Равные возможности. Как театр помогает людям с особенностями развития
В сентябре прошлого года в Брянске появилась первая театральная инклюзивная студия 18+ «Мы вместе». Создана она в бежицком подразделении Комплексного центра социального обслуживания населения города Брянска. В спектаклях участвуют взрослые люди с расстройствами аутического спектра и другими особенностями здоровья и развития. О том, как маленькая реплика в сказке может изменить жизнь и зачем нужен инклюзивный театр, мы поговорили с социальными педагогами центра.
— Первую сказку — «Зимовье зверей» мы поставили сразу же, как появилась театральная студия, — рассказывает специалист по социальной работе Оксана Булычёва. — Идею вынашивали давно, а всё сложилось, когда в качестве волонтёра в наш центр пришла режиссёр. Она и сейчас помогает писать сценарии. Актёры — участники инклюзивного клуба для людей с ОВЗ «Надежда». В клубе состоят 12 человек от 18 до 37 лет. Постепенно всех задействовали в постановках, даже тех, кто самостоятельно не может участвовать в действии или имеет сложности с речью — мы учитывали это в сценарии. Выпустили уже три спектакля. Были ещё сказки «Три медведя», «Репка». Классические сказки переделываем на новый лад, добавляем новых персонажей, реплики. Вместе с особенными актёрами в спектаклях участвуют студенты-волонтёры.
Как родилась студия?
В каждом районе города в составе Комплексного центра социального обслуживания населения города Брянска действуют отделения дневного пребывания и социальной реабилитации — сюда приходят на занятия дети с ОВЗ, активные пенсионеры, а несколько лет назад во всех районах города появились инклюзивные клубы для взрослых. На базе такого клуба «Надежда» в Бежице и была организована первая в Брянске инклюзивная театральная студия.
— Большую часть времени люди с ограниченными возможностями здоровья находятся дома или в больницах, в современном мире им не хватает живого общения, особенно взрослым, — поясняет социальный педагог Татьяна Чиркова. — Инклюзивный клуб — это пространство, где все разные, но каждый чувствует себя нужным в окружении сверстников, успешным и самостоятельным.
Постановки в театре короткие — всего 3–4 минуты. Декорации и костюмы изготавливают сами работники центра. Например, «лапы» для трёх медведей сшили из старой дублёнки, а маски нарисовали педагоги-художники.
Чтобы эффектно выступить перед зрителями, начинающим артистам приходится преодолевать не только вполне очевидное волнение, но и особенности своих диагнозов, которые оказываются не такими и страшными, когда тебя любят и понимают. Прекрасно двигаются те, кого не слушается тело, читают длинные реплики ребята, которым едва удаётся говорить, все улыбаются и счастливы — всё это инклюзивный театр.
У каждого актёра — своя непростая история. У 23‑летней Тани детский церебральный паралич, из-за которого красивой и умной девушке сложно говорить и постоянно приходится преодолевать тремор рук. Вместе с тем она получила образование — сама стала социальным работником, отучилась на курсах по графическому дизайну, живёт отдельно от родителей и мечтает найти работу, соотносимую с её непростым диагнозом. Другой артист театра — Влад из-за особенностей развития не мог посещать даже школу, а сейчас с удовольствием занимается творчеством в кружках и выступает на сцене. Есть ребята с тяжёлыми генетическими нарушениями, которых нужно подвести за ручку и показать, что нужно сделать. Так они по-особенному взаимодействуют с этим миром, и педагоги буквально за ручку приводят их в сказку.
— У нас есть парень, который в 21 год потерял интерес к жизни, в центр он приходил на занятия с психологом, а на творческих мастерских обычно сидел в уголке, совершенно замкнутый в себе, — рассказывает Оксана Булычёва. — И всего за год он сумел раскрыться! Улыбается, участвует в разговорах, шутит. Им здесь комфортно, они нашли друзей, их здесь понимают.
Студенты, которые проводят с ними 2–3 недели на практике, волонтёры во время общения начинают понимать этих ребят и по-настоящему с ними дружить. А это лучшая терапия!
«Надежда» побеждает!
Занятия в клубе «Надежда» проводятся дважды в неделю. Участники клуба занимаются лепкой, рисованием, сажают небольшой огород на участке («Вот он, наш огород, на подоконниках!» — указывают специалисты на рассаду, которую ребята скоро сами будут высаживать на грядки).
— У нас действуют программы, где мы учим молодых людей складывать вещи, застёгивать пуговицы, вести домашнее хозяйство, — продолжает Татьяна Чиркова. — Есть направление работы «Светская жизнь»: посещаем достопримечательные места и культурные учреждения. Побывали уже в планетарии, Свенском монастыре, на Партизанской поляне, в кино, театре кукол, раз в месяц обязательно ходим в библиотеку.
К слову, в детской библиотеке № 8 состоялся первый публичный показ спектаклей театра «Мы вместе». В качестве зрителей пригласили младших школьников, которые искренне следили за происходящим на импровизированной сцене. Педагоги говорят, что выбор зрителей был чуть ли не решающим фактором: оказывается, дети младшего возраста — самые толерантные слушатели. Потому что любой смешок из зала или переключение внимания на смартфон незаслуженно могли обидеть актёров, которые действительно многое сделали и преодолели, чтобы постановки выглядели такими эффектными.
У театра «Мы вместе» есть уже и первая победа — в Международном конкурсе для участников с ограниченными возможностями здоровья «Жар-птица России» коллектив стал лауреатом II степени со своей сказкой «Репка».
Как признаются создатели театра, инклюзия помогает принимать людей с особенностями такими, какие они есть — личностями, которые могут сделать гораздо больше, чем от них ожидает общество.
Всего за 2022 года реабилитацию в Комплексном центре социального обслуживания населения города Брянска прошли 356 детей-инвалидов: почти каждый третий ребёнок с ОВЗ. Инклюзивные клубы для взрослых с ОВЗ созданы в каждом районе, их посещают 42 человека.
Елена Антощенко, директор Комплексного центра социального обслуживания населения города Брянска:
— В нашем учреждении разработаны и успешно функционируют 26 инновационных технологий. В 2022 году были внедрены такие технологии, как «Уголок живой природы» (в Фокинском районе), который создан для того, чтобы расширить у детей с ОВЗ познания об окружающем мире; театральная студия «Мы вместе»; «Социальная няня» — предоставляется в форме социального обслуживания на дому детям-инвалидам в виде кратковременного присмотра в рамках индивидуальной программы; «Школа активного долголетия» — поддержание уровня работоспособности и продление активной
творческой жизни у граждан пожилого возраста.
Ещё одна наша гордость — «серебряные» волонтёры — жители Брянска в возрасте от 50 лет и старше, которые занимаются благотворительной деятельностью в форме безвозмездного труда. Всего на платформе «ДОБРО.РФ» зарегистрировано уже больше 100 брянских волонтёров «серебряного» возраста. Они выступают с самодеятельностью в брянских колониях, помогают убрать дворовую территорию одиноким пожилым людям, участвуют в региональном проекте «Выходные без одиночества» — посещают одиноких людей, беседуют, организуют досуг, а также во всероссийских благотворительных проектах «Бабушкина забота» и «Тепло для героя» — вязали вещи для жителей ЛНР и ДНР, для солдат. В каждом районе организованы клубы для пожилых людей, они объединяют 138 участников.
В 2021 году ещё один наш значимый проект «Микрореабилитационный центр» победил в грантовом конкурсе, который проводил Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На средства гранта мы приобрели необходимое оборудование, обучили специалистов. Теперь такие центры есть в каждом районе города. Наши специалисты — логопед, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, психолог, инструктор АФК — посещают на дому детей, которые в силу ограничений по здоровью не могут сами прийти в отделение дневного пребывания. Всего социальные услуги получили 48 детей и 96 взрослых, теперь продолжаем эту деятельность уже за рамками проекта.
Активно привлекаем к работе волонтёров — студентов Брянского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, Брянского кооперативного техникума, Брянского техникума профессиональных технологий и сферы услуг, БГУ им. академика И. Г. Петровского, других учебных заведений. В основном это будущие социальные работники, которые часто после практики пополняют штат наших сотрудников.
Убеждена, что все наши проекты удалось воплотить в жизнь, потому что в социальной сфере нет случайных людей: помощь людям — это не профессия, а призвание!
Александра Савелькина
1328
Добавить комментарий