Просто космос: глюкофоны брянского предпринимателя покупают в 70 странах мира
Первые видеозаписи с космическим звучанием глюкофона появились всего двадцать лет назад. Самоделка была изготовлена доминиканским мастером из газового баллона с лепестками-прорезями на боках — лёгкие удары по ним рождали приятную музыку, напоминающую звон колоколов и тибетских чаш. По той же технологии, подсмотренной в видеоуроке, свой первый глюкофон в 2013 году сделал брянский студент Алексей Зинченко. Сегодня он продаёт глюкофоны по всему миру, руководит коллективом почти в 50 человек и придумал особую модель, которую можно использовать не только для медитаций, но и в качестве серьёзного музыкального инструмента.
Мы попросили Алексея рассказать, как из мастерской в гараже и личного увлечения космической музыкой вырос его необычный бизнес.
* * *
Что такое глюкофон, я узнал в 2013 году. Тогда я учился в техническом университете, был далёк от творчества, но понимал, что защита информации (моя специальность) не то, чем мне хотелось бы заниматься всю жизнь.
Случайно я наткнулся в интернете на ролик, в котором музыкант играл руками на небольшом барабане, похожем на летающую тарелку. Инструмент звучал необычно, выглядел просто, и я подумал, что и у меня получится играть так же. Правда, купить глюкофон десять лет назад было практически невозможно. Мастерили их в гаражах 2-3 человека на всю страну, и я, студент, не мог его приобрести. Зато в сети можно было найти инструкцию, как сделать лепестковый барабан самому из газового баллона. Мой друг Миша предоставил баллон, брат помог найти сварщика и вырезать лепестки. Другой друг, который разбирался в нотах, помог настроить инструмент, и он зазвучал! Мне повезло. Потому что второй инструмент уже не получился хорошо звучащим. Я стал думать: что же заставляет инструмент хорошо звучать? С этого начались мои инженерные поиски идеального звука, благодаря которым родились наши прекрасно звучащие разные модели глюкофонов.
Несколько месяцев играл на глюкофоне по 3-4 часа в день, переживая разные эмоциональные состояния. Мне нравился обволакивающий звук глюкофона, но ещё больше — ощущение того, что производил его я сам.
* * *
Первые глюкофоны делал для себя — экспериментировал с размерами, звучанием. Однажды собирался на фестиваль этнической музыки, где один мой друг планировал продавать украшения, одежду. Он предложил выставить один из инструментов. Я решил продать старые глюкофоны, чтобы сделать себе новые. Их купили в первый же день. С этого момента я начал продавать глюкофоны на фестивалях и через соцсети.
* * *
Пару лет мы делали глюкофоны из газовых баллонов. Это опасно, не стоит повторять, тем более сейчас нет проблем с их приобретением.
У меня был момент, когда пилил баллон во дворе частного дома, увлёкся процессом и не заметил, как от искры загорелся деревянный забор. Огонь, к счастью, потушили, да и такое производство было недолгим. После случая с пожаром мы стали использовать не старые газовые баллоны, а закупать материалы и делать инструменты из свежего металла, а также собирать своё оборудование для полного цикла производства. К слову, для закупки металла требовалось открыть юридическое лицо — так увлечение официально переросло в бизнес.
* * *
В 2018 году мастерская из гаража переехала в производственный цех площадью 200 квадратных метров. Здесь было установлено сварочное, шлифовочное и лакокрасочное оборудование. Сейчас размер цеха больше в три раза. В производстве задействовано порядка 50 человек.
Глюкофоны полностью производим сами. Полусферы делаем из стали (пробовали и из латуни, алюминия, титана). Закупаем сырьё на Урале. Станок сделали сами:
в нашем необычном производстве нет готовых решений. Технологию позаимствовали у автопрома: нужную форму металл получает за счёт напора воды. В месяц выпускаем около 300 глюкофонов бренда Kosmosky. В офисе висит карта, где булавками отмечаем страны, куда отправляли свои инструменты, — уже больше 70! Больше всего покупателей — из США, Германии, Японии.
* * *
Каждый новый инструмент я придумывал для себя, а потом выходило, что это интересно другим. Первые 9 лет стали для меня бесконечным экспериментом. Нет никаких пособий, как сделать глюкофон, — ты просто берёшь заготовки и меняешь что-то на ходу.
У нас много моделей. Есть деревянные, которые не производит никто в мире, электроакустические. Есть модели, которые подходят для медитации, для детей... Обычно у глюкофона 8 или 10 лепестков. Мне этого было мало. Пробовал играть на двух одновременно, и родилась идея сделать инструмент, у которого 15 нот. Это не просто «игрушка», на которой можно интуитивно воспроизводить приятные звуки, а полноценный музыкальный инструмент — для обучения, создания музыки, каверов, студийной работы и выступлений.
* * *
Однажды мне написал немецкий музыкант, продюсер Родриго Гонсалес. Он просил определённым образом настроить глюкофон, чтобы получался не гармоничный, а слегка жутковатый звук — так нужно было для одного из его проектов. С поставленной задачей мы справились, музыкант был доволен.
На нашем глюкофоне играет гитарист-виртуоз Александр Мисько. Он родом из Краснодара, выступает
по всему миру. Использует инструмент в своих концертах: подключает его к аппаратуре и делает такую музыку, как никто в мире!
Дарили инструмент группе «Сплин». Они приезжали с гастролями в Брянск, я связался с организаторами. Встреча с музыкантами проходила в фойе перед концертом. Я подарил глюкофон, Александр Васильев сказал спасибо и ушёл. Но спустя какое-то время в Сети опубликовали ролик, где барабанщик группы играет на глюкофоне во время концерта.
Оказалось, в тот год одну песню они постоянно играли на глюкофоне в туре — нам сбрасывали видео из разных городов. В следующий приезд группы мы подарили второй глюкофон, а музыканты пригласили в гримёрку и вручили свой диск.
* * *
С глюкофонами связано много историй. В 2019 году мы ездили в Германию на выставку и там познакомились со скрипичным мастером из Японии. Он влюбился в один из наших глюкофонов и предложил поменять его на скрипку. Поменялись не раздумывая!
Там же на выставке встретили свою клиентку. Она привезла из Калифорнии огромный, как таз, глюкофон, который делали мастера, по роликам которых я учился. Она согласилась поменять его на инструмент Kosmosky.
* * *
В этом году у моих друзей случился пожар. В доме сгорело всё, а глюкофон уцелел. Я забрал его, чтобы восстановить. Стал проверять, а он звучит. Живой!
* * *
Первый глюкофон я продал за 2000 рублей. Сейчас самый дорогой инструмент продаём в сто раз дороже. Но это уже не глюкофон, а хэндпан — ещё одна разновидность музыкальных инструментов, само тело которых является источником звука.
Мы производим профессиональные инструменты. Они стоят дороже китайских изделий, которые можно купить даже на маркетплейсах. И здесь хочется вспомнить один показательный случай: несколько месяцев назад в продаже появился китайский глюкофон, внешне один в один копирующий нашу разработку. Я точно знаю, что такой 15-лепестковой модели нет ни у кого. Она стала популярной во всём мире благодаря музыкантам, чьи ролики набирают миллионные просмотры. До её появления серьёзные музыканты смотрели на глюкофон как на игрушку, а теперь создают удивительную музыку. Китайцы быстро подхватили тренд и сделали копию. Стоит дешевле, чем оригинал. Но могу с уверенностью сказать, что звучит подделка иначе: «пираты» могут скопировать форму, но им не известны технологии, благодаря которым получается качественный звук. Специалисты по патентам сказали: шансы отстоять свои права близки к нулю. Обидно! Успокаиваю себя тем, что даже производители автомобилей не слишком продвинулись в борьбе с подделками.
* * *
Недавно выступали в Петербурге в концертном зале института кино и телевидения. Полный зал на пятьсот человек. Играли песни брянского музыканта Михаила Бычкова в аранжировках с глюкофонами. После выступления ко мне подошёл студент лет восемнадцати на вид. «Знаете, — говорит, — у меня в детстве был ваш глюкофон. Я с вашим глюкофоном вырос!» А мне самому тридцать один.
* * *
Чудо — в том, что прикасаешься к телу инструмента, и интуитивно рождается музыка. Красивая! Космическая! И у всех получается. Но можно шагнуть и дальше. Моя мама, например, по нашим видеоурокам выучила «Собачий вальс» и «Выйду ночью в поле с конём».
Большинство людей покупает инструмент для того, чтобы снимать стресс, расслабляться и играть, не имея музыкального образования. Интуитивно, от сердца. Дети через них развиваются, взрослые снимают напряжение, молодёжь самовыражается и творит. Кому-то эти инструменты и их звуки помогают избавиться от головной боли или бессонницы, кому-то обрести новое хобби и знакомства, а кому-то служат в роли близкого друга, которому можно выговориться, через игру передавая свои эмоции.
* * *
Когда что-то необычное производится рядом, многим кажется, что это ерунда. Долгое время мы продавали по несколько сотен глюкофонов в зарубежные страны и пару штук в Брянске. Сейчас всё изменилось. Мы сами изменили ситуацию. Активно проводим мероприятия, участвуем в концертах. Один из самых актуальных запросов от молодой аудитории — снять стресс. Поэтому и такие мероприятия тоже проводим. Кстати, наш «дом» удобно расположен в парке рядом с Курганом Бессмертия — можно играть и в помещении, и на поляне на открытом воздухе.
* * *
Производству уже 10 лет, и сейчас мы стоим на пороге нового этапа развития. Мы расширяемся, переехали в новое помещение и планируем масштабироваться. Планируем закупать новое оборудование, увеличить команду и привлекать инвестиции и партнёров, чтобы делать инструменты и знания о них доступнее.
* * *
Как-то гуляю в парке. ко мне подходит молодой человек и на планшете показывает меня же с глюкофоном. «Обалдеть! — говорит он простодушно. — Я ваши видео смотрю, но не знал, что это в моём родном Брянске записывается!» А парень на вид работяга, рассказал, что трудится на стройке. Добавил: «Когда космическую музыку включаю, работа лучше получается!»
892
Добавить комментарий