Александр Постоялко: «Главная гордость не звезда Героя, а моя семья и славные предки»
Первоклассник унечской школы №1 Саша Постоялко маршировал на смотре песни и строя в бескозырке с надписью «Герой». Последней оставшейся в местном универмаге. Через 17 лет, в 2000 году, тогдашний председатель Правительства приколол к кителю гвардии старшего лейтенанта Александра Постоялко «Золотую Звезду» Героя России. За мужество и героизм, проявленные в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В канун Дня защитника Отечества мы попросили Александра Викторовича рассказать о своих жизненных университетах.

***
Вспоминаю своё детство, и становится жалко современных детей, у которых вся жизнь в телефоне. В нашей компании я был самым маленьким. Но только по возрасту. Внешне мало отличался от более старших мальчишек. Все мы помогали по хозяйству родителям, но и на игры времени хватало. В три года я решил переплыть наше озеро. Остальные ребята это уже проделывали. Гребу по-собачьи, а когда до берега метра два осталось, чувствую, сил больше нет. Кричу: «Пацаны, не могу больше, спасайте!» А они мне: «Ну так обратно давай!» Я развернулся и обратно пошлёпал. На берег выполз, все смеются, мол, смотри, Саня, сколько ты проплыл, а говорил: «Не могу!»
Родители нам одним на озеро ходить запрещали. Приду домой, мать резинку от трусов щупает. Если влажная — значит, купался. Но мы быстро поняли: чтобы не спалиться, надо плавать голышом. А выросли, стали разводить костры и сушиться. Однажды летом, я тогда первый класс окончил, нечаянно пожар устроили. У товарища трусы загорелись, он их палкой из костра доставал и случайно на ёлку отбросил. Она мгновенно загорелась. А следом другая… Мы испугались и решили сбежать. А по дороге повстречали пожарные машины с сиренами, которые спешили на клубы дыма. Пожарные у нас спросили, видели ли мы пожар, и попросили показать. И мы поехали с ними тушить огонь. Помогали изо всех сил, чувствуя свою вину. Хотя они даже не спросили, не наших ли это рук дело. Потом на школьной линейке нам вручили грамоты за помощь в тушении пожара.
Учился я хорошо, но хулиганил. Папу в школу не раз вызывали. Но надо сказать, что ремня я ни разу не получал. Мама была категорически против физических наказаний. Я и своих детей, а их у меня шестеро, ни разу пальцем не тронул. Но могу так провести морально-психологическую беседу, что любого до слёз доведу. Страшное дело!
***
Конечно, таких дедушек и бабушек, которые были у нас, наверное, уже и не встретишь. Мне хотелось бы самому когда-нибудь стать таким дедом, каким был мой. Михаил Кондратьевич Козлов — человек безусловного авторитета. Он известную пословицу в корне поменял, одним только словом. В народе говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти». А он повторял: «Честно жизнь прожить — не поле перейти».
***
В наших семьях была ярко выражена преемственность поколений. Очень ценились и уважались родители, бабушки с дедушками. Бережно хранились семейные фотографии, детям рассказывались истории их жизни. Нам с малых лет прививали любовь к Родине и к труду на земле. Не на словах, а на деле. Личным примером. Дети наравне со взрослыми обрабатывали землю, ухаживали за домашними животными.
Важно не потерять эту связь и стараться прививать своим внукам те же моральные устои. Я уверен, что все беды в нашем обществе начались с распадом Советского Союза. Люди разобщились и перестали думать о том, что происходит у соседа на огороде, а стали заботиться только о себе, о своём благе. Об этом же и церковь говорит. Хотелось бы, чтобы ситуация поменялась. А пока моя точка зрения остаётся такой: русских могут объединить только две вещи — или свадьба, или похороны.
Всегда учил и учу своих детей говорить правду. Какой бы она ни была. Потому что сила действительно в правде.
***
Нас с сестрой и всех детей моих дядей-тётей воспитала старшая сестра моего отца Мария Евстафьевна. Для нас — любимая тётя Маруся. В 1943 году, когда ей было 13 лет, она с подружками нашли в лесу гранату. Взрывом убило двоих девочек, а тёте Марусе оторвало ноги и выбило глаз. Она не вышла замуж и всю себя посвятила племянникам. Вложила в нас своё большое сердце и чистую душу. Именно тётя Маруся научила нас петь. И первая песня была «Катюша».
***
У меня всегда были карманные деньги. Папа работал машинистом на железной дороге, мама — главным инженером на хлебозаводе. Свой огород, хозяйство. Семья не бедствовала. Но мы с ребятами всё время искали, где подработать, чтобы не зависеть от родителей. Первые самостоятельно заработанные деньги я получил лет в 10-11, сбивая ящики, тару для бутылок. Чтобы получить 25 рублей, надо было сбить три тысячи ящиков.
Лет с пятнадцати мы уже на железной дороге вагоны разгружали: с сахаром, картошкой… Там хорошо платили. А я парень был крепкий, спортом увлекался: футбол, тяжёлая атлетика, гири тягал. Мне было легко тяжести таскать.
***
В детстве, как подавляющее число советских мальчишек, я мечтал стать космонавтом. Взрослея, стал понимать, что это практически невозможно. Сколько таких мечтателей идут годами к своей цели, а в космос летают единицы. О военной карьере даже не задумывался. И к окончанию школы вообще толком не понимал, чего же я хочу. А потом в очередной отпуск приехал мой крёстный, мамин брат Александр Михайлович Козлов. На тот момент он был подполковником морской авиации, служил в Коломне. А там артиллерийское военное училище. Видя, что я никак не могу определиться с будущей профессией, он предложил поступать туда. И вот мы сели в его «Ниву» и поехали в Сельцы, где находился учебный полигон. И там в полевых условиях я месяц проходил курс молодого бойца и довольно легко прошёл вступительные экзамены. Даже сложную для меня физику сдал на «отлично». Потому что вытащил именно тот единственный билет, который выучил.
***
Когда меня спрашивают, как и за что я получил Звезду Героя, я даже не знаю, что ответить. Во вторую чеченскую мне пришлось участвовать в боевых действиях в качестве артиллерийского корректировщика и с морской пехотой, и с внутренними войсками. Защищали Гудермес, рисковали жизнями… Но вряд ли я бы стал Героем России, если бы не попал в группу 45-го отдельного разведывательного полка специального назначения ВДВ. В качестве офицера артиллерийского полка или любого подразделения батареи, дивизиона, самоходного или же артиллерийского я бы не претендовал на Звезду Героя. У меня шансов было бы ноль. Почему? Потому что мы всё время на закрытых позициях. Максимум, что можно получить, — это орден Мужества. В артиллерийском полку за всё время проведения чеченской кампании я был первым Героем России, а вторым стал Юрий Дюдя.
А группа, в которой я оказался, создавалась из бывших офицеров воздушно-десантных разведывательных подразделений. Костяк состоял из 45-го полка. Настоящие профессионалы своего дела. У нас ниже прапорщика никого не было. Ни срочников, ни контрактников — только профессиональные военные. Элита!
Среди командующих настоящие легенды — Герои России Вадим Гриднев, Андрей Непряхин, Анатолий Лебедь. В 2011 году 45-му отдельному разведывательному полку за героизм и мужество, проявленные на территории Чеченской Республики, было присвоено звание «Гвардейский».
Ну а что касается моей награды, то это интересная история. 1999 год. После очередной успешно выполненной задачи мы прибыли в расположение группировки «Север». Её командующим был генерал Виктор Казанцев. Герой России. Именно он подписывал наградные документы. А их к тому времени прилично накопилось. Как было дальше, он потом мне сам рассказывал. Дошёл до наградного листа на представление меня к ордену Мужества. Подписал. Через несколько листов снова наградной на мою фамилию к этому же ордену. Казанцев снова подписал. Когда ему попался третий наградной на Постоялко, он отложил его в сторону, а, взяв в руки четвёртый, вызвал своего адъютанта и приказал привести к нему «этого старшего лейтенанта», чтобы посмотреть, кто такой.
Надо сказать, что он в лицо нас, спецназовцев ВДВ, не знал. Потому что мы носили закрытые балаклавы. Но у всех они были чёрные, а у меня чёрная в сиреневые ромбики. Приметная. Как самый младший во всей группе, я на построении стоял последним слева. Но Казанцев, когда нас в очередной раз за что-то чихвостил, каждый раз доходил до меня и выговаривал свои замечания мне как командиру. Почему-то думал, раз я отличаюсь от других, то и есть командир. Который, на самом деле, стоял первым и всё время недоумевал, почему все шишки летят в самого младшего. При этом я ещё в ответ на замечания генерала умудрялся дерзить. А что?! Я же не командир, мне можно.
И вот захожу я в генеральскую палатку, Казанцев на меня смотрит и говорит: «А почему это я тебя ни разу не видел?» Я ему шапочку свою с ромбиками показываю. Он за голову схватился: «Так это ты!» Показал мне четыре наградных на орден Мужества и говорит: «Я готов тебе все четыре выдать, но как ты смотришь на то, чтобы я наградил тебя Звездой Героя?» Я отвечаю: «Вы командующий, это ваше право». В результате документы на награждение гуляли аж до мая 2000 года. Я уже всякую надежду потерял. Думал: ну хоть бы один орден Мужества из четырёх дали, а то даже и его нету. А больше всех мама переживала. Я как раз вернулся после тяжёлого ранения. Контуженый, едва ступни не потерял… «Сынок, — говорит, — ну как же так? Здоровье положил и ничего не получил?» Я её утешал как мог, что и так вот бывает. Но весной 2000 года позвонил командующий дивизии и поздравил с наградой.
***
То, что я до сих пор на своих двоих хожу, — заслуга столичного профессора Иванова из госпиталя Бурденко. К сожалению, имени-отчества его я не запомнил. Этот врач спас меня от ампутации ступней после обморожения. Насколько дело было плохо, говорит тот факт, что я развлекал боевых товарищей, прокалывая длинной толстой иглой большой палец на ноге. Почти насквозь. И ничего при этом не чувствуя. Когда командующему сказали, что мне грозит ампутация, он лично распорядился доставить профессора в расположение части на военном вертолёте. Тот привёз с собой мази, которые сам приготовил. Что-то колол в ступни, наносил мазь, заворачивал ноги в полиэтиленовые пакеты. Я и сам толком не понял, что это было. Но через 10 дней он заставил меня ходить босиком по снегу. И я пошёл.
***
В политику я попал, можно сказать, обманным путём. Но не я обманул, а меня. Когда вышел в отставку, ещё год находился в статусе распоряженца. То есть уже не служил, но ещё числился. Командование дало мне время на раздумья. Вернулся в родную Унечу — родителям помогать по хозяйству. Встретился с одноклассниками, друзьями детства, и как-то зашёл разговор о том, чем мне дальше заниматься. Кто-то предложил: «Саш, а не пойти ли тебе в политику?» Я аж поперхнулся: «Вы что?! Где я и где эта политика!» Ну и свернул разговор. А через несколько дней звонит товарищ: «Приходи в кинотеатр имени 1 Мая, поговорить надо. Ты только приходи в пиджаке и «звезду» надень». Ну, пришёл, людей много, все здороваются уважительно. Приятно, что уважают. Товарищ меня подхватил и ведёт прямиком к сцене. А там человек за трибуной: «У нас на повестке дня четыре вопроса. И первый — утверждение кандидатуры нашего земляка, Героя России Постоялко Александра Викторовича, кандидатом в депутаты Брянской областной Думы. Кто за?» Я смотрю, а в зале все руки подняли. Докладчик резюмирует: «Принято единогласно. Поздравляем вас, Александр Викторович!» И руку жмёт. Вот что мне было делать, когда люди на меня с надеждой смотрят и доверяют? И я решил: депутатом — так депутатом. Конечно, в областную Думу я тогда не прошёл, но в 2008 году стал депутатом районного Совета. А потом два года работал замглавы городской администрации по социальным вопросам. Сначала страшно было, но быстро понял: ничего сложного нет. Главное — собрать хорошую профессиональную команду и наладить руководство. А уж командовать-то я умею!
***
Два года проработал главой Унечской городской администрации. И горжусь, что много успел сделать. Стал первым районным главой, который начал ремонтировать дороги. Сделал новый въезд в город, осветил 172 километра дорог, которые потом заасфальтировал мой преемник. К сожалению, последним в области вступил в программу капремонта. Потому что коммунисты насмерть стояли, чтобы этого не получилось. Но тем не менее успели капитально отремонтировать жилой многоквартирный дом. Из подручных средств сварили сцену в городском парке и сэкономили тем самым деньги на проведение различных праздников. Подготовили проект очистных сооружений. Очень хочу, чтобы реализовалась моя давняя мечта — подвести людям воду из напорной башни. Потому что в отдельной части Унечи скважины принадлежат железной дороге и за подключение к ним они выставляют неподъёмный для людей ценник.
В 2015 году по приглашению Александра Васильевича Богомаза занял должность начальника управления общественных проектов администрации губернатора и Правительства Брянской области. Три года работал начальником отдела молодёжных программ и общественных проектов управления молодёжной политики и общественных проектов департамента внутренней политики Брянской области. А в 2019 году меня избрали депутатом Брянской областной Думы. Продолжил курировать молодёжную политику и спорт.
***
Настоящий мужчина — это тот, который несёт ответственность за свои поступки. И является человеком слова. Не можешь? Значит, ещё не мужчина. Надо подрасти немножко, усовершенствоваться. Набраться ума, как мама моя говорит. Ума надо набраться!
***
Главная гордость для меня вовсе на Звезда Героя. Я горжусь своей семьёй, своими родителями, дедами и прадедами Постоялко, Козловыми, Петриковыми. Мой прадед Фёдор Иванович Петриков был репрессированным священником. Он сейчас причислен к лику святых. На моей аватарке в соцсетях любимый дед Евстафий Иванович Постоялко. В числе его боевых наград три ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу». Уважаемые люди, которые всю свою жизнь честно трудились. Так что далеко за примерами ходить не надо.
в тему!
В ноябре 1999 года в районе села Аллерой старший лейтенант Александр Постоялко (позывной «Терек») был в составе разведгруппы, которая выявила расположение банды боевиков, атаковала их, отбив захваченный ранее БТР, и уничтожила трёх боевиков. Скоро к неприятелю подошло подкрепление, боевики контратаковали разведгруппу. В ходе боя Александр Постоялко корректировал огонь артиллерии, в том числе и в ночное время по вспышкам выстрелов. Благодаря этому были уничтожены миномётная позиция боевиков и машина с 5 боевиками в ней. В этом бою Александр был ранен в ногу и контужен.
В одном из следующих боёв под огнём противника оказал медицинскую помощь лейтенанту, которому взрывом оторвало ноги, остановил кровотечение и ползком на себе около километра выносил его из-под огня.
Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2000 года за мужество и героизм, проявленные в контртеррористической операции на Северном Кавказе, гвардии старшему лейтенанту Постоялко Александру Викторовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
После присвоения звания Героя Александр Постоялко продолжил службу, командовал батареей в 1141-м гвардейском артиллерийском полку.
В августе 2000 — ноябре 2001 года выполнял миротворческую миссию в автономном крае Косово: заместитель командира миномётной батареи, начальник штаба базового района, начальник химической службы батальона, военный дознаватель.
В 2002 году — командир 21-й отдельной роты охраны и обслуживания 38-го отдельного полка связи Воздушно-десантных войск (г. Щёлково Московской области).
С 2004 года — начальник курса, позднее — старший помощник начальника учебной части в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.
С 2007 года майор Александр Постоялко — в запасе.
875
Добавить комментарий