Семейный ансамбль «Иван да Марья»: «Песня — это разговор с Богом»
В семье отца Иоанна Секирина песня звучит повсюду — на прогулках, за трапезой, в хлопотах по дому, по пути в машине. Красивыми голосами поют все пять дочерей четы, сам отец Иоанн и матушка Мария. А с недавних пор семейный ансамбль «Иван да Марья» вышел на брянскую сцену, с первых концертов очаровав зрителей.
Отец Иоанн Секирин, руководитель Миссионерского отдела Брянской епархии, настоятель храма Блаженной Матроны Московской, начинает свой рассказ о семейном ансамбле с удивительного факта:
— Музыкального образования у меня нет, я слухач и при этом большой любитель музыки. Вырос на песнях Высоцкого и Розенбаума — их слушал мой папа. На этих песнях я самостоятельно освоил гитару. А когда после окончания школы поехал учиться в семинарию, окунулся в церковное сообщество и открыл новые горизонты в музыке.
Я узнал, что в церкви поют не только за богослужением, услышал о таких исполнителях, как протоиерей Олег Скобля, священник из Санкт-Петербурга, о дуэте москвичей — архидьякона Романа (Тамберга) и отца Алексея Грачёва. Их песни особенно тронули. В церковных лавках находил их кассеты и в тетрадку, нажимая на паузу, переписывал тексты, подбирал аккорды. Играл сначала в кругу семинаристов, потом в семье. Мы не профессиональные музыканты, хотя Мария Андреевна получила образование по классу фортепиано.
— Мой отец — священник. Мама всегда в храме столько дел делала! Я видела, как ей непросто, и всегда думала: только бы самой не стать матушкой! — подключается к беседе матушка Мария. — Но сколько бы люди не планировали, всё равно всё сделает Господь. Полюбила семинариста! Брат учился в семинарии, я приезжала к нему в гости, так и познакомилась с будущим мужем. Хотя была уверена: петь и читать в храме точно не стану!
А когда поженились, приехали в село Болото Курской области — к родителям и духовному наставнику супруга. Село небольшое, петь в местном храме некому. Подумала: в селе спою службу разочек, и всё. А настоятель после той службы сказал: «Не смей зарывать талант в землю». Я и сама знаю: тот, кто зарыл талант в землю, лукавый и ленивый раб.
Отец Иоанн: А ещё чуть раньше, когда приехали знакомиться с её родителями, Мария захотела, чтобы я непременно для мамы и папы исполнил…
Мария: Он ведь мне песню написал. После знакомства его отправили на полгода в командировку на Камчатку. Песня эта стала признанием в чувствах. Мы приехали к родителям в райцентр в Волгоградской области. Решили подарить папе гитару — в доме инструмента не было. Купили самую дорогую, которую тогда могли себе позволить. Гитара до сих пор не выходит из строя. Родители её отдали нам, гитара пережила с нами 12 переездов!
— О чём песня?
Отец Иоанн: О моих переживаниях: полюбил девушку, а отправили на край земли. Прежде я своих чувств не открывал — рассказал о них в песне. И это до сих пор единственная песня, которую я написал. Да мы и не думали никогда, что будем выступать на сцене, — играли для себя, для души, для близких друзей.
Разговор по душам
— А помните первое выступление перед аудиторией?
Отец Иоанн: Восемь лет назад по приглашению митрополита Брянского и Севского Александра мы переехали в Брянск. Владыка благословил трудиться в миссионерском отделе епархии. Что такое миссия? Проповедь во внецерковной среде, вне храма. И я решил попробовать реализовать свои умения в беседах с молодёжью.
Вспоминается, когда нам впервые предложили попробовать провести беседы с прихожанами храма в посёлке Свень. Задача была такая: рассказать людям о красоте православия. Сделать это в формате полуторачасовой беседы — дело непростое, ведь православная вера, православная культура — очень многогранны. Тогда и придумали организовать открытое выступление. Вместе с матушкой мы спели под гитарный аккомпанемент. Формат был не концертный, но я заметил, как исчезают барьеры и людям проще становится говорить о вере.
А был и такой опыт — каждый год в Брянске проводится выставка «Свет веры православной». Организуют её возле крупного торгового центра. Мы познакомились со священником, который её курирует, и нам предложили спеть. Одно дело — петь для прихожан храма, другое — для прохожих на улице. Тот импровизированный концерт длился около 40 минут, и я наблюдал, как реагируют люди — подходили прохожие, посетители торгового центра, люди с остановки. У каждого свои дела и хлопоты, а задерживались надолго. И слушали с чистым сердцем!
Как меняется отношение к православной вере, особенно заметно по молодёжи — в малых группах, например в классе. Дети ожидают, что придёт строгий священник, начнёт читать нравоучения, учить жизни. И вот перед ними человек с гитарой. Искренне удивляются: разве такое бывает? Бывает! И чем больше я ищу новый материал, тем больше узнаю примеров, когда духовенство достаточно плодотворно таким образом общается с людьми — через песню, через творчество.
Пять дочерей священника
Супруги Секирины воспитывают пять дочерей. Елизавете — 17, она старшеклассница, учится по классу фортепиано в детской школе искусств № 1 имени Т. П. Николаевой. 16-летняя Анна — студентка первого курса Брянского областного колледжа искусств, обучается на отделении живописи. В детстве обе занимались в городской детской хоровой школе Брянска. Екатерине 14 лет, она, как и старшая сестра, осваивает фортепиано.
«А младшие дома шкодничают! — улыбается матушка Мария. — Ксении 6 лет, Марии — 4 года».
Родители признаются, что специально не занимаются дома с младшими детьми — они по собственному желанию поют, подхватывая за старшими.
Пение в этой семье — естественная потребность. В семейном ансамбле вместе с родителями пока выходят на сцену только старшие — Елизавета и Анна. Руководит своим маленьким самодеятельным коллективом отец Иоанн.
— Недавно идём по парку в центре Бежицы всей семьёй, — рассказывает матушка Мария. — И специально не шёпотком, а в полные голоса запели русскую народную казачью песню «Куда летишь, кукушечка?». Люди оборачивались и, самое важное, улыбались.
А как-то выучили песню в машине, пока ехали в гости на юбилей настоятеля храма в село Болото. Путь долгий, 400 километров. Через проигрыватель в автомобиле включили пару раз и выучили «Как во этом во дому…» Мы как зашли с дороги, прокричали эту песню — громко, звонко. В зале был фурор.
Вообще у нас это частое явление. Кто-то скажет: а давайте колядку новую разучим! А давайте! Или по телефону близкого человека песней поздравить — вся семья с удовольствием подключается.
— Когда дочки впервые вышли на сцену?
Мария: В брянском филиале университета им. Плеханова был организован концерт к Дню матери. Я сшила девочкам нарядные одинаковые юбки, и вместе с нами они вышли на сцену. Девочки — погодки, учились во втором и третьем классе, учились по классу фортепиано, занимались вокалом. Младшей на тот момент было пять лет — сёстры пели, а она просто стояла рядом. Исполняли старинный кант «Слово «мама» дорогое». И было столько аплодисментов! Люди кричали: «Браво!»
А потом девочкам пришлось петь на службах. Когда в микрорайоне на улице Флотской открылся храм Блаженной Матроны Московской, в семье появилась ещё одна доченька, и я не могла её надолго оставлять. Лиза и Аня учились в 4-м и 5-м классах, совсем ещё дети. А нужно кому-то петь! Кто будет? И так стояли у аналоя. Прихожане вспоминают их маленькими — с косичками, в синеньких пальтишках. Представляете, детям вычитать всю службу и спеть!
— А название ансамбля как родилось такое точное — «Иван да Марья»?
Отец Иоанн: С лёгкой руки владыки Александра. Как-то в беседе он первым его произнёс. Мы сами не придумывали, потому что концертную деятельность не планировали, но семейный ансамбль начали приглашать на мероприятия в Брянске. В июне прошлого года на фестивале «Славянское единство-2022» на Набережной ведущий впервые объявил нас как семейный ансамбль «Иван да Марья». А 19 декабря на завершающем концерте фестиваля народной культуры в ДК БМЗ мы исполняли тропарь святителю Николаю Чудотворцу. И там снова нас объявили перед большой аудиторией. Как видите, наш ансамбль совсем молодой.
Казачьи корни
— А что поёте? Какой у ансамбля репертуар?
Отец Иоанн: Начали мы с уже известных нам песен под гитару отца Олега Скобли и архидьякона Романа (Тамберга). Больше всего по душе пришлось — «Русь называют святою». Она стала для нас визитной карточкой. И, конечно, казачий репертуар. К слову сказать, матушка у меня потомственная казачка. Из хопёрских.
В священники меня рукоположили в Волгоградской области, когда приехал познакомиться с родителями невесты. Там и свадьбу сыграли. Митрополит Герман направил нас в казачий город Калач-на-Дону. Там немного соприкоснулся с казачьей культурой и бытом. Для меня всё было в диковинку, и их говор — гутор, и блюда, о которых я никогда не слышал, — каймак, кныш, портошное молоко. И меня это так увлекло! И потом в здании Свято-Духова монастыря, где есть собственная студия звукозаписи, увидел диски Сергея Жарова и его хора. А потом ещё «Казачий круг» Владимира Скунцева — до сих пор один из моих любимых коллективов.
Мария: Как-то к нам в гости приехала моя бабушка Дуся, мы с ней долго не виделись. Она послушала, как поём, и удивилась. Говорит, так её родители пели, их даже репортёр приезжал записывать в селе в Воронежской губернии.
— В каких ситуациях ваша семья поёт?
Отец Иоанн: Когда душа просит! Не по какому-то случаю. Раньше Россия певучая страна была, а сейчас это подзабылось…
Мария: Да у нас старенькая гитара до сих пор на кухне стоит!
Отец Иоанн: И теперь их уже не одна, а три — 12-струнная и две 6-струнные. Концертную гитару подарил один из спонсоров нашего храма — Олег Василенко. Большая ему благодарность. Он родом из Брянска, сейчас живёт в Москве. Очень хорошую гитару помог купить. И руководитель столичного музыкального салона «Гитарный клуб» Александр Михалёв, узнав про семейный ансамбль, сделал хорошую скидку.
— У вас все дети поют. Используете ли песню как инструмент воспитания?
Отец Иоанн: Конечно! Русские народные, казачьи песни говорят о нравах того времени…
Мария: Нравственности, целомудрии, патриотизме.
Отец Иоанн: Репетируя ту или иную песню, обсуждаем содержание с детьми, чтобы сами поразмыслили. Вот простой пример. В Брянске я открыл для себя коллектив «Бабкины внуки». Очень мне понравилось, как они исполняли песню «Озёрушко». В ней казак подзывает девушку ночью к окошку, а она прогоняет: «Ты не мой, я не твоя». Показывается, насколько молодые люди тех времён были тверды в нравственных устоях. Хорошо бы всем молодым людям это помнить, что в отношениях рассудок быть должен!
— Как думаете, зачем человеку нужна песня?
Мария: Песня — это язык души. Где-то даже есть слова: «Люблю — а значит пою». И в псалмах: «Пою Богу моему дондеже есмь». А ещё пение лечит человека. Знаю одну женщину, которая в церковном хоре пела, — так она от астмы излечилась. Дочка наша старшая заикалась, пение её вылечило.
Отец Иоанн: Изначально разговор с Богом — молитва была обличена в музыкальную форму. В красивую, песенную, чтобы не уравнивать себя с Богом — это ведь не с товарищем поговорить. В душе отголосок сакрального есть у каждого человека. Добрая, светлая музыка возвышает, делает человека более чутким к духовному миру. Хорошая песня — это тоже разговор с Богом.
1674
Добавить комментарий