Сумичевы, тренеры чемпионов
В декабре президент Владимир Путин лично вручил государственные награды брянским спортсменам — Артёму Калашяну, Светлане Кривенок, Алану Кокойты и Виктории Слановой. Все они победители XVII Паралимпийских летних игр в Париже и воспитанники уникальной тренерской династии — Михаила Васильевича Сумичева и его сыновей — Артёма и Юрия.
Всего российская паралимпийская сборная завоевала 64 медали, из них 5 добавили в копилку брянские спортсмены. Самому старшему из наших паралимпийцев — тридцать, остальным двадцать пять, двадцать шесть... Когда примерно пятнадцать лет назад Михаил Сумичев начал воспитывать из учеников супоневского интерната атлетов, в Брянской области не было ни специальных спортивно-адаптивных школ паралимпийского резерва, ни средних учебных заведений, где можно было бы получить образование ребятам с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА).
— Тогда я работал учителем физкультуры в супоневском интернате и параллельно тренировал «вольников». Однажды увидел по телевизору нашего выпускника Сергея Сычёва, он стал четвёртым на Паралимпийских играх в Пекине. Набрался смелости и пригласил его вместе с тренером Сергеем Трусовым в интернат. Тогда и родилась идея создать на базе интерната спортивную секцию, — вспоминает начало пути тренер.
— Михаил Васильевич, в то время о чём мечтали?
— Показать результат. На Чемпионате России выступить, на Первенстве России. Аппетит приходил во время еды. В 2012 году Саша Хрупин и Света Кривенок впервые участвовали в международных соревнованиях и установили рекорды на Первенстве мира в Чехии. Тогда была заветная мечта — привезти «золото» с Чемпионата Европы. Но чемпионат прошёл так легко: ребята завоевали на троих пять золотых медалей. В тот год к Саше и Свете присоединился Влад Фролов. Со временем в основной состав сборной России вошёл Артём Калашян, наш первый победитель-паралимпиец — двукратный бронзовый призёр игр в Токио. А потом случился Париж…
— Как тренер, вы результатами Паралимпиады в Париже довольны?
— Скажу вам по секрету: тренер никогда не будет полностью доволен результатами. Все спортсмены молодцы, все в четвёрке лучших в мире. Но так случилось, что у действующего чемпиона мира Давида Джатиева расцветка шиповок отдалённо напоминала цвета флага, пришлось в Париже покупать новые. Спортсмен вышел на тренировку, не рассчитал силы и получил травму. Выступить смог, но стал пятым. Спорт есть спорт. Нужно принять: иногда ситуация складывается так, что сильные спортсмены не могут проявить свои лучшие качества.
— Волновались за своих подопечных?
— Как никогда прежде! Наблюдал за другими тренерами: кто-то глаза закрывает, кто-то — уши, другие ходят взад-вперёд. Когда выступает спортсмен, тренеру разрешено пройти в сектор на первый зрительский ряд. За спиной — 80 тысяч зрителей! Я смотрел на своего спортсмена, старался отрешиться от всего, но после каждой попытки или команды «На старт!» волнение только усиливалось. Зато когда спортсмен побеждает — это большое удовольствие! Такое испытать пожелаешь каждому: всё, что ты делал-делал десятилетиями, принесло свои плоды. И вот он на пьедестале!
— Похоже на то, как родители гордятся своими детьми. Вы для них больше чем просто тренер. Знаем, что заслуженный мастер спорта, призёр Паралимпиады Света Кривенок первенца назвала Мишей и в интервью говорила, что в честь вас…
— Я сам, кстати, об этом тоже из интервью узнал. Чувствую, как ребята мне благодарны, но важнее, что они самодостаточные люди, образование получили, профессию, которая обеспечивает благополучную жизнь. С президентом уже несколько раз встречались, с губернатором! С такими людьми, с которыми не каждый может пообщаться. И берёт за душу, когда они подходят и говорят: «Извините, я подвёл вас, я должен был выиграть». Единственное, что остаётся, — успокоить и сказать, что он всё сделал правильно.
Спорт как бизнес
— У вас есть какая-то особая методика, как разглядеть в ребёнке будущего чемпиона?
— Мы берём всех. После Паралимпиады, чемпионатов мира начинается небольшой бум — родители приводят детей. Потом затишье. Недавно привели двух девочек — девятнадцати и двадцати восьми лет. Это очень много! Нужно хотя бы лет с пятнадцати, чтобы был результат.
И другой пример: жена младшего сына работает учителем в школе, приметила девочку, предложила попробовать заняться паралимпийским спортом. Девчонке пятнадцать, и вот мы уже едем с ней на Кубок России. Думаю, покажет результат.
К слову, вспомнился необычный случай, когда я «на улице» спортсменов искал. Как-то на кассе в супермаркете встретился крепкий парень, но видно, что с ногами проблема. Я его пригласил к нам в зал, но тут отец налетел: «Что вы себе позволяете?! Мой ребёнок обычный, он просто ногу подвернул!»
— А правила воспитания чемпионов у вас есть?
— У нас спорт необычный. Тренер должен понимать, что физически происходит с ребёнком с тем или иным диагнозом. Почему, например, ребёнок не может разжать руку, бросая мяч. Диагнозы разные у ребят, все их нужно изучить и… попробовать в этом состоянии пожить. Я одну руку себе на день к телу привязывал, на инвалидной коляске ездил. И тогда сразу становится понятно, как трудно завязать шнурки одной рукой, выдавить зубную пасту из тюбика. Советовал бы всем, кто связан с паралимпийским спортом, почаще так делать. Не для того, чтобы ребят наших жалеть, а чтобы лучше их понимать.
— Ваши подопечные рассказывали в интервью, как на соревнования нужно было ехать поездом больше суток, а суточные — 50 рублей — потратили на первой же остановке и потом воду покупали на всех 5-литровыми канистрами… Таких сложных бытовых моментов на пути к успеху много было?
— Спорт — как бизнес: чтобы получить результат, нужно сначала вложиться. Родители спортсменов меня поймут. Особенно трудно было в первое время. В другом городе идём обедать в столовую. Как ребёнку скажешь: борщ бери, а котлету не бери... Дети выбирали то, что хотели. Доплачивал из своих средств. Хорошо, что жена всегда понимала и поддерживала. А потом ребята сами стали зарабатывать: стипендии, призовые. Уже сами могли за себя платить.
— Михаил Васильевич, с вами давно уже работают ваши сыновья. Как вы их увлекли спортом?
— Я с малых лет брал их на тренировки. Так они оба стали заниматься вольной борьбой, оба окончили училище олимпийского резерва. Старший, Юрий, уже много лет работает в интернате учителем физкультуры. Младший, Артём, ещё студентом был, когда начал помогать мне. Я тренировал ребят в училище, и сын приходил на наши тренировки после своих занятий. Сейчас все вместе работаем в спортивно-адаптивной школе паралимпийского резерва «Виктория», а Юрий — ещё в интернате.
А там ещё немного и… Лос-Анджелес!
— На увлечения, не связанные со спортом, время остаётся? Может быть, рыбалка…
— Ну, разве что раз в три года. Когда месяцами то сборы, то соревнования — не до хобби. Да и с документами много работы. У нас губернаторских стипендиатов только 25 человек! Каждому нужно помочь с документами, у меня на каждого своя папка на рабочем компьютере заведена.
Сейчас началась подготовка к чемпионату мира в Индии. В конце прошлого года наши спортсмены выступали за четыре месяца в шести странах. Всё время на чемоданах. Хорошо, что Артём с ними ездит. Я реже выезжаю, и то хорошо.
— Есть ли у вас профессиональная мечта?
— Выступить с хорошими результатами на Паралимпиаде в Лос-Анджелесе в 2028 году. Начинаем готовить ребят, после Парижа они уже отдохнули — и снова в бой.
— Традиционный вопрос нашего спецвыпуска: какой он — настоящий мужчина?
— Настоящий мужчина держит слово и может постоять за себя и своих близких.
— А что посоветовали бы себе в начале пути, когда приходилось делать вручную спортивное снаряжение и покупать воду в поезд для ребят?
— Ничего особенного. Делай, что должен, и будь что будет. Наверное, так.
Никита Холоимов, врио директора Брянской областной спортивно-адаптивной школы паралимпийского резерва «Виктория»:
— Михаил Васильевич Сумичев с Сергеем Николаевичем Трусовым стали первооткрывателями паралимпийского движения в Брянской области. Медали в Токио и Париже — результат плодотворной работы многих лет. Благодаря тому что развивался паралимпийский спорт, в 2016 году появилась школа «Виктория». Первыми учениками стали 15 воспитанников Михаила Васильевича, а сегодня у нас занимается 230 спортсменов со всей области. Это спортсмены с ПОДА, интеллектуальными нарушениями, слабовидящие и тотально слепые, представлен спорт глухих. Гордимся достижениями своих воспитанников. Но важно подчеркнуть: наша школа открыта благодаря результатам спортсменов Михаила Васильевича.
Артём Сумичев:
— Мне было 19 лет, когда я начал работать вместе с отцом. Поначалу, сам ещё студент четвёртого курса, подносил ядра. Тогда были мысли пойти в органы внутренних дел, но тренерская работа увлекла. Не пожалел ни разу, что выбрал этот путь. Особенно после Паралимпиады в Париже, когда вместе с тысячами зрителей болел за спортсменов, за своих!
Главный профессиональный совет, который я услышал от отца: прислушиваться к спортсменам и помогать во всём. Я очень горжусь заслугами отца и наших легкоатлетов.
Юрий Сумичев:
— Ещё когда отец брал меня на тренировки или в школу, я понимал: когда вырасту, тоже стану тренером. Так и случилось. До обеда работаю учителем в интернате, а после еду на тренировку в «Викторию». Тренирую самых младших.
Поражения у всех ребят разные, бывают очень тяжёлые случаи, но любого ребёнка можно увлечь спортом, чтобы не пропускал занятия, не ленился. В игровой форме: кто у нас самый сильный, кто добежит быстрее?
Мы помогаем ребёнку не только в настоящий момент, но влияем на судьбу. Чемпионы-паралимпийцы для многих ребят пример того, что может дать спорт: работу, достаток, уважение. И для моих воспитанников, которым сейчас 15-16 лет, это лучшая мотивация.
979
Добавить комментарий