Правила хорошего Дона

«Наш мир — кривое зеркало. В нём видим только то, что мы желаем видеть», — произносит со сцены белобережского Дворца культуры блистательный актёр, народный артист Российской Федерации Артём Каминский в образе знаменитого героя-любовника. 10 марта актёры Центрального академического театра Российской армии давали в посёлке благотворительный спектакль «Завещание Дон Жуана». Это был подарок руководителя АО «Завод «Снежеть» Виталия Александровича Явельского работникам оборонного предприятия в честь Международного женского дня. Великолепная актёрская игра, неожиданная развязка истории и восхваление любви — то, что увидели вместе со зрителями корреспонденты «Брянской ТЕМЫ».

Правила хорошего Дона

История Дона Жуана, ненасытного обольстителя женщин, — одна из «вечных тем». «Это победоносная тема!» — писал Николай Гумилёв, к слову, и сам автор пьесы «Дон Жуан в Египте». Историю использовали Пушкин, Мольер, Моцарт, Байрон — в мире существует более сотни литературных и музыкальных произведений, посвящённых этому герою!

Образ одного из самых известных сердцеедов авторы осмысливают до сих пор. Комедия в 2-х действиях «Завещание Дон Жуана» поставлена по пьесе современного драматурга. По сюжету Дон Жуан готовится к смерти, приглашает священника для исповеди и рассказывает свою главную тайну, которая навсегда меняет жизнь монаха. История имеет удивительную развязку и даёт возможность взглянуть на Дона Жуана с совершенно нового ракурса — как целомудренного человека, сумевшего быть верным своей единственной любви.

Брянские «корни» ДонА Жуана

Представить спектакль зрителям приехал режиссёр, заслуженный артист России Андрей Бадулин — наш земляк, чьё детство прошло в Брянске, а отрочество — в Карачеве.

«В Брянске я жил на улице Ленина, ныне Фокина, в доме как раз напротив каменных львов. Точнее, я жил у бабушки, а родители уехали — отец в это время учился в военной академии. А когда закончил, его перевели в воинскую часть под Карачевом», — в 2014 году в эксклюзивном интервью «Брянской ТЕМЕ» рассказывал Андрей Бадулин (интервью вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке: https://tema32.ru/articles/2014/86/1372/ или забив в поисковике имя). Тогда же на вопрос о ближайших планах режиссёр отвечал: «Есть на примете пьеса о последних днях Дона Жуана». Сказано — сделано! Премьера «Завещания…» состоялась в 2015 году. А спустя десять лет актёры театра сыграли спектакль на брянской земле.

— Я вернулся фактически на родину! — признаётся режиссёр. — В детстве ездили в Брянск на поезде, и как раз Белые Берега — посредине. Снова оказаться здесь — волнительно. Даже не ожидал! Когда к Белым Берегам подъезжали, сердце трепетно билось. А что касается спектакля, мы с ним много по стране поездили. Были с гастролями на Дальнем Востоке, Камчатке, Калининграде и даже на Новой Земле в Северном Ледовитом океане! И я рад, что именно этот наш спектакль увидели зрители в Белых Берегах. Ведь это произведение про любовь. «Любовь, что держит землю!» Причём самая неожиданная версия всем известной истории: может показаться, что это комедия плаща и шпаги, но с философским звучанием — о том, что всё в нашем мире держится на любви.

«Интересен актёр и коврик, на котором он»

У режиссёра, который ставит невероятно зрелищные спектакли (взять хотя бы недавние премьеры — «Король Лир», где в финале на сцену хлынут потоки воды, или «Сказка о царе Салтане» в стиле театра Гонзаго — с мерцающими фонарями на сцене и водопадами из серебряной фольги), есть известная фраза: «В театре интересен актёр в луче света и коврик, на котором он». В пьесе всего четыре действующих лица, и на сцене в Белых Берегах со скромными декорациями это правило воплотилось в полной мере: актёры играли великолепно! И сами после спектакля с теплотой отзывались о проведённом вечере и зрителях.

— Банально скажу, но каждый спектакль — единственный и неповторимый, и в этом прелесть театра, — говорит исполнитель главной роли Артём Каминский. — Не может быть двух похожих! Потому что в этой профессии, в театре — всё взаимосвязано: зал и сцена, актёры и зрители становятся одним целым. Приятно, что люди прекрасно понимали, о чём мы говорим. Это нас вдохновляло!

— Сцена Театра Российской армии — самая большая академическая сцена в Европе, — напомнил исполнитель роли монаха Роман Богданов. — И когда едешь со спектаклем в небольшой город или посёлок, разница кажется огромной. Но как только выходишь к зрителям, встречаешь внимание людей, улыбки — перестаёшь замечать различия. У вас потрясающая публика! Кстати, наблюдал, что зрители не спешили отвечать на шутки смехом — очень внимательно слушали. Ловил себя на мысли: что делаю не так? А потом понял: люди принимают это как дефицит и смакуют, наслаждаются!

— Действительно было тепло, уютно и душевно, — делится ощущениями исполнитель единственной женской роли в спектакле Анфиса Ломакина. — И хорошо, что зал был таким «женским» — женщины более чувствительны.
Я очень люблю этот спектакль, он один из моих любимых. Мне нравится испытывать амплитуду чувств, которую переживает моя героиня — это и любовь, и ненависть, и слёзы.

А «женским» зал в тот вечер оказался не случайно — на предприятии не менее трети сотрудников — женщины. На заводе «Снежеть» с 1980 года производят электрические соединители для электронной и военной промышленности, и ещё со времён СССР считалось, что точно паять и устанавливать мелкие детали на плату лучше получается у аккуратных и внимательных тружениц.

— Я очень люблю театр, но работы много и чаще удаётся выбраться на спектакли в Брянск с детьми, — признаётся мастер сборочного участка Светлана Тупотилова.  — А «Завещание Дон Жуана» стало подарком для нас, женщин! Испытала истинное удовольствие от прекрасной игры актёров, удивил новый взгляд на историю героя. Такие мероприятия важны для культурного развития и духовного роста. Чтобы отвлечься от повседневной жизни. На моём участке трудится порядка 50 женщин, и почти всем составом мы сегодня в зрительном зале!

На передовой культуры

Завод «Снежеть» — предприятие оборонное. Как и Театр Российской армии с момента создания в 1930 году являлся ведомственным театром российских Вооружённых сил. Труппа до сих пор выступает в воинских частях, а в Великую Отечественную войну 19 фронтовых концертных бригад выступали в военных частях на фронте и в тылу. О верности театра традициям в наши дни говорит исполнительный директор Благотворительного фонда развития театрального искусства имени Владимира Зельдина Антон Петрук:

— Белые Берега — одна из точек большого гастрольного тура. С начала года мы побывали в Иркутске, Кабанске, Улан-Удэ, Будённовске, Нальчике, Пятигорске, не говоря о военных частях в Подмосковье, в которых часто бывает театр. И давно зрела идея — поддержать людей, которые трудятся в оборонной отрасли. Всё решилось одним телефонным звонком. Никогда прежде не встречал такой лёгкой, быстрой организационной работы, как в сотрудничестве с заводом «Снежеть». Вопрос решился так быстро, что больше всего мы переживали, удастся ли вклиниться в плотный гастрольный график. И я очень рад, что в России есть такая плеяда руководителей, для которых благотворительность, поддержка культуры — это не «обязаловка», а действия, идущие от чистого сердца. И мы замечаем, как после посещения выездных спектаклей жители российских городов, приезжая в Москву, стремятся увидеть и другие постановки нашего театра.

С коллегой согласен президент фонда «КПД СТО» Сергей Морозов и делится своим видением по поводу значимости таких культурных событий:

— В культуре, как и в жизни, есть золотое правило: свято место пусто не бывает. Если нет высокой культуры, это место сразу заполняется чем-то другим. И это происходит довольно быстро, потому что запретный плод сладок. Но государству нужен другой человек! Государству нужны творческие люди. Они могут проявить себя не только в театре, музыке, кино, но и в технических специальностях. Ведь как говорил Эйнштейн: «Дар фантазии значил для меня больше, чем мой талант усваивать знания». У человека должна быть фантазия! Эта способность помогает двигаться вперёд. А мотивировать к личному творчеству может хорошее искусство и подобные мероприятия.

Организаторы рассказали, что в планах было привезти в Белые Берега сразу два спектакля одного из старейших столичных театров, но от идеи отказались лишь из-за того, что в гастрольном графике свободным оставался понедельник — рабочий день. Но уже ведутся переговоры о следующих гастролях — в ближайшие месяцы.

— Мы готовы вновь принять столичных артистов на нашей сцене! — подчёркивает директор Дворца культуры Андрей Петраченков. — К тому же сцена у нас особенная, театральная. ДК был построен ещё в тридцатые годы, поэтому в нашем зрительном зале — идеальная акустика для спектаклей без расчёта на микрофон. Московские актёры это оценили!

В Белых Берегах культурное событие подобного масштаба происходило впервые. Но наш регион помнит, как благодаря поддержке мецената, руководителя предприятия Виталия Явельского в Брянской области проходили творческие встречи с Любовью Казарновской, Михаилом Жванецким, Валентином Гафтом, Гедиминасом Тарандой и другими выдающимися современниками. На вопрос, каким он видит главный итог первого культурного «десанта» в Белых Берегах, Виталий Александрович отвечает неожиданно просто:

— Я бы хотел, чтобы все получили удовольствие. Чтобы все понимали, что в доме культуры происходят и должны происходить культурные события. И для того чтобы наполнить жизнь наших людей спектаклями, концертами, разными мероприятиями, необходимо только одно — желание. Приятно, что и жители Белых Берегов, наши заводчане, нашли время и желание внутри себя провести этот вечер в театре. И я искренне верю, что для других руководителей наши заводские традиции станут хорошим примером!

909

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*