воздушные гимнасты АНДРЕЕВЫ: полёты во сне и наяву
Воздушная гимнастика на ремнях — один из самых сложных и зрелищных жанров циркового искусства. Трюки на стропах непросто выполнить даже подготовленному спортсмену, при этом воздушные гимнасты делают это на высоте 6-этажного дома без страховки! Одним из самых известных представителей редкого циркового мастерства в России стал уроженец Брянска Сергей Андреев. Первое интервью с воздушным гимнастом мы делали в 2011 году («Брянская ТЕМА», №10, 2011) после триумфа его номера «Рождение Будды» на фестивале в Испании. В этот раз в родной город он вернулся с дочкой Анастасией, теперь уже тоже артисткой цирка.
В Брянске Сергей и Анастасия Андреевы выступали в цирковом спектакле «Девочка и слон» — трогательной сказке для детей и взрослых по мотивам рассказа Александра Куприна. В шоу слонов Андрея Дементьева-Корнилова изящная 25-летняя Анастасия исполняет главную роль и на протяжении всего представления находится на манеже. В белокуром кудрявом парике и стилизованной пижаме начала прошлого века мама 4-летней дочки действительно похожа на девочку. Да так, что дети в зале то и дело изумлённо вздыхают: «А как же родители пустили девочку одну на арену?»
— И действительно — как? — спрашиваю у Сергея Андреева, знаменитого Будды российского цирка, имея в виду первый выход Насти на манеж.
Сергей: Вы про первый полёт? В то время мы с Андреем Дементьевым-Корниловым репетировали номер «Рождение Будды», это была его дипломная работа в качестве режиссёра. Насте было пять лет. Она со своей мамой часто присутствовала на моих репетициях в качестве зрителя и всегда с большим интересом наблюдала за моей работой. И вот однажды мы, родители, решили поднять дочку под купол цирка, а это около 18 метров высоты.
Анастасия: Всё случилось неожиданно. Папа зарядил мои руки в ремни, и не успела я опомниться, как уже была под куполом цирка! Помню свои ощущения…Это как будто катаешься на качелях и в животе всё сжимается, и дух захватывает! Глядя вниз я ощутила, насколько я маленькая и как далеко до манежа.
Своё детство до 7 лет я провела, можно сказать, за кулисами цирка. Когда пришло время поступать в первый класс, мы с мамой вернулись в Брянск, где я и осталась на весь период обучения в общеобразовательной школе. Первое время после гастрольной жизни постоянно находиться на одном месте было так непривычно, что я этому искренне удивлялась.
— А первое выступление в цирке когда случилось?
Анастасия: Тоже ещё в дошкольном возрасте. В то время цирк Таисии Анатольевны Корниловой гастролировал с программой «На слонах вокруг света», где в одной из реприз мы, цирковые дети, должны были по сценарию отнимать чемодан у клоуна Паганеля. Мы по очереди забирали чемодан, бежали с криком «А-а-а!» и ставили его в центр манежа. Когда очередь дошла до меня, я споткнулась о высокий барьер и упала так, что произошёл незапланированный трюк — меня, говоря профессиональным языком, загнуло в заднюю складку, как художественную гимнастку. В этот момент все замерли — и в зрительном зале, и за кулисами. Но я не растерялась, встала и, как ни в чём не бывало, побежала дальше. Все облегчённо выдохнули. Кстати, это была моя первая оплачиваемая работа. Мне заплатили 50 рублей, я осталась довольна.
«Девочка и слон»
— Настя, вы по образованию педагог, окончили Брянский государственный университет, кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике. А как вышло, что стали работать в цирке?
Анастасия: Это было в 2015 году. Я только окончила школу. Знала, что папа работает в Сочи, и решила к нему поехать отдохнуть. И так получилось, что статистка из программы заболела и её нужно было заменить в нескольких представлениях. Тогда я много чем помогала: раздавала рекламные листовки на набережной, участвовала в цирковых кавалькадах. Так и осталась гастролировать дальше.
— Сергей, а когда вы серьёзно стали воспринимать дочь как партнёра для номера?
Сергей: Поначалу Настя была дополнением моего образа в цирковой программе «Инди-Ра» — это образы индуистских божеств Кришны и Вишну. Настя выполняла там несколько трюков. Именно тогда, даже в малом, я увидел в ней задатки незаурядной воздушной гимнастки. В паре мы выступали в разных программах и разных образах. В программе «Девочка и слон» у меня и у неё сольные номера. Это Настин дебют как воздушной гимнастки со своим номером.
— В каких российских городах успели побывать с программой «Девочка и слон»?
Сергей: Сочи, Ростов-на-Дону, Воронеж, Рязань, Курск, Ярославль, Тула, Саратов, Брянск.
— Настя, а как вы узнали, что будете исполнять в спектакле главную роль?
Анастасия: Мы были в Сочи, когда в 2020 году была объявлена самоизоляция. Отработали всего два представления. Помню, как выполняли упражнения возле номера в коридоре или на заднем дворе гостиницы — чтобы не потерять форму. И тогда к нам приехала новая театральная команда во главе с преподавателем школы-студии МХАТ Юрием Квятковским. Сказали, что будет постановка по мотивам рассказа Куприна, «где ты (показывают на меня) будешь исполнять главную роль».
Учитывая мой рост в 154 см, новость меня не сильно удивила, но это было немного неожиданно. А потом, когда мы уже начали работу, подошёл Андрей Дементьев-Корнилов и сказал: «Ты знаешь, что будешь в манеже с Преттькой одна?» Претти — это большая слониха…
— … та самая, которая однажды откинула вашего отца хоботом на два метра?
Сергей: Да, было дело. В Оренбурге во время репетиции. Слонихе не досталось угощения, она зажала в угол ассистента дрессировщика, а когда я попытался заступиться, откинула меня на два метра.
Анастасия: Слоны — добродушные животные, обладают хорошей памятью, но очень своенравные. Мы каждый день с утра по часу репетировали с Претти, и когда стало получаться, в душе появилась надежда, что я смогу справиться без дрессировщика.
— Как нашли подход к слону?
Анастасия: Я анализировала, как двигается Андрей, как говорит на репетициях — перенимала его повадки и искала свой подход к животному. Были случаи, когда я говорила команду, а слониха делала вид, что не слышит. Сложность была ещё и в том, что спектакль — сказка, зритель не должен замечать команд, всё должно быть естественно и непринуждённо.
— А какие вы на самом деле даёте команды слону?
Анастасия: «Апорт» — она берёт хоботом мою руку и подтягивает меня к себе. «Пируэт» — кружится. «Шлёп-шлёп» — хлопает хоботом меня по руке….
— Получается, в этом спектакле вы и гимнаст, и дрессировщик, и актриса…
Анастасия: Да. И я, и мой папа — разноплановые артисты. Папа одно время занимался даже дрессурой поросят. А моя мама, в прошлом работая в цирке, была и гимнасткой, и клоуном.
В спектакле «Девочка и слон» самым важным для меня было передать все нюансы и стадии постепенного перехода «девочки» от одного эмоционального состояния к другому: от сна к реальности, от страха к заинтересованности, от апатии к воодушевлению, от нерешительности к целеустремлённости и вере в собственные силы. Передать именно детскими жестами, позами, эмоциями и движениями то, что ощущает и испытывает «девочка», так чтобы зрителям это было понятно. Я наблюдала за дочкой Авророй, за её манерой поведения и движения из жизни перенесла в манеж..
Сергей: Только в жизни все движения обычно «короткие», «мелкие», а на манеже те же движения выполняются как бы с размахом. Вот и вся разница. Ещё цирковой артист всегда обязан помнить, что на арене цирка, в отличие от театральной сцены, обзор 360 градусов, и нужно уметь себя преподносить красиво сразу со всех ракурсов.
— Аврора тоже, как говорят в цирковой среде, — ребёнок «из опилок»?
Анастасия: Да, можно и так сказать. Гастролировать вместе с дочкой я стала, когда ей было около года с половиной. Как и любой другой ребёнок, она проявляет интерес ко всему новому. И уже летала вместе со мной под куполом цирка.
Застрять на высоте
— Анастасия, вы по образованию — педагог. По профессии успели поработать?
Анастасия: Да, когда была в декрете. Помогала супругу, он бывший спортсмен, мастер спорта по акробатике, какое-то время работал в цирке на Цветном бульваре, сейчас преподаёт детям спортивную акробатику. Мне дали группу дошкольников, я их тренировала.
— Какие планы у вас на ближайшее время?
Сергей: Сейчас у нас отпуск. В планах отдохнуть, восстановиться, провести время с любимыми и близкими людьми. У нас был очень насыщенный график. Почти год длились гастроли в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского. Там мы работали в составе цирка братьев Запашных в программе «Страшная сила» и в новогодней сказке «Заколдованная», всего было около 250 представлений. Но, кстати, бывало и больше — во время гастролей в Японии за 2,5 месяца мы показали 136 представлений.
— Помню, когда разговаривали с вами двенадцать лет назад, вы придерживались вегетарианства, практиковали медитацию…
Сергей: На протяжении многих лет это мой образ жизни, он остался прежним. И отчасти это отражается на сценических образах.
— А хобби? Читала, что Настя тоже приобщилась к восточным практикам, например, стоянию на гвоздях, медитациям.
Сергей: Главное наше хобби — это наша работа. И это не изменится никогда.
— Воздушная гимнастика — на ремнях, где не предусмотрена страховка. А в вашей совместной практике уже были случаи, связанные с опасностью?
Сергей: Перед каждым выступлением важно проверять оборудование. Но иногда опасные моменты всё же случаются. В Гомеле во время выступления заклинило лебёдку. Я повис в воздухе и держал Настю за руку. Ассистент не знал, что есть ручной спуск. Начал суетиться. И попросил Андрея Дементьева-Корнилова, который был в этот момент на слоне, подъехать и забрать Настю. Потом сняли и меня. Зрители стали нам аплодировать, а мы начали работу заново.
— А в Брянске во время гастролей происшествий не было?
Сергей: Во время гастролей в Брянске были только приятные моменты. Цирковой спектакль посмотрели многие наши родственники. Все остались в восторге от представления!
Анастасия: В Брянске публика приятно удивила! Первый раз за два года гастролей «Девочки и слона» во время эпилога, когда зазвучала финальная музыка, зрители включили на телефонах фонарики. Это было очень приятно! Мне кажется, люди в Брянске стали добрее, и я по-настоящему начала понимать, что значит скучать по родному городу.
В ТЕМУ!
Константин Мазурин, директор Брянского государственного цирка:
— Уроженцы Брянской области выступают в известных цирковых коллективах, работают в разных жанрах и номерах, однако в большинстве случаев это сольные артисты. Андреевы — на сегодняшний день единственная династия из Брянска, выступающая в государственных цирках страны, да ещё и занятые в таком сложном жанре, как воздушная гимнастика. Искренне гордимся нашими земляками и желаем им дальнейших успехов! В настоящее время брянский цирк ушёл на каникулы. Продолжаются ремонтные работы, начались репетиции новой программы, которая порадует зрителей в конце июля.
3285
Добавить комментарий