Лариса Садилова: «Я всегда называла себя дочерью капитана»
«Ребята, как и взрослые, бывают талантливые и нет. Главное для режиссёра — распознать, учуять органику», — говорил Элем Климов, создатель фильма о пионерии
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», один из немногих советских режиссёров, умевших работать с детьми. Такое же уважительное и чуткое отношение к юным актёрам наследует от советского кинематографа режиссёр Лариса Садилова. Её новый фильм «Дочь капитана» тоже о пионерах, а ещё — о семейных ценностях, связи поколений и мечтах, которые обязательно сбудутся, если в них очень верить.
Устами дебютантов
«Дочь капитана» — самая «быстрая» картина в фильмографии режиссёра: всего 11 съёмочных дней в пионерском лагере «Огонёк» в городе Сельцо под Брянском и столько же — в Крыму, в посёлке Рыбачье. Зато на площадке было задействовано рекордное число детей — двадцать ребят из Брянской области. Режиссёр вспоминает случай, когда в первый съёмочный день отправились на ближайшую к лагерю поляну снимать важную сцену. Дети только позавтракали, добираться — неспешным шагом пятнадцать минут. Пришли, сняли пару дублей, и маленькие актёры запросили… поесть! Разгулялся аппетит на свежем воздухе. К чему взрослые не были готовы, но быстро всё организовали.
После премьеры фильма в брянском кинотеатре «Панорама» в последний день лета съёмочная группа собралась в лагере «Огонёк» на большой пикник, и у «Брянской ТЕМЫ» появилась возможность расспросить брянских дебютантов большого кино, чем им больше всего запомнились съёмки. Им слово.
Даниил Божанов, сыграл в фильме мальчика Петю:
— Хорошо помню тот момент, когда меня пригласили сниматься в кино. Всё начиналось с обычного урока в школе (я учусь в школе №9 города Брянска). В класс зашла заместитель директора и позвала меня в свой кабинет. В кабинете ждала незнакомая женщина. Потом я узнал, что это ассистент режиссёра по актёрам Наталья Киселева. Она спросила, хочу ли я сниматься в кино. Я ответил утвердительно. На этом разговор закончился. Так спустя несколько дней я оказался на кастинге. Детей было много. Мы все ожидали своей очереди, а этажом выше проходил кастинг. Я слышал, как наверху играет горн — выбирали претендента на роль горниста. И я с первой попытки сумел точно изобразить голосом звук горна. От скуки изображал то горн, то кукушку. Меня заметили. Так я попал в фильм «Дочь капитана». Для меня даже придумали две сцены: в одной я в шутку бужу девчонок звуками горна, в другой — изображаю кукушку, пока по лесу марширует отряд. В фильм они не вошли, но я не расстроился, потому что увидел эти сцены в «Фильме о фильме». В будущем я хочу стать архитектором, потому что мне нравится делать чертежи и решать задачи.
Валерия Сергеенкова, исполнительница главной роли — Любочки:
— Я из Трубчевска, где Лариса Игоревна снимала свои фильмы «Сынок», «Однажды в Трубчевске», «Она». На съёмках фильма «Она» моя мама работала водителем и снялась в эпизоде. Так и познакомилась с режиссёром. И когда Лариса Игоревна разместила у себя в соцсетях приглашение на кастинг, мама спросила: «Лера, ты бы хотела сняться в кино?» Я очень волновалась: вдруг что-то пойдёт не так? Но на кастинг записались. Помню, после первого просмотра волновалась так, что ноги дрожали! Настолько была перепугана. На следующем этапе рассказала басню «Ворона и Лисица». Отвечала на вопросы. Например: кто такие пионеры? Я ответила: это дети, которые живут в лагере. Но оказалось, пионеры — значит первые.
Кстати, и в пионерском лагере я была впервые, хотя мечтала там побывать. Первый день в «Огоньке» был без съёмок, привыкали к пространству. На следующий день после заезда снимали сцену с простынями, которую зрители видят в начале фильма. А самая любимая сцена в лагере — битва подушками в комнате девочек. Было весело! Понравилось сниматься с Олесей Железняк. В кино она играла мою бабушку. Она добрая и всегда меня поддерживала.
По сюжету дети в лагере не верили, что мой папа — капитан. Так случилось и в жизни, когда одноклассники не поверили, что я снималась в кино, а потом, когда читали про «Дочь капитана» в интернете, очень удивлялись, что всё это правда. Я хотела бы стать актрисой и, если Лариса Игоревна откроет в Брянске киношколу, обязательно буду там учиться.
Станислав Фаворов, исполнитель роли Никиты:
— Я играл мальчика из детского дома. Думал, буду персонажем эпизода, но участвовал в нескольких важных сценах. Я доволен в целом: не главная роль, зато и текста много учить не надо.
Как я попал на съёмки? Моя мама — актриса брянского ТЮЗа, я занимаюсь в студии при театре. Как-то я играл на компьютере, в комнату вошла мама и сказала, что я пойду на кастинг. Она всё решила. Я стихотворение и басню выучил, рассказал — и стали ждать. В итоге я оказался на съёмках.
У меня есть два хороших воспоминания. Мне очень нравилась наша комната: это было своё царство! У девочек в комнате была записочка: «Не входи!», а у нас — «Хочу пиццу». Это я так написал.
Любимая сцена из фильма — наказание во время тихого часа. По сюжету нас, провинившихся, должны были закидать бумажными шариками. Сняли всё с первого дубля. Я этому обрадовался: мы смогли покидаться друг в друга заготовленными шариками.
Александра Сидорова, сыграла девочку Таню, которая в «крымской» части фильма приехала с родителями к морю и подружилась с Любочкой:
— Моя бабушка — Лариса Садилова, мой папа — второй режиссёр Владимир Сидоров. Мне хотелось сниматься в кино, потому что папа «уезжал на картину» или делал монтаж, а мы с мамой его ждали дома. А я мечтала поехать вместе с папой. А ещё мне нравится профессия актёра: фильм остаётся на память — вот здесь ты снимался! Мне понравилась роль Тани, и я проходила сложные пробы именно на неё.
И на съёмках никаких поблажек не было. А какие могут быть привилегии? На завтрак нам выдавали… текст, мы учили свои реплики и отправлялись на съёмки.
Любимая сцена — когда мы с Валиком пришли знакомиться с Любочкой. Это был первый рабочий день, такой тяжёлый! Снимали много дублей.
Я мечтаю стать тренером по теннису, с трёх лет занимаюсь этим видом спорта, вхожу в сборную Брянской области, у меня третий взрослый разряд.
— Я будто в своё детство вернулся, — присоединяется к юным коллегам замечательный взрослый партнёр по картине Юрий Кутафин, исполнитель главной роли в фильме Ларисы Садиловой «Огород» и роли дедушки в фильме «Дочь капитана». — Мой внук в фильме, Валик, такого же возраста, как и я во время действия по сюжету: мне было девять в 1972 году. Многое мне близко и знакомо: и лето в пионерском лагере, и детство, дружное и беззаботное, походы, костры. Это всё у нас было. У меня о том времени хорошие воспоминания остались. Отец рано умер, и мать воспитывала пятерых детей. Хоть и скромное детство было в материальном плане, но в духовном чувствовал себя прекрасно. Я любил внешкольную жизнь — подготовку мероприятий, поездки, экскурсии. И стенгазеты рисовал, и КВН готовил, и чтецкие номера. С 4 класса учителя меня вывели на сцену. Увидели, что неплохо читаю стихи, могу представить школу на смотре художественной самодеятельности. Я выходил на сцену, мне так это понравилось — казалось, что это какой-то праздник, когда зритель тебе аплодирует, хорошее у всех настроение, состояние!
Юрий Анатольевич — артист Курской областной филармонии, у него редкая профессия — мастер художественного слова. И если верить поговорке, что все мы родом из детства, у двадцати мальчиков и девочек, снявшихся в атмосферной картине «Дочь капитана», все шансы влюбиться в творческие профессии, кем бы они ни мечтали стать в свои девять-одиннадцать лет. И уж точно на премьере своего дебютного фильма в Брянске и Трубчевске они успели пережить эти прекрасные минуты, когда зал аплодирует стоя и все счастливы.
Всё — личное!
У Ларисы Садиловой есть любимая зрителями и критиками психологическая драма (кстати, тоже снятая в Брянске) — «Ничего личного». В новом семейном фильме «Дочь капитана» личное почти всё! И пионерский лагерь, в котором будущий режиссёр провела не одну смену. И посёлок Рыбачье, где она отдыхала вместе с бабушкой. И даже название!
«Я всегда называла себя дочерью капитана, вернее, меня так называли взрослые, потому что я всем рассказывала, и знакомым, и незнакомым, что мой папа плавает на большом-пребольшом корабле. Я в пять лет не понимала, чем пароход отличается от подводной лодки. Потом я узнала, что папа был акустиком, а не капитаном, но это ничего не меняло, он продолжал «плавать», а не «ходить». Всегда произносился тост у нас за столом — «За тех, кто в море!». Папа жил в Большом Камне в Приморском крае, а мы — в Брянске», — напишет режиссёр в своём Телеграм-канале «Дочь капитана/Лариса Садилова».
Автобиографичен и образ бабушки, списанный сценаристами с любимого, дорогого человека. Когда-то Лариса Игоревна писала: «Очень хочется написать про бабушку не просто абзац, а роман, а потом снять фильм. Только вот кто её сыграет? Её смогла бы легко сыграть Фаина Раневская, а кто ещё — не знаю. Она пересекла всю страну, с Камчатки до Белоруссии. Несмотря на тяжёлую жизнь, была очень весёлой, оптимисткой. Любила путешествовать, везде встречала своих друзей, даже тех, с кем училась на Камчатке. Или запросто знакомилась, а потом эти вроде бы случайно встретившиеся люди становились её друзьями на всю жизнь…»
Правда, в жизни случился не роман, а сценарий. Бабушку сыграла заслуженная артистка Российской Федерации Олеся Железняк. Её прекрасная актёрская работа принесла картине «Дочь капитана» первый фестивальный приз — «За лучшую женскую роль» на фестивале «Талант» в заполярном городе Кировске. Приз вручили 5 октября, всего спустя месяц после российской премьеры фильма. Другой приз достался всей съёмочной группе с формулировкой: «За тонкое наблюдение жизни и точное отражение мира 70-х».
— Это моя самая любимая картина, наверное, потому, что тяжелее всего далась, — признаётся Лариса Садилова. — Всего 11 дней в Брянской области и 11 в Крыму. И ты не можешь продлить эти съёмки ни на день, потому что выкуплены места в поезде, на котором съёмочная группа должна вернуться назад. У нас была очень молодая группа. Более того, много тех, для кого картина стала первой. Это и один из операторов-постановщиков Сергей Петрига, и художник-постановщик Мария Дружинина, и художник по костюмам Анастасия Сизова, и помощник режиссёра Лиза Алексеевская…
Когда закончился монтаж фильма и я посмотрела картину от начала до конца, сказала сама себе: похоже! Имея в виду семидесятые.
— Лариса Игоревна, в фильме не оказалось «Снов Любочки», которые снимали на кинопробах. Замечательные были! Почему решили убрать?
— Если честно, то второй сон, который мы снимали в Крыму, мы не додумали. Даже не знали, как его обработать с помощью графики, и в целом отказались от «Снов». Конечно, обидно было и жалко расставаться с этим сюжетом, целая линия была связана с медведем Любочки. Медведей делали художники Брянского
театра кукол, их было два, потому что один мог испортиться во время съёмок. Медведь в кино остался, а после съёмок игрушки достались главным героиням — исполнительницам роли Любочки и Тани.
— Фильм выглядит необычно среди того, что сейчас показывают на экранах: он неспешный, это не экшн, не сказка. Понравится ли он современным детям?
— Очень зря некоторые взрослые считают детей глупенькими и предлагают им фильмы, которые не отвлекут их от попкорна. «Дочь капитана» до премьеры я видела множество раз, и в кинотеатре «Панорама» любопытнее было наблюдать за залом, за детьми, как они смотрят картину. И я увидела, что первая часть, действие которой происходит в пионерском лагере, приводит в восторг детей, вторая, «крымская», больше нравится родителям, а обе — связаны трогательной историей Любочки. И получается настоящее семейное кино. Мне приятно, что брянский зритель тепло встретил фильм.
— Планируете ли снимать новые фильмы с участием детей?
— Не так давно, вновь оказавшись в лагере «Огонёк», ловили себя на мысли, что хочется опять снимать здесь кино с теми же детьми. Мы надеемся, что эта история найдёт продолжение в создании киношколы. Я бы преподавала, основываясь на принципах моих учителей — Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой. Сергей Аполлинариевич говорил нам, студентам первого курса: «Мы не будем обучать вас навыкам. Для этого есть другие педагоги. Мы будем вас воспитывать!» Точно так же, считаю, нужно работать и с детьми. Ведь что такое творчество? Это когда не было ничего — и вдруг получается нечто прекрасное. И нужно уметь не только придумать, но и осуществить — не важно, фильм ли это, спектакль, фестиваль или какой-то другой проект. Если мы научим наших детей из ничего делать что-то, вот это я буду считать главным успехом.
968
Добавить комментарий