Николай Алексеевич Генделев — Учитель на все времена!

Из многих сотен его благодарных учеников и студентов именно нам, Инне Сафроновой (Балевой), бывшей ученице Супоневской средней школы Брянского района, и Николаю Калиничеву, бывшему студенту естественно-географического факультета БГПИ им. академика И.Г. Петровского, выпала огромная честь  рассказать об этом очень ярком учителе и замечательном человеке — Николае Алексеевиче Генделеве. Он как компас, который активировал и активирует по сей день в нас, его бывших учениках, магниты любопытства, знаний и мудрости, любви к жизни и людям!

Когда думаешь о Николае Алексеевиче, невольно ловишь себя на мысли, что это именно о нём поговорка: талантливый человек талантлив во всём. Читаешь ли воспоминания о его собственных школьных годах, о семье —отце-фронтовике и замечательной маме, о трудовых учительских буднях, периоде преподавания в вузе или же аналитический материал о становлении географического факультета и развитии высшего географического образования на Брянщине — всё это написано им с большим талантом! А ещё с огромной любовью — такой щедрой, на какую только может быть способен человек! И по отношению к своей семье, близким и родным, и по отношению к своим ученикам — неважно, школьникам или студентам, и по отношению к выбранной когда-то профессии. О деле свой жизни, которому Николай Алексеевич посвятил 45 лет и остаётся верен поныне, хотим рассказать отдельно.

Николай Калиничев — кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации:

— Когда мы повествуем о заслуженных людях любой профессии, вспоминаем хронологию их трудовых биографий и — наверное, не только я, но и многие — ловим себя на мысли, что всё сказанное звучит замечательно, если бы не часто повторяющееся слово — «было». Так вот: в случае с учительской и преподавательской профессией, а тем более в отношении Николая Алексеевича, это совершенно не так! Прошло более 40 лет с тех пор, как Николай Алексеевич очень талантливо и с большой любовью учил меня в вузе картографии. Но он, к моему огромному счастью, подарил мне и многим из нас большую радость общения с ним и в послевузовском образовании. И сегодня Николай Алексеевич остаётся для меня замечательным Учителем, душевно очень богатым и щедрым Человеком, примером настоящего профессионала, а теперь и примером любящего отца и дедушки.

Приведу слова из воспоминаний о Николае Алексеевиче наших выпускников, студентов разных лет, очень успешных в профессии, ставших докторами и кандидатами наук, успешными учителями и преподавателями.

Потоцкая (Шишкина) Татьяна Ивановна, доктор географических наук, профессор, 1985 год выпуска:

— Когда составляю карты, без которых сегодня, благодаря современным техническим средствам, трудно представить социально-экономическую географию, понимаю: базовые знания в области социально-экономического картографирования, заложенные Николаем Алексеевичем Генделевым, позволяют оставаться мне «на гребне волны», формируя мои конкурентные преимущества.

Мосяго Екатерина Михайловна, 1992 год выпуска:

— Описывая роль Николая Алексеевича Генделева в нашем образовании, можно перефразировать крылатое выражение. Мы поняли, что точность — это вежливость не столько королей, сколько картографов. На маленький лист бумаги можно с помощью условных знаков и специальных приёмов поместить так много информации, что при изложении её словами потребовалась бы целая книга. Без карты географа просто не существует. Фразой о том, что мы учились по учебнику «Военная топография», в дальнейшем можно было блеснуть с гордостью.

Капусто (Гаврик) Нина Ивановна, 1990 год выпуска:

— Учёба на ЕГФ была хорошим и интересным временем! Николай Алексеевич Генделев хотел, чтобы мы стали настоящими географами. Мы всегда ходили к нему на дополнительные занятия по картографии. Спасибо всем преподавателям за ваш труд, за то, что дали нам дорогу в жизнь!»

Многим из своих учеников, и по школе, и по вузу, Николай Алексеевич и сегодня дарит общение. Для нас оно продолжается в формате обсуждения общечеловеческих, нравственных непреходящих ценностей. Его особый педагогический почерк —безназидательное, очень уважительное и в то же время содержательное общение с любым человеком — неважно, ученик это или коллега. На наш взгляд, это объективный показатель и абсолютно уникальной его человеческой глубины, и особого педагогического дарования, и мастерства.

В силу того что теперь и у меня уже свой сорокалетний педагогический стаж, конечно, мы касаемся нашей профессии и близких нам обоим предметных областей.Но теперь это совершенно другой уровень общения: каждый наш разговор с Николаем Алексеевичем — это его негласный пример жизнелюбия и человеколюбия, пример воплощения смысла жизни через глубокое понимание своей миссии на земле.

Не могу не сказать о совершенно уникальной работе, которую проделывает Николай Алексеевич сегодня, в это самое время. Речь о его работе по оформлению своих педагогических воспоминаний о серии походов с учениками Супоневской средней школы, которые он организовывал и возглавлял в 1971–1978 годы.

Пользуясь случаем, не только как ученик, но и как учитель хочу особенно поблагодарить Николая Алексеевича за эту его работу! Я начал преподавать в школе в 1985 году и продолжаю воплощать в жизнь его методики в разных формах на протяжении всего времени. Читая воспоминания Николая Алексеевича, отмечаю, что они представляют абсолютно бесценный опыт эффективности педагогического труда! До него и после него, включая сегодняшний день, считанные единицы педагогов-новаторов брались за подобное дело, и у ещё меньшего числа учителей этот опыт был столь успешен.

«ЖИВАЯ» ГЕОГРАФИЯ

Инна Сафронова (Балева), заслуженный врач Российской Федерации:

— Хочу рассказать о том, как мы, ученики Супоневской средней школы, стали участниками уникального подхода к изучению школьного предмета «География». Это была практически авторская, неповторимая «география с твоим участием». Или же, говоря современным методическим языком, «живая» география.
Николай Алексеевич начал инновационную педагогическую деятелность по активизации изучения своего предмета буквально с первых дней своей работы в школе — в 1969/70 учебном году. И это была не привычная бумажно-методическая работа, а именно «живое» дело, явно интересное не только детям, но и самому учителю!

Стать членом школьного научного географического общества было особой честью для каждого из нас. Участие в организованном им походе (а всего их было семь) становилось главным событием учебного года. Каждый поход был выездным многодневным  мероприятием длительностью около двух недель. Каждый был посвящён, как правило, городу-герою или другим интересным городам и ярким достопримечательностям по пути следования к нему. Походу предшествовал год интересной и увлекательной работы с творческим поиском материалов, выступлениями перед членами географического общества.

Николая Алексеевича всегда выделало ещё одно его качество — связь преподавания предмета с жизнью детей, со становлением их мировоззрения. Как говорят его коллеги, это реальное воплощение комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию школьников не только средствами учебного предмета, но и личным примером! За подобные формы работы брались многие педагоги, но далеко не у всех это получалось…

Николая Алексеевича в наших походах, а я была участницей трёх из семи, отличало то, что он на практике виртуозно сочетал и школьные дисциплины: географию, краеведение, историю, литературу, граждановедение, и творческие направления: фотодело, исполнительское мастерство песен у костра, а также туристические навыки, основы оказания первой медицинской помощи и навыки общежития. Всё это в совокупности имело для нас, подростков, важные последствия в формировании характеров, личности. Мы на практике учились культуре отношения к друг другу.

Мы ощущали рядом не назидающего педагога-руководителя, а старшего товарища, первого среди равных. Он был для нас образцом в самых разных своих педагогических и человеческих проявлениях: как организатор, многогранная личность, очень ответственный, порядочный, бесконфликтный человек, проявляющий буквально отеческое отношение к своим ученикам. Ну кто ещё до пробуждения детей наловит рыбы к их подъёму и приготовит вкусный завтрак? Далеко не каждый отец!

Подкупает и то, что Николай Алексеевич делает исторические пометки не только связанные с ВОВ или послевоенным временем, но и прослеживает судьбу изучаемых мест до дня сегодняшнего. Например: «Монумент демонтирован в 2019 году», и т. д.

И конечно, как отмечают коллеги-географы, все исследования Николая Алексеевича цементирует географический поход. Всё пронизано решением предметных целей и задач. Множество воспитательных мероприятий и событий, органично вписанных в программу походов, не подменяют главных учебно-образовательных целей, а становятся средством и формами их реализации.

До сих пор походные записи, положенные нашим дорогим учителем на бумагу, имеют своих читателей в лице его бывших учеников и пробуждают в душах уже взрослых людей чувства, на которых мы формировали свои характеры. А наставником всего этого были Вы, Николай Алексеевич!

К сожалению, формат статьи не даёт нам возможности поговорить об истинном педагогическом новаторстве и бесценном методическом опыте Николая Алексеевича более подробно, но думаем, каждый, кто читает эти строки, согласится, что перед нами очень современный Педагог. Многим нынешним учителям есть чему поучиться у нашего замечательного Учителя и Человека — Николая Алексеевича Генделева!

От имени всех учеников и студентов хотим низко Вам поклониться с благодарностью за истинное педагогическое подвижничество, неповторимую школу человечности! За возможность общаться с Вами и сейчас, продолжая учиться у Вас добру и человеколюбию.

Доброго Вам здоровья и душевного тепла от всех Ваших учеников в нашем лице, наш дорогой Учитель!

895

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*