Олег Федонин: «Будущее начинается в БГТУ»

Брянский государственный технический университет из года в год входит в ТОП различных рейтингов вузов. Так, в прошлом году университет вошёл в ТОП-100 рейтинга лучших университетов России по версии портала HeadHunter, став лучшим в Брянске. Также БГТУ занял почётное 43-е место в локальном рейтинге ведущего в России рейтингового агентства RAEX при поддержке Российского Союза ректоров и информационном содействии Минобрнауки России. Составители проанализировали деятельность 304 вузов из 79 регионов РФ. Была осуществлена независимая оценка деятельности региональных и специализированных вузов, исходя из реализации их образовательного и научного потенциала, влияния на социальную среду региона. БГТУ выпускает целый ряд журналов из перечня ВАК, имеет несколько диссертационных советов.

Олег Федонин: «Будущее начинается в БГТУ»
Профессиональный уровень подготовки выпускников вуза подтверждается их востребованностью на рынке труда и показателями трудоустройства.
Более 95% выпускников БГТУ успешно трудоустраиваются после вуза, из них около 70% — по полученным в вузе специальностям и направлениям подготовки.

— Олег Николаевич, расскажите о том, какие объективные факторы позволяют БГТУ постоянно достигать таких весомых показателей?

— Наш успех традиционно складывается из двух основных объективных факторов: научно-педагогические кадры и связь вуза с промышленностью. Научно-педагогический состав — золотой фонд университета. Сегодня в БГТУ работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав из более 300 преподавателей. Среди них более 50 докторов наук, профессоров и более 200 кандидатов наук, доцентов. Только научной деятельностью занимаются порядка 30 научных сотрудников, работников и примерно столько же преподавателей вуза на условиях дополнительной работы. Инициативная научная деятельность, в том числе студенческая, по задачам предприятий-партнёров ведётся в рамках коллективов трёх научных школ и четырнадцати научных направлений, которые фактически охватывают весь профессорско-преподавательский состав и обучающихся.

Мы бережно сохраняем наши исторически сложившиеся взаимодействия с промышленными партнёрами и кропотливо развиваем новые. Сначала путём подготовки кадров через практико-ориентированные курсовые и дипломные проекты, затем — целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Далее следуют совместная научная деятельность и комплексные проекты. В том числе инфраструктурного характера. Возвращаясь к первому фактору, замечу: всё это делают, набираясь уникального опыта, сотрудники вуза. Тут же находится и предметная, финансовая основа для привлечения в наш коллектив новых, преимущественно молодых талантливых кадров.

Основные партнёры вуза — известные на Брянщине и в России производственные предприятия и организации: АО «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ», АО «УК «Брянский машиностроительный завод», АО ПО «Бежицкая сталь», АО «Брянский электромеханический завод», АО «Карачевский завод «Электродеталь», ООО «Термотрон — Завод», АО «Брянский автомобильный завод», АО «Транснефть-Дружба», ООО «Газпром Трансгаз», R-Style Soft lab, ООО «Деснол-СОФТ», ПАО «Сбербанк» и др.

— Скоро одиннадцатиклассники сдадут ЕГЭ и понесут свои документы в приёмные комиссии вузов. Как руководитель университета назовите пять веских причин получить высшее образование именно в БГТУ.

— Напомню два наших слогана. Один родился ещё во времена СССР: «За одного битмовца двух небитмовцев дают». А второй продиктован современными реалиями: «Будущее начинается в БГТУ». Мы стараемся чётко соответствовать этим принципам, и основные преимущества нашего вуза непосредственно исходят из них:

1. Большое разнообразие предлагаемых абитуриентам направлений подготовки и специальностей с большим количеством бюджетных мест.
2. Высокая квалификация профессорско-преподавательского состава вуза.
3. Наличие в вузе оснащённых высокотехнологичным оборудованием и современными приборами лабораторий, центров и других инновационных структур.
4. Высокий профессиональный уровень подготовки выпускников и их востребованность на современном рынке труда.
5. Гарантированное трудоустройство на предприятия и организации с высокой оплатой труда и перспективами карьерного роста.

Отдельно следует выделить внеучебную и воспитательную работу с обучающимися, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося в текущем водовороте событий современного мира.

Кафедра «Системы информационной безопасности»— В каких сферах наиболее востребованы выпускники БГТУ?

— Здесь следует начать с того, что профессиональный уровень подготовки выпускников вуза подтверждается их востребованностью на рынке труда и показателями трудоустройства. Более 95% выпускников БГТУ успешно трудоустраиваются после вуза, из них около 70% — по полученным в вузе специальностям и направлениям подготовки.

В последние годы усилилась господдержка инфокоммуникационной индустрии. Трудовой рынок этой сферы динамично расширяется, что даёт возможность обеспечить высокий уровень оплаты труда. И молодежь, которая увлекается техническими дисциплинами, предпочитает это направление. Наши студенты благополучно устраиваются в данной сфере уже на 3-м, 4 курсе обучения.

Очень востребованы и пользуются спросом специалисты в сфере промышленной микроэлектроники. Практически все выпускники в данной сфере трудоустраиваются, многие, так же, как и в первом случае, ещё в процессе обучения.
Традиционно высокий уровень трудоустройства выпускников БГТУ — в сфере нефтегазовой отрасли. В части проектирования и обслуживания систем транспортировки углеводородов. Также сегодня формируется огромный спрос на квалифицированный инженерный персонал в машиностроительном секторе.

— Олег Николаевич, БГТУ одним из первых среди вузов стал практиковать принцип дуального обучения. Расскажите подробнее о том, как построен современный образовательный процесс.

— Учебный процесс в нашем вузе построен по смешанному принципу. Используются как эффективные традиционные инструменты — практика на предприятии, так и современные формы организации учебного процесса — практико-ориентированная проектная деятельность, дуальное обучение. Ключевым элементом этой системы является совместная кропотливая работа с промышленными партнёрами над учебным процессом — от совместной разработки и адаптации образовательной программы до полноценной практики в условиях реального производства и проблемно-ориентированного курсового и дипломного проектирования с «плотным» вовлечением обучающихся в научно-исследовательскую работу. Наиболее тесная работа в этом направлении ведётся с АО «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ», АО «Брянский электромеханический завод», АО «Транснефть-Дружба», АО «БСКБ», АО «Газпром трансгаз Москва» и др.

В последние годы получил широкое применение в учебном процессе подход в части формирования заданий на курсовое и дипломное проектирование по реальным задачам предприятий. За последние 4 года в рамках проектов Профстажировки 2.0 и Сервис инженерных задач БГТУ (с 2023 г.) в курсовых и дипломных работах было решено более 800 задач от 109 предприятий и организаций-работодателей. Как в нашем регионе, так и за его пределами.

Студенческая команда БГТУ RacingTeam представляет новую модель автомобиля класса «багги» на международных соревнованиях BajaRussia— В стенах института активно ведётся научно-исследовательская деятельность. Расскажите о наиболее интересных проектах, которые уже получили практическое применение.

— Научно-исследовательская деятельность реализуется как в части решения сложных инженерно-технологических задач, так и в части разработки перспективной научно-технической продукции для промышленных предприятий.

Среди наиболее значимых результатов завершённых научных исследований и опытно-конструкторских работ, выполненных по заказам промышленных предприятий и организаций, которые уже внедрены в практику, можно выделить следующие:
• Проект в интересах Минобороны РФ: «Разработка технологии и оборудования для комбинированного упрочнения с применением волны деформации специальных металлических изделий, полученных аддитивным и традиционным способами» (2016–2020 гг.).
• Комплексный проект в интересах АО «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ» по созданию высокотехнологичного производства кремниевых и карбидокремниевых изделий микроэлектронной техники в малогабаритных металлополимерных корпусных исполнениях типа SOT, SO и QFN (2019–2021 гг.).
• Целый ряд проектов в рамках государственной программы РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», связанных с разработкой поведенческих моделей и демонстрационных плат разрабатываемых изделий электронной компонентной базы (ЭКБ), разработкой и изготовлением стендов и измерительных комплексов для нужд контроля качества выпускаемой продукции ЭКБ и оценки их работоспособности при воздействии специальных факторов, и др.

Проведение металлографических исследований с использованием специализированных программно-аппаратных комплексовХотел бы отметить, что в последние годы в вузе созданы и успешно функционируют уникальные для Брянщины и России в целом научно-образовательные центры: центр коллективного пользования «Современные микроэлектронные технологии», лаборатория волнового деформационного и комбинированного упрочнения в аддитивных и субтрактивных технологиях, учебный центр «БГТУ — АО «ТРАНСНЕФТЬ-ДРУЖБА», инжиниринговый центр, научно-исследовательская лаборатория автоматики, телемеханики и метрологии, научно-исследовательская лаборатория инженерии материалов и адаптивных технологических систем, лаборатория «Вычислительная механика» и другие. Большинство из этих научно-образовательных центров созданы в рамках научно-технического сотрудничества с крупными промышленными предприятиями Брянщины и России. Объёмы научных работ в БГТУ существенно выше, чем в других научно-образовательных организациях нашего региона.

— Олег Николаевич, вы уже отметили, что педагогический состав БГТУ — это золотой фонд вуза. Расскажите о наиболее заслуженных педагогах.

— В разное время в университете всегда были лидеры, которые показывали выдающиеся результаты в области развития национальной науки, а также научно-педагогического потенциала вуза.

К нашей гордости, в университете продолжают работать руководитель Брянской школы технологов-машиностроителей профессор Анатолий Григорьевич Суслов, основатель научной школы в сфере новых информационных технологий профессор Владимир Иванович Аверченков. Стоит выделить работающих в вузе заслуженных учёных Брянской области: профессоров Юрия Трофимовича Трифанкова, Александра Владимировича Хандожко, доцента Вячеслава Алексеевича Хвостова.

— Среди известных выпускников вуза множество тех, кто достиг больших высот в профессиональной деятельности. Кого бы вы отметили?

— Прежде всего хотел бы отметить наших старших коллег, трудящихся в научно-производственном комплексе России: Ящерицын Пётр Иванович, академик Национальной академии наук Беларуси; Фролов Константин Васильевич, академик РАН, в 1975–2007 гг. — директор Института машиноведения РАН; Бирюков Геннадий Павлович — генеральный директор, генеральный конструктор Конструкторского бюро транспортного машиностроения Российского авиационно-космического агентства; Коссов Валерий Семёнович — генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава».

Проведение практического занятия в лаборатории кафедры  «Автомобильный транспорт»В промышленном комплексе нашей страны сегодня успешно трудятся Михаленко Вячеслав Александрович — заместитель председателя наблюдательного совета, член правления, начальник Департамента 308 ПАО «Газпром»; Прозоров Сергей Фролович, член правления, начальник Департамента 333 ПАО «Газпром» (2015–2019 гг.), председатель Совета директоров ПАО «Газпром спецгазавтотранс»; Бабаков Александр Владимирович, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Москва»; Василенко Александр Альбертович (генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (2008–2012 гг.), ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (2012–2019 гг.); Камозин Роман Валерьевич — генеральный директор АО «Транснефть — Дружба».

Из достаточно молодых выпускников можно выделить Данькина Максима Андреевича, который недавно возглавил Департамент развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов; Таричко Видима Игоревича, главного конструктора АО «Брянский автомобильный завод», АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», Концерн ВКО «Алмаз-Антей»; Рогача Константина Геннадьевича, главного конструктора АО «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

Этот список можно продолжать очень долго. Но главное, что стоит отметить, — наш университет, его традиции, научные школы и талантливые преподаватели могут разносторонне развить личность студента, который всегда найдёт свое место в профессиональной и социальной сферах.

1296

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*