Брянских детей научат «Видеть сердцем»
Обязательно посмотрите этот ролик, снятый недавно в Брянске. На видео — монахи Свенского монастыря пекут просфоры, а иеромонах Митрофан (Биченков) рассказывает, как в былые времена тесто для особого литургического хлеба замешивали вручную, поясняет, как появилась традиция — выпекать просфоры, каким они бывают и почему труд — это лучшее лекарство для души. О труде создатели ролика говорят в простой и доступной форме — даже ребёнку понятно. Собственно, и адресован этот ролик детям.
Авторы доброго и поучительного видеоролика — команда проекта «Видеть сердцем». Всего было сделано три видео — о труде, душе и семье. Ролик «Труд» снимали в древней Свенской обители и в цехах завода «Снежеть» в Белых Берегах — предприятие поддерживает социально значимые проекты Брянской епархии. В первом случае о своём труде рассказывали монахи, которые занимаются приготовлением просфор, во втором — мама и дочь, вместе работающие на производстве.
Помимо роликов разработаны 9 сценариев уроков, которые можно использовать для проведения занятий о семейных ценностях. Методические разработки можно скачать на странице проекта в социальных сетях и с готовым уроком прийти к детям 1-4 классов. Их уже используют учителя и священнослужители для важных разговоров с детьми.
Проект «Видеть сердцем» проводится по инициативе Брянской епархии и при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024», реализуемого Фондом «Соработничество».
— Одна из главных задач — дать священнослужителям универсальный инструмент для проведения занятий в школах, — рассказывает руководитель проекта «Видеть сердцем» иерей Илия Бурдуков, — «шпаргалку», которая поможет провести интересный и полезный урок, посвящённый прощению, доброте, труду, роли семьи в жизни человека. Сценарии уроков разработаны командой педагогов Снежской гимназии, сотрудниками Отдела по религиозному образованию и катехизации Брянской епархии, священнослужителями. Так мы смогли подойти к решению одних и тех же проблем с разных сторон. А ещё привлекли к участию детей, учеников Снежской гимназии.
Мир меняется очень быстро, и важно, чтобы образы и язык видео были понятны детям. Поэтому ребята выступили в качестве помощников оператора, сценариста. Предварительные итоги проекта будут подведены в ноябре, однако до конца учебного года продолжим апробировать наши методические разработки в учебных заведениях Брянска и Брянского района. В дальнейшем планируем адаптировать материалы для учеников старших классов. А особенность проекта — в том, что после его завершения он не ляжет на полку, а станет импульсом к дальнейшему развитию этого важного направления.
Особенная гимназия
Снежская гимназия посёлка Путёвка выбрана не случайно в качестве партнёра проекта. С 2015 года на базе учебного учреждения в рамках инновационной деятельности действует Центр православной культуры и нравственности — единственный в регионе. Структуру центра составляют творческие объединения, кружки и клубы. В гимназии, например, есть собственный православный театр кукол «Волшебные куклы» и театральная студия «Улыбка», творческое объединение декоративно-прикладного искусства «Вдохновение» и клуб «Паломник» — ребята с наставниками побывали во многих святых местах России.
Работает в гимназии «Комната священника», есть волонтёрский клуб и даже собственный медиацентр, где школьники сами выпускают ежемесячный журнал «Доброе слово» и снимают сюжеты для гимназического телеканала «Снеж-ТВ». За помощью к юным корреспондентам, подкованным в вопросах православия, и обратилась команда проекта.
— Я участвовала в съёмках ролика «Труд» в Свенском монастыре, — рассказывает ученица 6 класса Милана Сафонова. — Больше всего меня удивил даже не процесс съёмок, а сама обитель. Мы побывали там, где вряд ли окажутся обычные прихожане, — увидели, как выпекают просфоры. Всё это время мы снимали видео на свои телефоны, и кадры затем вошли в наш маленький фильм.
— Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание гражданина являются ключевым фактором модернизации России, — подчёркивает директор гимназии Александр Анатольевич Львович. — Создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояние и качество внутренней жизни невозможно. Поэтому девять лет назад мы начали построение «Инновационной модели реализации концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», а в Год семьи продолжили эту деятельность в рамках нового совместного проекта с Брянской епархией. Надеемся, что видеоролики, снятые при участии наших учеников, и методические разработки педагогов принесут пользу детям и взрослым.
«Начало доброго пути»
Первые уроки в рамках проекта «Видеть сердцем» прошли в сентябре в Снежской гимназии, а после успешной апробации — в других школах региона. В Навле и Страшевичах, Сельцо и Брянске священнослужители говорили с детьми о взаимопонимании и дружбе. Вместе размышляли о значении слов в жизни человека для выстраивания тёплых отношений в семье, обсуждали необходимость проявления сердечной доброты и любви в отношениях с близкими. А о том, какое впечатление подобные разговоры производят на детей, мы расспросили ребят, которым прежде других повезло прослушать первый урок цикла — учеников 4 «Г» класса Снежской гимназии, а также их родителей. Урок, к слову, символично называется «Начало доброго пути».
Андрей Васин:
— У нас в гимназии есть православный кружок, но больше всего мне запомнился урок, который проводили для нас недавно — в класс пришли три священника, мы обсуждали разные истории, а в конце пели песню. Зачем нужны такие уроки? Потому что в жизни может пригодиться! И повлиять на ваше самочувствие. Если вы будете верить в Бога, у вас всё будет хорошо. Вы ни с кем не будете драться и спорить. Будете всегда добрым, честным и никогда не будете грубить своим родителям. И учиться будет лучше человек!
Наталья Николаевна Васина:
— Такие уроки — это свет, указывающий путь. Сейчас на всех нас обрушивается столько информации, что и взрослым непросто обнаружить подмену ценностей, не говоря уж о детях. Поэтому я искренне рада, что поддержка пришла со стороны Русской православной церкви — в виде таких важных разговоров. Это настолько необходимо сейчас каждой семье, каждому ребёнку и каждому взрослому!
Матвей Кравцов:
— Я люблю слушать истории про жизнь святых. Маме их потом рассказываю, она не все знает, у них таких уроков в школе не было. А на уроке о семейных ценностях мне запомнилась притча про гвозди в заборе — о вспыльчивом юноше и его отце. О том, что когда говоришь другим людям злое, у них в душе остаются такие же дыры, как от гвоздей в заборе.
Марина Бурцева:
— Мне очень понравился урок, на котором к нам приходили священнослужители. Они были добрые, и урок добрый. Мне захотелось в церковь сходить, исповедоваться. Думаю, у меня накопилось уже много грехов, а грехи не хочется за душой иметь — хочется к добру идти.
Анастасия Владимировна Бурцева:
— Благодаря этому проекту мы с дочкой рисовали плакаты. Пока занимались совместным творчеством, обсуждали семейные ценности и добрые поступки. Хорошо, когда в семье говоришь с ребёнком о чём-то добром, но ещё лучше — когда в коллективах, где находится ребёнок, ведут такие разговоры. Это хороший проект, и я хотела бы, чтобы он реализовывался и в других школах: прекрасное поколение вырастет!
София Мартынова:
— На уроке мы делали различные задания, пели песню «Добротой сердец», рассказывали стихи, связанные с православной культурой, вырезали сердечки. Зачем такие уроки? Чтобы люди поняли: когда человек злой, он ничего не сможет сделать хорошо и у него самого всегда будет плохое настроение.
Анастасия Зыкова:
— Детям такие уроки нужны, чтобы они в любой момент смогли себя сдержать от греха, например, не стали бы драться или злиться.
Артём Камында:
— Что такое семейные ценности? Это когда все в семье дружат и друг друга понимают. Поэтому и уроки такие важны — чтобы мы не забывали этого и потом донесли своим детям.
831
Добавить комментарий