатора науки?
— Популяризатор науки — это связующее звено между учёными и обычными людьми. На одном из научных форумов несколько лекций посвятили критическому мышлению. Ведь если 30 лет назад объективную информацию человек мог получить только от учёных, то сейчас в интернете тебе «по секрету» расскажут про очередной таинственный снимок с Марса. Кстати, сама не смотрю научпоп: боюсь повторить чужие мысли. Ценнее придумать свои.
В тему!
В 2017 году режиссёр Тимур Бекмамбетов и представители Роскосмоса оценили фильм космического блогера из Брянска Ольги Земляковой. Документальная картина «Лето в деревне» заняла второе место в конкурсе «Подними голову!». Премьера фильмов-победителей состоялась на МКС.
1436
Добавить комментарий