Мерч приближается: зачем Брянску айдентика и что это такое?

Любой город — это больше, чем просто его физические границы, история или набор достопримечательностей. У каждого есть свой характер, привычки и образ жизни, а чтобы это подчеркнуть, для городов создают узнаваемую визуальную айдентику — набор графических элементов для формирования первого впечатления. Тем, как Брянск будут «встречать по одёжке», серьёзно озадачились ребята из студии «Стоп дизайн»: они провели опросы жителей города и готовятся презентовать «народную айдентику» Брянска. На наши вопросы отвечает один из авторов проекта дизайнер Кирилл Финенко.

Мерч приближается: зачем Брянску айдентика  и что это такое?
Молодёжи важно показать, в каком замечательном городе мы живём. Что есть смысл остаться здесь, приземлиться, самореализоваться в Брянске.

— Кирилл, до того как вы начали разрабатывать айдентику областного центра, студия реализовала другой «городской» проект — гастрокарту Брянска. Расскажите, как всё начиналось.

— Студия зарабатывает коммерческими проектами, но нам всегда хотелось чего-то большего: взаимодействовать с горожанами, сделать что-то значимое для Брянска. Первым проектом был совместный мерч для разных заведений общепита. В основном это были наши клиенты, и мы предложили наладить тёплую коммуникацию между заведениями. Выпускали серию сумок-шопперов, футболок с изображением узнаваемых зданий, карты города.

— Для заведений это дополнительная реклама. А мне, жителю, зачем покупать такую футболку?

— Показать, какой у нас классный, уютный город! Мерч особенно нравился подросткам, они с удовольствием раскупали футболки с забавными принтами. Несколько иначе получилось с гастрокартой. Карту с городскими достопримечательностями и заведениями общепита мы планировали адресовать гостям города. Все затраты делили на количество участников, распространяли бесплатно. Первый тираж был около 1000 экземпляров, думали, что этого хватит на год. Тираж разошёлся за месяц. Оказалось, проект интересен не только туристам, но и горожанам. Выпустили уже третий тираж! Развиваем телеграм-канал, где публикуем анонсы гастрономических событий и делаем еженедельную подборку специальных предложений в кафе и ресторанах. Всем этим пользуются жители города.

— Это был ваш первый проект, адресованный широкой публике. А теперь объясните простыми словами, что такое «народная айдентика» и зачем она нужна Брянску?

— Айдентика — это набор фирменных элементов бренда: шрифты, графика, цвета, работа с растром, вёрстка, объединённая общей идеей. Городская айдентика — всё то же самое, только объектом выступает не бренд, а город.
В сегменте брендинга у нашей студии более чем достаточно таких кейсов, большая часть — успешные городские проекты в сфере общепита. Сотрудничали с Российским движением школьников, агентством «Росмолодёжь». Это наш основной вид деятельности и основной интерес. Постепенно набираясь опыта, стали смотреть на другие города, на их позиционирование и поняли, что наш город не имеет какого-то чёткого образа, который помогал бы донести до россиян, что такое Брянск.

Почему «народная»? Хочется не заиграться в дизайн и сделать что-то не авангардное, а наоборот, понятное большинству горожан — разработать хороший визуальный продукт, который был бы универсальным для понимания разной аудиторией. Поэтому встречаемся с горожанами, просим делиться мнением, участвовать в формировании айдентики города.

— Приведите пару примеров успешной айдентики на уровне страны.

— Ижевск, Тюмень, Сольвычегодск, Тихвин… В каждом случае интересно обыгрываются достопримечательности, какая-то городская особенность. Например, особенность навигации в Тюмени — на пути от центра к современным кварталам меняется шрифт в адресных табличках: от антиквы с европейскими и русскими мотивами до чёткого, строгого гротеска. А для Сольвычегодска дизайнеры придумали особенную карту: она чёрно-белая, напоминает рентгеновский снимок — чем ценнее здание с исторической точки зрения, тем ярче оно на карте.

«Котики» и ели

— Лес, картофель, Десна, квас, вагоны… Исходя из данных проведённых вами опросов, с чем у горожан и гостей города ассоциируется Брянск?

— Самые частые ассоциации — ели, партизаны, зелень («зелёный город»), Свенский монастырь, «котики» Брянского молочного комбината — любопытно, что их называли в основном уроженцы Брянска, переехавшие в другие регионы.

Из самых неожиданных — фрикативный «Г». Хотя, по моему мнению, речь молодых людей от «гэканья» уже избавилась. Ассоциации у тех, кто не живёт в регионе, часто сводятся к мему «Брянск — это город в Белоруссии или Украине?». Жители мегаполисов уверены, что Брянск — «глухая провинция», «серое пятно», о котором мало что известно на федеральном уровне.

— Звучит обидно…

— Вовсе нет! Нужно недостатки превращать в преимущества. Если о городе ничего не известно, этим нужно воспользоваться и рассказывать о себе с помощью позитивных ассоциаций, которые будут цеплять зрителя, запоминаться.

— А что говорят о личностях, с которыми ассоциируется Брянск?

— Валентин Динабургский, Фёдор Тютчев, Алексей Толстой, Пересвет, Наум Габо…

— Как искали нужные ассоциации? Как проводили исследование?

— Нашу идею поддержал депутат Государственной Думы Николай Алексеенко: собственно, благодаря его помощи проекту был дан старт. А обратились к нему по совету знакомого, который подсказал, что можно написать в телеграм-бот приёмной депутата. Мы буквально пришли «с улицы» со своей инициативой. Потом проект поддержала глава города Брянска Марина Дбар. Нам сразу помогли с поиском площадок для коммуникации с жителями. Мы провели лекции и опросы общественного мнения не только онлайн — среди молодёжи, но и в бюджетных заведениях города — ДК им. Медведева, БГТУ, Брянском строительном колледже, школе искусств им. Т. П. Николаевой, администрации Брянска. В опросах поучаствовали порядка 1000 человек разного возраста, разных профессий.

— Кроме опросов, какими источниками пользуетесь?

— Консультируемся со старшими товарищами, другими дизайнерами, смотрим на примеры других городов.

— Отличаются ли ассоциации, связанные с городом, у людей разного возраста?

— Да, мы были готовы к тому, что жители постарше первыми вспомнят партизан и брянские леса. Такие устоявшиеся символы тоже стоит учитывать, но айдентика — это посыл в первую очередь молодым людям 16–25 лет. Именно молодёжи важно показать, в каком замечательном городе мы живём. Что есть смысл остаться здесь, приземлиться, самореализоваться в Брянске. Вкладывать в родной город (а не в Москву или Питер!) свои идеи, энергию. И такие примеры уже есть. Взять хотя бы историю Вали Лаврищевой и Лёши Губанова, авторов проекта «Часть человека». Ребята создают инновационные протезы рук (подробнее читайте на нашем сайте в № 3 (183) журнала «Брянская ТЕМА» за 2023 год). А знаете, как узнал о них? На канале «Бионическая Россия» увидел ролик с названием «Киберпанк из Брянска: как делать уникальные протезы в провинции». Послушал ребят.

Интересно! Нашёл их в соцсетях, уже подумываем о совместной работе. Потому что уже сейчас видно, что это будущие звёзды — и их личная история, и проект уникальны. Они жили в мегаполисе, но вернулись в провинцию. Потому что заметили, что позиционирование себя как регионального игрока отлично работает, на тебя по-другому смотрят, уже с каким-то интересом. А ещё дома и стены помогают: конкуренция меньше, документы можно сделать за один день, жизнь размеренная, без стресса, ты свободен, все друг друга знают. Одни плюсы! Жаль, что большая часть молодёжи этого пока не понимает.
Я вообще считаю, что Брянск — город нераскрытых талантов. Очень многие творческие люди преуспели в разных индустриях, но о них мало известно широкой публике. Например, в городе есть молодые дизайнеры, которые работали на Marvel Comics, и другие именитые компании. А есть те, кто успел выстрелить, — и рэперы, и электронные музыканты. Тут, конечно, остаётся вопрос к качеству творчества, но каким бы оно ни было, важно заявлять, откуда ты.

«Тульский пряник — не айдентика»

— Хорошие идеи. Но это точно не утопия? Вот будут у города красивые сувениры, адресные таблички и баннеры с приглашением на День города, а на улицах так и останутся пёстрые вывески, реклама, перекрывающая фасады…

— Всё возможно, только нужно время. Если мы посмотрим на успешные проекты, реализованные в других городах, увидим, что берётся сначала одна улица, а дальше подтягивается всё остальное. Одно цепляется за другое: и остановки, и троллейбусы, и рекламные вывески.

— А вообще в Брянске были удачные элементы айдентики?

— Конкретно айдентику мы не находили. Но дело не в городе. В советское время весь дизайн был системным. Здания, шрифтовые решения в журналах, вывески на магазинах — всё было одинаковым. Возьмём советскую школу карикатуры: в разных журналах трудились сотни художников, а стиль иллюстрации плюс-минус один и тот же. Стиль не работал в рамках региона, он строился на уровне всей страны. А потом наступил «капитализм», время бизнеса — эпоха денег, но не дизайна.

— Но ведь есть узнаваемые символы города, например, звезда на Кургане Бессмертия. Её графическое изображение на баннере разве не элемент айдентики?

— Нет. Тульский пряник — это не айдентика, это один из образов. Ивановский трикотаж — один из образов. А точнее — уже бизнес, который работает на регион, становится его «визитной карточкой».

Айдентика понятным графическим языком показывает историю, культуру и красоту нашего региона для жителей и гостей Брянска. В финале проекта город получит брендинг, отражающий историю и ценности региона, а горожане — классный мерч, унифицированный графический язык для городских пространств и печатных носителей.

— На каком этапе сейчас работа?

— Это самый сложный вопрос. Проект «замёрз» на некоторый срок. Потому что в процессе работы мы поняли, что айдентика должна быть динамической. Динамическая — которая не предполагает какой-то готовый сет иллюстраций, сюжетов, а постоянно развивается: в зависимости от какого-то контекста, мероприятия появляется новая графика. К настоящему времени определено шрифтовое решение. Для этого мы изучали жетончики дореволюционного периода, названия газет, городские вывески. И всё же не стали цепляться за шрифтовое решение конкретного периода (дореволюционного или советского), а ушли в сторону современных гротесков. Выбрали универсальный вариант — живой шрифт, понятный каждому. Не всё должно быть наполнено глубоким смыслом, иногда важнее быть понятным для всех.

— А иллюстрации так и останутся чёрно-белыми, как, например, гастрокарта? По этому поводу у горожан нет возражений?

— Те иллюстрации, которые мы используем в оформлении групп в соцсетях, это «заглушка» — временное решение. Такой стиль ближе к нашему фирменному. В айдентике он будет совершенно другим.

— Что ж, будем ждать официальную презентацию. А пока расскажите о своей команде и о себе.

— Студия существует пятый год, в команде 4 человека. Занимаемся брендингом, разработкой логотипов, фирменных стилей — всем, что так или иначе связано с печатной продукцией, графикой. Я родился в Десногорске, с 6 лет живу в Брянске. По профессии графический дизайнер, и я искренне уверен, что среда формирует сознание через печатные носители. И айдентика — это один из способов такого влияния. Очень важного! Ведь чем больше пассионариев останется в регионе, тем быстрее Брянск станет лучше, чем он есть сейчас.

1360

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*