Мальцовская цементная империя
Не так давно в руки брянского краеведа и коллекционера Юрия Кузнецова попал снимок, отпечатанный в брянском фотоателье Зискинда в 1900 году. На переднем плане пруд, чуть дальше — галерея для подъёма сырья, труба и заводские цеха. Снимок был найден на чердаке в Людиново и оказался самой ранней сохранившейся фотографией Мальцовского цементного завода, возведение которого началось ровно 125 лет назад «близ д. Боровки и Березины» — сейчас это город Фокино.
Коллекционер любезно предоставил снимок для публикации, а краевед Павел Марченков рассказал о предприятии, которое стало одним из самых передовых для своего времени, — в начале XX века на заводе работала электрическая канатная дорога, автоматическая производственная линия и датские чудо-печи, самые крупные в империи.
Портландцемент — изобретение XIX века
Современное строительство невозможно представить без бетона: фундаменты и монолитные каркасы зданий, сборные элементы, конструкции мостов и гидроэлектростанций... Однако отечественная промышленность только в начале прошлого века начала комплексное освоение производства главного компонента этого материала — портландцемента.
Прототипы современного портландцемента начали появляться ещё в середине XVIII века. Спустя почти 70 лет, в 1824 году, английский каменщик и предприниматель из Лидса Джозеф Аспдин, прокалив до 1500 °C смесь известковой шоссейной пыли с 25% глины, получил продукт, который, будучи измолотым в мелкий порошок, особенно эффективно твердел под воздействием воды. Новый материал был назван «портландцементом», потому что в затвердевшем состоянии очень напоминал портландский песчаник, широко распространённый в английском строительном деле. Патент, полученный Аспдином в тот год, ознаменовал начало эры современной цементной промышленности.
Импортозамещение цемента в Российской империи
До 1878 года мировыми лидерами производства цемента были англичане, затем, после основания общества немецких цементных заводчиков, вперёд вырвалась индустрия Германии. Америка включилась в цементную гонку довольно поздно, однако после бурного рывка уверенно заняла первое место по объёму мирового производства.
Российская империя долго пользовалась импортом, хотя локально производство отечественного портландцемента начало развиваться ещё с 1857 года. Колоссальный скачок русской цементной промышленности произошёл в 1889–1900 годах. К 1910 году в империи насчитывалось уже 40 цементных заводов: в мировом рейтинге по объёму производства Россия прочно заняла пятую позицию, практически полностью отказавшись от закупки иностранных продуктов.
Первый камень в основание Мальцовского завода
В 1898 году правление акционерного общества Мальцовских заводов (АОМЗ) на фоне дефицита цемента на внутреннем рынке и потребности в расширении своих производств приняло решение устроить собственный цементный завод. Специально для этого в Брянск прибыл Лев Кириллович Шешминцев — известный инженер-механик и промышленник, построивший к тому времени два цементных завода в Сибири. Ранее он был приглашён на должность управляющего заводами и фабриками АОМЗ.
Лев Шешминцев лично провёл исследования в районе реки Болвы севернее Брянска, где нашёл «богатые залежи мелу и глины, при чрезвычайно благоприятных условиях их разработки». Выбранное место было крайне выгодно с точки зрения стоимости производства работ и логистики: в прямом доступе имелось пять железных дорог и линия сплава во всю приднепровскую местность.
14 февраля* 1899 года общее собрание акционеров общества Мальцовских заводов приняло решение «О продаже земельного участка под устройство цементного завода в Жиздринском уезде, Калужской губ., Пупковской вол. близ д. Боровки и Березины» учреждённому накануне акционерному обществу Мальцовского портландцемента (АОМПЦ). Сегодня мы знаем этот населённый пункт как город Фокино Дятьковского района. 6 августа 1899 года в присутствии учредителя акционерного общества и ряда приглашённых сотрудников Мальцовского промышленного округа там был заложен первый камень, а уже 1 октября 1900 года цементный завод был официально запущен.
Электрическая канатная дорога и новейшие датские печи
Согласно принятому проекту предприятие оснащалось самым передовым на тот момент оборудованием как отечественного, так и импортного производства. Завод имел собственную электростанцию, обеспечивающую энергией производственные двигатели, канатную дорогу-транспортёр из карьера и освещение построенного неподалёку рабочего посёлка. Для сравнения: в это же время во всём Брянске электростанция имелась только на «Арсенале» и обеспечивала исключительно сам завод, а город, освещаемый керосиновыми фонарями, получил свою первую станцию общего пользования лишь в 1916 году.
На фотографии, найденной на чердаке в Людиново, можно увидеть панораму первой очереди завода.
На переднем плане — пруд и насосная станция; на среднем — за заводским забором видна галерея подъёмника сырья и вальцовый цех; на заднем плане — труба силовой станции и цементный элеватор. Справа — в кадр не вошёл шнейдеровский цех.
В целом дореволюционный промышленный комплекс АОМПЦ близ Брянска состоял из трёх очередей строительства, каждая из которых, по сути, являлась отдельным заводом с обособленной производственной линией. Чистый мел и чёрная пластичная глина из карьеров, расположенных около комплекса, доставлялись на склады сырья в вагонетках по электрической канатной дороге.
Первый завод постройки 1899-1900 годов вырабатывал цемент по неприжившемуся в Европе и доведённому до ума русскими инженерами способу Бергрюна. Смесь мела и глины, взятых со складов, в строго определённой пропорции растиралась и перемешивалась системой вальцов и особых мешалок в однородную массу. Признанное многими специалистами высокое качество Мальцовского портландцемента обуславливалось в первую очередь качеством этой исходной смеси. Из полученной массы формировались кирпичи, которые после сушки обжигались в шнейдеровских шахтных печах с использованием кокса. Выгружаемый из этих печей полуфабрикат цемента, называемый «клинкером», перемещался в отдельный склад.
Второй завод постройки 1909–1910 годов работал на основе мокрого способа производства цемента. При этом способе мел и глина сперва в точной пропорции размешивались с водой в двух бассейнах при помощи особых подвижных мешалок. Затем смесь мела и глины поступала в трубчатую мельницу, где перемешивалась до состояния густой сметаны. Полученный продукт перемещался в бассейны-«гомогенизаторы», в которых непрерывно работали специальные размешивающие лопасти. Из бассейнов при помощи насосов и питательных приспособлений смесь непрерывно подавалась в две новейшие вращающиеся печи датской фирмы Смидта и Ко, длиной 47 метров каждая. Они были настоящим чудом техники своего времени, на момент запуска — крупнейшие в России. Печь для обжига цемента представляла собой слегка наклонённый цилиндр, выложенный изнутри огнеупорным материалом. Цилиндр медленно вращался; при этом в его верхний конец поступала смесь, а с противоположного конца вдувалась мельчайшая угольная пыль, пламя которой обжигало продукт до состояния клинкера. Пройдя через охладитель, клинкер в виде шариков величиной с орех непрерывно подавался на склад по автоматической линии. Отлежавшись на складе не менее месяца, клинкер поступал в цементные мельницы, где измалывался в тончайший порошок — готовый портландцемент. После выдержки в огромном цементном элеваторе продукция отправлялась в насыпное отделение для упаковки в тару — 10-пудовые бочки.
Третий завод постройки 1911–1912 годов был вооружён тремя усовершенствованными вращающимися печами американского производства. В целом производство было оборудовано по тому же способу, что и на втором заводе. Как отмечал основатель крупнейшей российской лаборатории по испытанию строительных материалов профессор Николай Аполлонович Белелюбский, разница заключалась лишь в том, что там были «применены те новейшие аппараты, которые изобретены за промежуток времени между постройкою указанных двух заводов». После ввода в эксплуатацию третьей очереди общая производительность промышленного комплекса Мальцовского портландцемента в своём пике достигла огромной цифры — 1 500 000 бочек в год (245 700 тонн). Для сбыта продукции акционерное общество имело целую сеть торговых контор от Риги до Иркутска.
История на городских улицах
Продукция АОМПЦ поставлялась для строительства как частных предприятий, так и крупнейших казённых сооружений по всей Российской империи. Весомая её часть шла на возведение объектов железнодорожных линий и мостов. Так, например, из мальцовского портландцемента были возведены сооружения Забайкальской железной дороги, Москворецкого водопровода, мануфактуры компании «Зингер» и Шведско-датско-русской телефонной компании.
Начиная с 1904 года Мальцовский завод освоил выпуск изделий из цемента: кирпичей, напольной плитки, тротуарных плит, кровельной черепицы, ступеней, подоконников, колодцев, канализационных труб и декоративных фасадных элементов.
Новейшей фирменной продукцией завода стали «пустотелые бетонные кирпичи» (блоки) с базовым модульным размером 60х45х19(h) см. Пустоты в них были расположены таким образом, что, создавая воздушные прослойки в стене, препятствовали её промерзанию и способствовали уменьшению веса материала. Постройки из таких блоков, получившие в основном широкое распространение в Америке, так и не прижились на нашей почве: уже с середины 20-х годов их полностью вытеснили более эффективные шлакоблоки и традиционные строительные материалы массового производства. Сегодня пустотелые блоки вернулись на строительный рынок и имеют свою нишу применения, но вот качество их в основном почему-то на порядок хуже старинных мальцовских бетонных кирпичей.
На территории области в округе бывших Мальцовских предприятий с дореволюционного и раннего советского периодов до сих пор сохранился ряд зданий, сложенных из этого оригинального материала. В Дятьково это два дома специалистов хрустального завода и здание управления Мальцовской железной дороги; в Ивоте — здание заводского пожарного депо; в Брянске — одноэтажные дома специалистов на бывшем Карачевском шоссе и в посёлке им. Урицкого (ныне часть Володарского района). В самом же городе цементников Фокино среди послевоенной и поздней советской застройки затерялись лишь единичные здания старинного рабочего посёлка, когда-то в большой степени выстроенного из продукции завода. Среди них можно отметить жилой одноэтажный дом для рабочих на улице Базарной, хозяйственное здание на Островского, склады на Урицкого и Советской.
Историческое ядро самого цементного завода находится за пределами современного производства (сейчас это АО «Мальцовский портландцемент» — Прим. ред.). Севернее его, в квартале между улицей Фокина и Советской, чудом сохранились два здания первого завода Мальцовского портландцемента. Первое из них — конторское, г-образное в плане, сложенное из пустотелых бетонных кирпичей с характерной наборной зубчатой отделкой карнизов и фронтонов; оно просматривается на панораме завода 1912 года. Второе — заброшенный четырёхъярусный южный корпус шнейдеровского цеха, исходный вид которого можно увидеть на репринтных фотоснимках 1909 года.
Корпус представляет из себя уникальное для нашего региона сооружение, целиком выполненное из монолитного железобетона на самой заре появления в России подобных конструкций. Его строгая лаконичная архитектура на четверть века предвосхищает идеи конструктивизма, внутри сохранилась сложная система несущего каркаса, перекрытий, лестниц и производственных бункеров. К большому сожалению, ни одно из сохранившихся в городе исторических зданий не имеет охранного статуса.
1032
Добавить комментарий