Детский телефон доверия: 11 цифр, которые должен знать каждый ребёнок
Маша (имя изменено) поняла, что не хочет умирать, когда уже проглотила горсть таблеток. Родителей не было дома. Девочка нашла в школьном дневнике листочек с номером детского телефона доверия и призналась оператору, что совершила попытку суицида. Время шло на минуты. Оператор, опытный психолог, уговорила девочку назвать адрес и открыть дверь. Бригада скорой помощи обнаружила подростка уже без сознания, но ребёнка удалось спасти. Такие случаи в Брянской области, к счастью, огромная редкость. Однако каждый ребёнок должен знать, что он может получить квалифицированную помощь — анонимно, круглосуточно и бесплатно, даже если сломалась любимая игрушка, боишься экзаменов или случилась несчастная любовь.
Комментирует Уполномоченный по правам ребёнка в Брянской области Инна Мухина:
— За 13 лет работы в регионе на детский телефон доверия поступило свыше 90 тысяч звонков, из них более 50 тысяч — от детей. Как известно, за помощью обращаются не только дети, но и их родители, законные представители, чтобы разобраться, как справиться с ребёнком в том или ином возрасте, разрешить конфликты, ситуации «отторжения», непонимания, почему родители перестают быть значимыми людьми в жизни ребенка.
В 2022 году на детский телефон доверия поступило 6976 обращений, из них 4248 — от детей. Вопросы, с которыми обращаются дети, совершенно разные — межличностные отношения со сверстниками, школьные конфликты, неразделённая любовь, проблемы отцов и детей, суицидальные мысли. Стоит отметить, что наблюдается снижение количества случаев самого печального исхода — детского суицида: в 2021 году — 7 трагических случаев, в 2022 — 6. Значительно меньше попыток суицида: в 2021 — 27, в 2022 — 14. Это результат слаженной работы всех служб системы профилактики.
Вместе с тем появляются новые вызовы «цифрового» времени: растёт количество угроз, связанных с вовлечением детей в деструктивные сообщества посредством сети Интернет, проявления шантажа в социальных сетях, травля переходит в новое цифровое пространство.
За последнее время на порядок выросло число обращений в адрес Уполномоченного по правам ребёнка, касающихся школьной травли — буллинга. Всем известная повесть «Чучело» Владимира Железнякова — это яркий пример того, как это происходит. Объектом буллинга может быть выбран любой ребёнок, даже тот, кто, по мнению неформальных лидеров, плохо одет, носит очки или у него не такой «крутой» телефон. Только хвалиться нужно не тем, какие у тебя вещи, ведь дружить будут с человеком, который поддержит, не предаст, будет искренне радоваться твоим успехам.
Важно подчеркнуть, что детский телефон доверия — одна из составляющих масштабной профилактической работы в регионе, но дополнительно практически в каждой школе создана служба школьного примирения. В неё входят профессиональные психологи, которые прошли курсы медиации и помогают детям, учителям, родителям прийти к разумному компромиссу, не довести ситуацию до безысходности. Мы прекрасно понимаем, что школа — второй дом, поэтому так важно обеспечить каждому ребёнку комфортное обучение.
В свою очередь совместно с адвокатами, сотрудниками прокуратуры, Следственного управления организуем выезды в школы, выступаем на родительских собраниях, где рассказываем о службе детского телефона доверия.
Особое внимание уделяем работе с воспитанниками Брянской воспитательной колонии, в которой отбывают наказание свыше 70 детей из разных регионов ЦФО, а также детям, состоящим на профилактических учётах.
Самое главное в детском телефоне доверия — и практика это показала — каждый ребёнок будет услышан, ему никогда не откажут в анонимной квалифицированной помощи.
Брянская область подключилась к единому номеру всероссийского детского телефона доверия в октябре 2010 года. Психологи дежурят на круглосуточной горячей линии в четырёх учреждениях Брянска. По условиям анонимности мы не называем ни учреждения, ни фамилии психологов, которые принимают звонки. Но можем рассказать о случаях, с которыми обращаются дети, подростки и их родители, позвонив по номеру 8–800–2000–122. Этот номер есть на информационных стендах в каждой школе.
Анжелика К., педагог-психолог первой квалификационной категории:
— С одним клиентом мы общались на протяжении нескольких лет: он звонил регулярно, его историю жизни знают все консультанты, которые принимают звонки. Начиналось всё с мелких бытовых проблем: какой подарок выбрать маме, меня кто-то обидел… Но иногда были и вопросы посложнее, которые помогали подростку справиться со сложностями в жизни.
В основном дети обращаются с проблемами, которые возникли не вчера. Проблемы с родителями, сверстниками, как правило, копятся долгое время, и появляется какой-то «катализатор», который делает ситуацию невыносимой — «последняя капля», которая заставляет что-то делать, искать выход. Отрадно, что современные дети сами проявляют инициативу. Ещё лет двадцать назад подростки не доверяли психологу, воспринимали как взрослого, который будет читать нравоучения. Сейчас дети более охотно пользуются помощью специалистов.
Наша основная задача — работа с чувствами, эмоциями. Снятие эмоционального напряжения — это база, для того чтобы дальше человек мог решать свои проблемы. Но если ребёнок в стрессе, у него «туннельное мышление». Он видит только одну точку впереди. Это нормальная реакция, это присуще всем людям. При этом важно понимать, что психолог — не всесильный оракул, мы не знаем ответы на все вопросы, а ищем их вместе с клиентом в процессе беседы. Выясняем какие-то дополнительные обстоятельства, проясняем ситуацию и уже совместными усилиями обсуждаем все варианты. Сам человек приходит к решению, мы просто идём рядом.
Меняются ли со временем проблемы, с которыми обращаются дети? Да, ещё лет десять назад случаи селфхарма — самоповреждений — были редкостью, а сейчас они, увы, не единичные. Шантаж в социальных сетях — тоже признак новой «цифровой» реальности. И с этим детям тоже нужно как-то бороться и справляться. А ещё современные дети часто не желают взрослеть! Выгодно быть вечным ребёнком: пользоваться благами, как взрослые, — вступать в отношения, получать определённые свободы, но не брать на себя ответственность за поступки.
Первое время, когда служба только появилась, были звонки-развлечения. «Я тут стою на крыше…» — и смешок в трубку. И на конференциях психологов, обсуждая этот вопрос, решили: звонят — значит проверяют, работает ли служба, поднимут ли телефон, будут ли меня слушать. Разработаны алгоритмы, как отвечать в таких случаях. Консультант, даже понимая, что это злая шутка, реагирует на звонок с полной серьёзностью и уважением. И ребёнок понимает: если
будет сложно, я позвоню и меня выслушают.
17 мая отмечается Всемирный день детского телефона доверия, и мы заметили, что в этот день большинство звонков — это благодарности и поздравления.
Елена Г., социальный педагог:
— На номер телефона доверия позвонил ребёнок — младший школьник, который нечаянно закрылся в квартире. Ему было страшно находиться одному взаперти, а маме нужно было время, чтобы добраться с работы. Самое главное в такой ситуации — успокоить, хоть подростка, хоть малыша. Мы начали с дыхательной гимнастики, потом перешли к физическим упражнениям — он отжимался, а я с телефоном приседала. Попросила достать его любимую настольную игру, сама разложила перед собой самодельные карточки-бумажки. Проигравший должен был выпить 5 глотков воды. Бросали об стену попрыгун. Мы с ним взаимодействовали, тревога ушла. Тут уже дверь открыли, мама пришла. А он со мной дальше продолжал играть. Кризис — это не только насилие и жестокое обращение. Для каждого возраста кризис свой.
Маленькие детки — маленькие бедки. Бывает, хомячок умер или мама отказалась купить велосипед. Но основная масса обращений исходит от детей подросткового возраста, а среди них наиболее частые — взаимоотношения с противоположным полом или когда дети видят несправедливость в школе — в отношении к подростку со стороны учителя, сталкиваются с буллингом, переживают непонимание своих интересов дома, в семье.
«Группы смерти» в интернете — ещё одна опасность, с которой сталкиваются дети. Был случай, когда позвонила младшая сестрёнка девочки-подростка и призналась, что боится, вдруг её сестра — в «Синем ките», опасной суицидальной игре. Мы обсудили с ней эту ситуацию, попытались снизить уровень тревоги, подумали, к кому из взрослых обратиться (ребёнок не может воздействовать на сестру, но может обратиться за помощь к взрослым), продумали алгоритм действий. Девочка поняла, как действовать. При этом сами дети, которые находятся в деструктивных сообществах, не видят в этом ничего опасного.
Ситуации бывают разные. Обратилась девочка-подросток: была любовь с мальчиком, но когда девушка узнала, что беременна, мальчик струсил и не поддержал. В тот момент о беременности знали только юные родители, девочку охватывал страх — что будет дальше. Вместе с ней мы искали правильные шаги к принятию её личного решения. Я предложила методику: нарисовали шкалу, отметили в середине точку — это она сегодня в том состоянии, в котором находится. Я предложила отмерить на шкале точку, которая будет указывать на то, какая она через год, если она оставит жизнь ребёнку. А в другую сторону — точка на шкале, если решит не сохранять. И она описывала, что происходит, какие люди вокруг. Решение было принято ею самой: сохранить беременность.
Важно, что у детей ломается стереотип, что психолог, взрослый — это всегда нравоучение. Дети доверяют психологам, и это ценно. Но самое главное в любой ситуации — не зацикливаться на той секунде, в которой страшно, опасно, стыдно.
Татьяна Н., педагог-психолог:
— Я дежурю на телефоне доверия ночью, в выходные и праздничные дни. Подсчитали статистику, и оказалось, что бывают дни и месяцы, когда количество звонков заметно уменьшается или возрастает. Например, на Новый год очень мало обращений, а после Пасхи не было звонков три дня. Очевидно, что в эмоционально значимые для большинства людей праздники тревоги уходят на второй план.
Снижение обращений наблюдается и по месяцам. Так, меньше всего звонков в июне — первом месяце каникул, а больше всего в январе — в этом году было больше 300 звонков, которые принимали специалисты только нашего центра. Самый большой показатель за сутки — 56 обращений. Стали разбираться, в чём причина, выяснилось: перед этим запустили рекламу детского телефона доверия в Тик-Ток.
С чем обычно звонят? Больше всего звонков поступает от несовершеннолетних в возрасте от 12 до 17 лет. И здесь на первом месте проблемы взаимоотношений. Различные! Поиск либо отсутствие друзей. Влюблённости. Восприятие себя как личности, поиск жизненного пути — это меня примиряет с поколением. Я понимаю, что есть дети, которые задумываются об экзистенциальных проблемах.
Достаточно большой процент обращений — проблемы с родителями. Родители звонят — жалуются на проблемы с детьми. И обычно это связано с поведением, но чаще переживают из-за школы: когда ребёнок отказывается ходить на уроки, потерял интерес к учёбе.
Иные взрослые — а есть и такая категория — чаще звонят по собственным проблемам, потому что не знают, куда обратиться. Поэтому мы составили список номеров, где взрослым можно получить такую поддержку. «Взрослые» телефоны доверия есть по вопросам зависимостей, тяжёлых заболеваний — советуем, где им смогут помочь.
Не зря наши предки придумали пословицу: утро вечера мудренее. Звонки с признаниями о суицидальных намерениях начинаются, как правило, после 9–10 часов вечера. И если посмотреть наш журнал, то разговоры длительностью более 30 минут — те самые случаи. Достаточно часто звонят те, кто уже пробовал суицид, но, к счастью, вовремя остановился. Дети признаются: я не хочу жить. Ну, давай разбираться: раз ты сюда позвонил, то тебя что-то останавливает. Давай подумаем что. И оказывается, причин множество!
Хочу подчеркнуть, как слаженно и деликатно работают все связанные с телефоном доверия службы. Однажды поступил звонок от «иного взрослого». Женщина в возрасте рассказала, что у её дочери есть 14-летняя крестница. Некоторое время назад она вместе с мамой и младшей сестрёнкой переехала в другой регион: мама вышла замуж. И девочка рассказала крёстной, что боится домогательств отчима. Никто не знал точно, правда это или нет. Был не известен и точный адрес девочки, только населённый пункт. Мы сообщили куратору детского телефона доверия — на тот момент Алле Петровне Любомудровой. Она связалась с куратором детского телефона доверия в той области, куда переехала семья, та в свою очередь — со службами на местах. В посёлке нашли ребёнка, который недавно переехал из Брянской области. Социальный педагог в школе поговорила с девочкой, она, видимо, поведала такие подробности, после которых местные службы начали действовать. В конце концов выяснилось, что отчим уже оборудовал подвал, где собирался содержать девочку, когда она закончит 9 классов. И такие истории случаются. К счастью, со счастливым финалом.
Кстати, на телефон доверия можно звонить не только когда ребёнок в беде. Я говорю детям: даже если хочется просто поговорить, плохое настроение — позвони, не скрывай этого, не придумывай ничего. Скажи: мне так плохо, можно вы со мной поговорите? И мы будет болтать так, как ты захочешь.
Алла Беликова, специалист Брянского областного психологического центра:
— В этом году исполнилось 30 лет с тех пор, как начал действовать Брянский областной психологический центр, на базе которого, в том числе, заработал и детский телефон доверия.
С тех пор служба экстренной психологической помощи области прошла разные этапы: узнавание, формирование доверия, специальное обучение консультантов, подключение к общероссийскому номеру, переход на круглосуточный режим, участие во Всероссийских конкурсах, обмен опытом на международном уровне. Но всегда главной миссией Детского телефона доверия была и остаётся оперативная доступная психологическая помощь в трудных ситуациях и формирование культуры обращения за психологической помощью и поддержкой как у детей, так и у взрослых.
И я очень горжусь нашим регионом: когда в сентябре 2010 года единый номер детского телефона доверия 8–800–2000–122 заработал в Москве, меньше чем через месяц, 1 октября, к такой важной и необходимой службе подключилась Брянская область. В числе первых в стране!
1315
Добавить комментарий