О делах сердечных. И не только…
По данным исследования образовательной компании MAXIMUM Education за 2024 год, только 5% школьников среднего звена точно знают, кем хотят стать. К выпускному эта цифра вырастает до 42%. Наш собеседник определился с будущей профессией в 12 лет. В преддверии Дня медицинского работника о деле всей своей жизни рассказывает главный врач Брянского областного кардиологического диспансера Андрей Михайлович Недбайкин.

* * *
О профессии врача я начал задумываться уже класса с пятого. И целенаправленно шёл к своей мечте. Биология и химия мне всегда нравились, а в нашей бежицкой школе №17 были прекрасные преподаватели. Я с удовольствием изучал эти предметы более глубоко, выходя за рамки школьной программы. Был такой знаменитый справочник по химии (автор Хомченко) для поступающих в вузы, вот я его штудировал. Было и на кого ориентироваться. Двое моих родных дядей и тётя окончили Смоленский мединститут, а старшая сестра там же училась, на четвёртом курсе, когда я поступил в Калининский (ныне Тверской) мединститут. Это был 1979 год, и на Брянскую область дали определённые квоты для поступающих в медицинские вузы, с тем чтобы выпускники вернулись работать на малую родину. А я никогда и не мечтал о жизни в других городах. Люблю Брянск, и особенно Бежицу.
Поступил на лечебное дело довольно легко, хотя конкурс был 5 человек на место. Сдавали биологию, химию, физику и сочинение. Но, повторюсь, я с пятого класса готовил себя к будущей профессии.
* * *
К самостоятельной жизни в студенческом общежитии я был подготовлен. Умел и поесть приготовить, и постирать… Мама воспитывала нас с сестрой одна. Родители развелись, когда мне было семь лет, но связь с отцом мы не теряли. После девятого класса я пошёл на Бежицкий сталелитейный завод сбивать ящики. За полтора месяца заработал больше ста рублей и повёз маму на море. Хватило на две недели отличного отдыха. И в Калинине я сразу же нашёл подработку. Сначала дворником, а летом стал ездить в стройотряды. Отличное было время! Мы много чего построили: фермы для скота, ангар. Даже нефтеперекачивающую станцию для нефтепровода «Дружба». Когда праздновали 50-летие «Дружбы», меня пригласили на торжество, как причастного к развитию нефтепровода.
А жизнь в студенческом общежитии была интересна ещё и тем, что рядом с нами жили и учились студенты из многих стран. Африка, Азия, Средний Восток, Латинская Америка. Были болгары, поляки и даже немцы.
После окончания четвёртого курса я в числе десяти лучших студентов был по обмену на практике в Болгарии. В Софии, Плевене, но в основном в больнице Варны. Практиковались в разных отделениях. До этого у меня были практики в районных больницах Тверской области, и было интересно сравнить. А непосредственно работать по специальности я стал после четвёртого курса. Медбратом в отделении реанимации тверской областной больницы. Так что мой медицинский стаж отсчитывается с 1983 года.
* * *
По распределению, как я и предполагал, вернулся в Брянск. Первый год интернатуры работал на базе городской больницы №1. Это была очень сильная школа! В то время там ещё трудились врачи, которые прошли Великую Отечественную войну. Было у кого поучиться. Работал в отделениях пульмонологии и гастроэнтерологии, кардиологическом отделении. Особенно благодарен моим наставникам Владимиру Романовичу Голод, Нине Павловне Денисенковой, Дине Борисовне Рудницкой, Лидии Сергеевне Гребенюк.
После этого я работал врачом-ординатором в терапевтическом отделении медсанчасти стальзавода. Того самого, где подрабатывал на летних каникулах. В то время у стальзавода был свой терапевтический стационар на 110 коек, который находился на Новом городке. И так сложилось, что я работал ординатором в этом стационаре до июня 1988 года, а потом по направлению облздрава поехал на свою первую специализацию в Минск. Там был институт усовершенствования врачей с очень сильной клинической базой. Моя специализация называлась «Функциональная диагностика в кардиологии». То есть я фактически получил две специальности: функциональная диагностика и кардиология. Спасибо тогдашнему заместителю руководителя Брянского облздрава Анатолию Дмитриевичу Прошину, который меня направил! По его инициативе в то же время у нас в области впервые было создано отделение кардиологической реабилитации. Открылось оно в новом корпусе на базе медсанчасти БМЗ. В отделение направлялись пациенты, перенёсшие инфаркты. Мы занимались их реабилитацией. Минимизировали последствия, возвращали трудоспособность. А возглавлял отделение прекрасный кардиолог — кандидат наук Виктор Дмитриевич Женчевский, который переехал к нам из Смоленска.
Очень интересная была работа. Ведь подобные отделения были новинкой, и по всему Союзу их насчитывалось единицы. Тему реабилитации после инфарктов активно продвигал известный на весь Союз профессор Давид Мейерович Аронов, и она действительно давала свои результаты. Множество людей после реабилитации приступали к активной трудовой жизни.
Проработал я в отделении кардиологической реабилитации полгода, и мне предложили военную службу в органах госбезопасности, где я служил с 1988 до середины 1994 года начальником военной медицинской службы. И был тогда самым молодым начмедом в Советском Союзе.
За это время я получил бесценный руководящий опыт. В 1993 году прошёл специальную учёбу на базе нашего основного института усовершенствования врачей в Москве, где нас обучали организации здравоохранения в рыночных условиях.
В 1994 году мне предложили стать заведующим стационаром сталелитейного завода. Я вернулся в хорошо знакомые стены, а в 1996 году перешёл в Брянский областной диагностический центр, где вместе с Владимиром Николаевичем Дорощенко занимался вопросами радиационной медицины. И одновременно, так как у меня уже была специализация по кардиологии, принимал пациентов. В том числе выезжая в юго-западные районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Мы осуществляли так называемую спецдиспансеризацию, и мои навыки по функциональной диагностике очень пригодились.
В 1998 году меня назначили руководителем консультативного отдела Диагностического центра. Под моим началом работали 18 врачей разных специальностей: от кардиолога до психиатра. А в 2007 году Владимир Николаевич Дорощенко, который к тому времени возглавил областной департамент здравоохранения, предложил мне возглавить областной кардиодиспансер.
* * *
Здание кардиологического диспансера было построено в 1985 году, и долгие годы в нём располагалась так называемая обкомовская больница. С палатами повышенной комфортности, в каждом блоке — санузел, душевая. В начале девяностых здесь хотели сделать гостиницу бизнес-класса. Но надо отдать должное Анатолию Дмитриевичу Прошину, который сумел доказать руководителям области, что Брянску необходим свой кардиоцентр с благоустроенными палатами, отделением реанимации, интенсивной терапии и отделением реабилитации. Многие врачи-кардиологи перешли сюда из других городских больниц, а первым главврачом стал Валентин Константинович Серков.
Я возглавил Брянский областной кардиологический диспансер в непростое для него время. После ухода на заслуженный отдых Валентина Константиновича там успел поработать так называемый «эффективный» менеджер, и в результате его деятельности образовались серьёзные проблемы внутри коллектива. Плюс большие долги. В том числе за приобретённое непрофильное медицинское оборудование. Не буду углубляться в детали, но скажу, что положение было сложное.
Горжусь, что мне удалось в итоге сплотить коллектив, поставив перед ним понятные и выполнимые задачи. Благодаря поддержке администрации области мы смогли существенно улучшить материально-техническую базу. Был закуплен МРТ-аппарат, мы провели большой ремонт, разместили отделение реанимации рядом с приёмным покоем. Обустроили отделение функциональной ультразвуковой диагностики, отделение физиотерапии. Пациенты были разделены на два потока: амбулаторный и стационарный. Мы сделали так, чтобы они не пересекались. И всю правильность такого решения подтвердила ковидная практика.
Когда область возглавил Александр Васильевич Богомаз, мы с его помощью смогли за региональные средства приобрести современный ангиограф — прибор для хирургического лечения острого коронарного синдрома. Для диспансера это стало настоящим прорывом. Потому что до этого мы не могли оказывать высокотехнологичную помощь.
Позже вместе с тогдашним директором областного департамента здравоохранения Андреем Николаевичем Бардуковым открыли такой же центр, оборудованный ангиографом, в Клинцах. И тем самым закрыли потребность для жителей юго-западных районов. Сейчас в области четыре таких центра: сосудистый в областной больнице, в первой городской больнице, в Клинцах и наш.
Когда наступила пандемия, именно благодаря тому, что в области работало четыре центра с ангиографом, мы не прекращали оказывать хирургическое лечение острого коронарного синдрома. В течение двух месяцев наш кардиодиспансер работал один на всю область. Потому что сосудистый центр был первым перепрофилирован в ковидный госпиталь, в Клинцах вышло из строя оборудование, а в первой городской больнице врачи одномоментно заболели коронавирусной инфекцией.
* * *
Когда мы решили первоочередные задачи, стали организовывать и проводить обучающие конференции, на которые приглашали ведущих кардиологов страны. В 2013 году провели большой съезд терапевтов и кардиологов ЦФО. В Брянск приехали академик Рафаэль Гегамович Оганов, который тогда возглавлял Российское кардиологическое общество, главный терапевт России академик Анатолий Иванович Мартынов. К нам стали регулярно приезжать главный кардиолог России Сергей Анатольевич Бойцов, главный кардиолог ЦФО и Московской области Юрий Михайлович Поздняков, главный кардиолог ЦФО Сергей Ильич Провоторов.
С 2013 года специалисты нашего диспансера выполняли в Брянской области один из очень важных регистров по внезапной сердечной смерти для трудоспособного населения. Исследовали медицинские документы всех, кто за последние годы умер в результате болезней сердца. Официальная статистика у нас была такая: два случая за год. А мы выяснили, что таких случаев в десятки раз больше.
Наша работа позволила выработать определëнные стратегии профилактических мероприятий, а также выдвинуть на законодательный уровень инициативу оказания первой медицинской помощи в общественных местах. В частности, доступы к наружным дефибрилляторам. Именно они могут запустить работу сердца у людей с нарушениями сердечного ритма. Была разработана юридическая защита для тех лиц, которые могут оказать неотложную помощь, и доказано, что не только медики могут использовать дефибрилляторы, но и обученные волонтёры. Внезапная сердечная смерть чаще всего случается в трудоспособном возрасте. Брянщина была одним из первых регионов в стране, где стали изучать эту проблему и поднимать на общегосударственный уровень. Идеологами исследования были академик Николай Алексеевич Мазур, известный специалист в области неотложной кардиологии, и Руслан Михайлович Линчак, доктор медицинских наук, профессор, который как раз курировал нашу работу.
Ежегодно у нас проходит межрегиональная конференция, посвящённая сложным вопросам диагностики, лечения кардиобольных для смежных специальностей. То есть в конференции принимают участие эндокринологи, неврологи из разных регионов и разных научных школ. В этом году у нас были коллеги из Москвы, Смоленска. Наши доктора делали свои доклады по разным направлениям. Я сам имею учёную степень. В достаточно зрелом возрасте защищался. Тема касалась эффективности радиочастотной аблации у пациентов с фибрилляцией предсердий и мер по повышению её эффективности. Как член Правления Российского кардиологического общества, вхожу в редакционный совет Российского кардиологического журнала. Поэтому не только на конференциях выступаю, но и готовлю по их результатам статьи.
* * *
Ещё одно направление работы кардиодиспансера, которым я горжусь, — сотрудничество с ведущими специалистами медицинских центров и клиник Москвы и Санкт-Петербурга. Началось оно в 2007 году, когда к нам приезжал академик Бокерия. Мы предложили (как одно из направлений сотрудничества), чтобы специалисты «Лиги здоровья нации», президентом которой он был, приезжали в Брянск и отбирали пациентов на те операции, которые в регионе не проводятся. Это аортокоронарное шунтирование, клапаны, пластика, протезирование... И радиочастотная аблация, если говорить о нарушениях ритма сердца. Эти операции у нас не проводятся по объективным причинам. Нужна не только техническая база, но, прежде всего, соответствующие специалисты с определёнными хирургическими навыками, которые достигаются в результате обширной практики.
Лео Антонович поддержал нашу идею, и к нам стали приезжать специалисты Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Вторым федеральным институтом, с которым у нас сложилось сотрудничество, стал Национальный центр хирургии имени Пирогова. А потом к нам стали приезжать из Национального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, который работает в Санкт-Петербурге. Сегодня в Брянском областном кардиологическом диспансере дважды в месяц ведут приём специалисты из 10 федеральных медицинских центров.
Почему они любят приезжать в Брянск? Потому что мы своих пациентов тщательно готовим к этим очным консультациям. Они приходят на приём с результатами всех необходимых анализов и исследований, поставленным диагнозом. И мы направляем их именно к тем профильным специалистам, которые занимаются решением конкретной патологии. Приём ведëтся по предварительной записи, без очередей и суеты. Конечно же, такой подход, когда человеку не надо самостоятельно ехать в столицу, а столица сама приедет к нему, очень нравится нашим пациентам.
* * *
Меня радует, что у нас работает дружный профессиональный коллектив. 62 врача, более 130 медицинских сестёр. Из врачей более половины имеют высшую
категорию, есть учёные степени кандидатов медицинских наук. Приходят и остаются молодые специалисты. Недавно коллектив пополнился двумя молодыми кардиологами, которые учились по целевому направлению. В реанимацию пришли несколько новых докторов. Когда мы создавали отделение рентгенхирургии под руководством опытного врача Алексея Сергеевича Соляника, к нам приехали хирурги из Обнинска и Твери. Их привлекли наши условия работы, и прежде всего то, что, по условиям областной программы поддержки врачей, они получили жильё за счёт регионального бюджета.
***
Моё личное место силы — в кругу семьи. Мы с супругой, которая всегда и во всём меня поддерживает, воспитали сына и дочь. Оба с золотой медалью окончили школу, но ни по моим стопам, ни по маминым (она долгое время преподавала в школе английский язык) не пошли. Сын — программист, айтишник. Но в последние годы занимается производством. А дочь заканчивала экономический с айти-уклоном, но по специальности не работает. Успешная мама двоих детей. А вообще я счастливый дедушка! У меня четверо внуков.
Раньше я очень увлекался рыбалкой. Однажды в молодости поймал на водохранилище под Киевом леща на 3,5 килограмма. На спиннинг, на дальний заброс. Но с тех пор как мы перебрались жить в собственный дом, рыбалка почему-то закончилась. Больше нравится прогуливаться по близлежащему лесу: птички, белочки… Лет семнадцать не рыбачил, а ведь спиннинг ждёт.
Дорогие коллеги!
От всего сердца поздравляю вас с нашим профессиональным праздником — Днём медицинского работника! Эта профессия — одна из самых трудных и благородных в мире. Пусть ваш труд, опыт, знания, умения и терпение приносят пользу, дарят надежду и возвращают здоровье пациентам! Желаю вам крепкого здоровья, душевного тепла, счастья, благополучия и мирного неба над головой!
881
Добавить комментарий