
«Мать не плакала, когда в сорок третьем провожала меня на войну, — вспоминает, сам едва скрывая слёзы, ветеран Михаил Михайлович Лебедев. — Всё выплакала накануне ночью». После недолгого прощания 17-летний мальчишка запрыгнул на скрипучую телегу с краюхой хлеба за пазухой и уехал из родного дома. Думал, будет, как и отец, громить на фронтах врага. Но его собственный ангел-хранитель распорядился иначе. Трижды за пять лет войны уводил он своего подопечного подальше от смерти. Рассказывает сам Михаил Михайлович.



«В моём наградном листе так написано: «…поступила на работу по вольному найму в батальон аэродромного обслуживания», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны, старшина медслужбы Наталья Тимофеевна Бурыкина. — А знаете, что такое вольный найм в 41-м? Первый бой — оборона Москвы. В чистом поле бьёт артиллерия, машины гудят, раненые стонут. А мне 18 лет. Страшно и к мамке хочется. Я сумку с медикаментами бросила, китель сняла и убегать. Но не успела, политрук схватил за плечо: «В штрафбат захотела?! Немедленно в строй!» Я зубы стиснула, вернулась и прошагала в строю до Кёнигсберга». По традиции свою историю ветеран рассказывает от первого лица.

По крохотному уральскому посёлку шёл 20-летний сержант в изношенной шинели. Он прошагал Великую Отечественную, воевал с японцами и впервые за три года получил возможность повидать родных. Из-за забора выглянула соседка, испуганно ахнула, метнулась в дом и громко лязгнула засовом. «Они всегда были странные», — подумал фронтовик и свернул к родительскому крыльцу. Двери оказались заколочены. Тогда он отправился к брату, жившему на соседней улице. Семья как раз завтракала. Но стоило переступить порог, все застыли в испуге. «Брат, что ж ты, не узнал меня?!» — вымолвил Алексей Незнанов. «Узнал, Лёшенька, да не сразу поверил — год назад похоронка на тебя пришла…» Похоронку ветеран до сих пор хранит в кармане парадного пиджака. А в сердце — страшные воспоминания фронтовых лет.

«Я закрываю глаза и вижу, как еду в открытом грузовике. Шустрая «полуторка» мчится по шоссейной дороге, ниточкой протянувшейся между болот. Едва закончился бой — немцы попали в окружение. Они лежат, словно скошенные. Люди, лошади. У некоторых из развороченной плоти всё ещё течёт кровь. Но не это поразило, к смерти можно привыкнуть. На обочине лежала убитая женщина, с мёртвым ребёнком на руках. Растерзанная мадонна. Вот это забыть невозможно», — голос 92-летней Раисы Устиновны Говоровой дрожит. Тогда, в сорок четвёртом, под Могилёвом ей было всего семнадцать лет. Воспоминания ветерана по традиции публикуем от первого лица.

«Несколько сотен людей заперли в подвале с парой крохотных, наглухо закрытых окон. Детей во двор не выпускали совсем. Когда пришли русские солдаты и по одному вытаскивали нас на волю, я упала в обморок — за два года разучилась дышать свежим воздухом. Долго не могла прийти в себя, бабушке даже показалось, что я умерла…» — вспоминает Ольга Михайловна Наумова, бывший малолетний узник фашистских концлагерей. В немецкий лагерь она попала 5-летней девочкой. Воспоминания о жизни в неволе, потерянном детстве и освобождении, по традиции, публикуем от первого лица.

Жительнице Брянска Екатерине Григорьевне Дёминой 97 лет. Каждый день она встаёт ранним утром, выпивает привычную чашку кофе и садится за работу: пять-шесть часов подряд вяжет крючком салфетки, скатерти, шторы, воротники. Всё в доме ветерана Великой Отечественной войны наполнено белым накрахмаленным кружевом. Так же сидя за работой, защитница Москвы начинает свой рассказ…

«Эй, куда идёте? Партизаны?» — крикнул немец на ломаном русском. Трое детей в лохмотьях испуганно потупили глаза. «Ведите в отряд!» — самоуверенно скомандовал фриц. Два мальчика и девочка разом закивали. И привели — в засаду к своим. Так дети на войне помогли взять языка, а пятнадцатилетняя Нина Евсеева вскоре получила свою самую дорогую награду — медаль «За боевые заслуги». По традиции рассказ ветерана публикуем от первого лица.

«У мамы было пятеро братьев — все погибли под Ленинградом, — вспоминает ветеран Николай Степанович Редикульцев. — Я читал в похоронках: «Геройски погиб…» — сжимал кулаки и мечтал отомстить фашистам». Первый раз сибиряк Коля Редикульцев пришёл в военкомат в 15 лет. Похвалили за рвение, однако отправили домой. А когда исполнилось шестнадцать, взяли добровольцем. Так мальчишка в течение года попал сразу на две войны. Рассказ ветерана публикуем от первого лица.

Гале Романовой было 11 лет, когда Севск захватили немцы. Старинный городок оккупировали дважды и дважды освобождали. Бои за город шли несколько месяцев: ни одна сторона не намерена была отступать. Фактически мирные жители оказались у линии фронта. По официальным данным, до 1 октября 1941 года в городе было 1085 домов, после освобождения осталось только 122. Погиб каждый десятый житель. Эта история — о том, что худой мир лучше доброй ссоры и почему наших бабушек и дедушек
искренне пугают наклейки «Можем повторить» на авто.

Первый бой. Пехотинцу Яше Шустерману всего восемнадцать, но он уже командир отделения. Он только что побывал в первой атаке. И вдруг вызывает командир взвода:
«Ты видел, откуда бил пулемёт? Твоя задача внезапно напасть, уничтожить
огневую точку, захватить окоп, дать сигнал — и мы придём».
На фронте Яков был всего четыре дня. И всё же он возглавил эту дерзкую ночную атаку, блестяще провёл операцию и открыл путь пехоте. За подвиг в первом бою был награждён своей самой ценной наградой — медалью «За отвагу». О себе и войне рассказывает
Яков Евсеевич, участник войны, фронтовик, полковник в отставке.

Наши читатели делятся уникальными находками из семейных архивов. В старых альбомах семьи Павловых обнаружилась одна из последних записок знаменитой разведчицы Вали Сафроновой, чьё имя носит одна из брянских улиц, а в семье Колотовых более 70 лет хранилось письмо с подробным описанием гибели 23-летнего фронтовика Шуры.

В 1969 году в Брянске был организован Пост № 1. С тех пор почётный караул школьников неизменно стоит на площади Партизан и прерывался надолго единственный раз в истории — почти на год в период пандемии. В конце апреля караульные наконец-то вернулись на Пост № 1. Мы побывали на репетиции смены караула и узнали, когда у Вечного огня можно увидеть юнармейцев, как за полвека изменился церемониал и почему брянские школьники всё чаще мечтают о службе в море.

1923 год называют годом рождения смертников. Когда в 1941-м началась массовая мобилизация мужского населения СССР, на фронт отправлялись и юноши 1923 года рождения, которым едва исполнилось восемнадцать, и их старшие товарищи, начиная с 1890 года рождения. Нередко воинские части пополнялись необстрелянными юнцами, которые гибли в первом бою. Николай Петрович Демидов родился 24 декабря 1923 года. В армию был призван 17-летним в августе 1941-го. Больше двух лет провёл на фронте, выжил под Ржевом, трижды был ранен и чудом вернулся домой. Свою историю ветеран по традиции рассказывает от первого лица.

Всероссийская акция «Моё детство — война» проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации с 2020 года. Проект призван сохранить память о событиях Великой Отечественной войны в воспоминаниях очевидцев — людей, чьи детство и юность пришлись на военные и первые послевоенные годы.
Героями акции стали уже более 3000 россиян. Среди них — жители Брянской области. И мы искренне уверены, что воспоминания детей о войне — самое точное доказательство того, насколько ценен и хрупок мир.
15-16 июля автомотопробег «Дорогами Дружбы» провели нефтепроводчики России и Белоруссии на территории Брянской и Гомельской областей. 24 мотоцикла, 24 автомобиля, всего более 100 участников: под флагами двух государств и «Транснефти» было преодолено в общей сложности свыше 1000 километров.

В селе Белогорщь Унечского района открылся мемориальный комплекс в память о церковнослужителях, пострадавших в годы гонений за веру Христову.
На гранитных стелах — 68 имён и список 19 храмов района, разрушенных до основания. Мемориал построен на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы по инициативе и при финансовой поддержке семьи почётного председателя Брянского землячества в Москве, общественного деятеля Виктора Михайловича Тимощенко по благословению епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира.

Живёт в Погарском районе удивительный человек-легенда — 96-летний Фёдор Иванович Ющенко. Ветеран Великой Отечественной войны, оказавшийся на фронте в шестнадцать лет. Вернувшись с войны, в двадцатилетнем возрасте стал председателем колхоза и прославился в районе тем, что отстающие хозяйства из долговых ям умело вытягивал в передовики. О своей судьбе, трудовых достижениях и одной на всю жизнь любви ветеран рассказал «Брянской ТЕМЕ».

«Три с половиной месяца провели мы в Урицком. Бабушка как чувствовала: накануне облавы зарезала свинью. Сало посолила, разрезала на маленькие куски и тряпками примотала каждому к спине. Каждый день она тихонько давала нам с Санькой по кусочку сальца. Может, поэтому и живы остались: дети в концлагере умирали каждый день», — рассказывала в 2019 году нашему корреспонденту малолетняя узница Ольга Михайловна Наумова, называя страшное место, где в годы оккупации она оказалась с семьёй, «концлагерем в посёлке Урицком». Тогда в регионе мало кто слышал немецкое название этого лагеря — «Дулаг-142». Только в 2021 году Управление ФСБ России по Брянской области рассекретило архивы о зверствах в отношении узников одного из самых крупных нацистских лагерей в СССР: именно тогда широко заговорили о 40 тысячах замученных и 80 тысячах пленных в пересыльном лагере фашистов.

29 июня в России отмечается День партизан и подпольщиков. Мы решили узнать, какие тайны хранит архив, на примере партизанской истории нашего региона. На вопросы «Брянской ТЕМЫ» отвечают директор Государственного архива Брянской области Надежда Антошина и главный архивист филиала Госархива Брянской области — Центра документации новейшей истории Брянской области Анна Кошарная.

В год 80-летия освобождения региона от немецко-фашистских захватчиков Государственным архивом Брянской области начата работа по принятию одной из крупнейших в регионе частных фотоколлекций краеведа-исследователя Павла Марченкова. Коллекция включает в себя более полутора тысяч подлинных позитивов и негативов фотографий, снятых на территории Брянщины в период с октября 1941 года по сентябрь 1943 года. На них запечатлены виды оккупированного Брянска и других населённых пунктов; немецкие оккупационные учреждения и структуры; видимые последствия разрушительной деятельности и карательной политики оккупантов на территории региона.

Брянск, 2019 год. Работники «85-го ремонтного завода» обратились в прокуратуру с жалобой на то, что им не выплачивают заработную плату. По поручению прокурора Володарского района на предприятие выехали сотрудники с проверкой и обнаружили мемориал «Жертвам фашизма» — он не значился ни в одном реестре. О дальнейшем развитии событий мы уже писали в №5 (185) 2023 журнала «Брянская ТЕМА». Так начинается современная история пересыльного фашистского лагеря «Дулаг-142» — единственного в России сохранившегося комплекса немецкого концлагеря.

До начала Великой Отечественной войны в Брянске было 7 мостов через Десну. Даже названия их для современного слуха необычные — Байдачный, Живой... С некоторыми связаны легенды и удивительные истории. Например, на месте Чёрного моста в старину был Чёрный брод, по которому татары угоняли в беспросветное рабство людей. Подтверждения этой версии нет, но она говорит о том, какую важную роль в жизни людей играли деревянные инженерные сооружения. Из всех брянских мостов к осени 1943 года не уцелело ни одного. Краевед Павел Марченков среди немецких фотографий времён оккупации Брянска обнаружил последние кадры, на которых запечатлены довоенные мосты или то, что от них осталось — часть переправ были уничтожены советскими сапёрами при отступлении.

В марте 1988 года в Калуге состоялся первый Всесоюзный сбор представителей поисковых отрядов страны, и это стало точкой отсчёта для современного поискового движения России. А спустя год, в июле 1989-го, в Брянске была зарегистрирована областная военно-патриотическая организация. О том, как брянские поисковики уже 35 лет возвращают из небытия имена погибших красноармейцев и находят новые свидетельства злодеяний фашистов на Брянщине, рассказывает председатель регионального общественного движения военно-патриотических и поисковых организаций «Отечество», председатель БРОО «Поисковое движение России» Александр Соболев.

Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней и оставила горький след в судьбах поколений. Историками написаны многотомные труды, где ход и развитие военных действий прослеживаются с документальной точностью. Изучаются соотношения живой силы и направления основных ударов. Но важно помнить и о том, что во всех сражениях и битвах участвовали обыкновенные люди, у которых, помимо огромной любви к Родине и ненависти к врагу, были свои собственные переживания и заботы, радости и огорчения. Об этой стороне войны мы можем узнать только из воспоминаний фронтовиков и из их переписки военного времени.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 года «Об образовании Брянской области в составе РСФСР» Генеральным штабом
Красной Армии издана директива № орг/6/4830 от 12 июля 1944 года «О сформировании Брянского областного военного комиссариата».

14 октября 1941 года — скорбная дата начала работы Дулага 142 в Брянске. Согласно журналу боевых действий комендатуры 580-го армейского тылового района, именно в этот день дулаг принял первую партию заключённых в количестве 16 офицеров и 1149 солдат, положив начало своей трагической истории длиной почти в два года. Это время стало порой тяжёлых испытаний для советских военнопленных и мирных жителей, ставших жертвами преступной политики немецких оккупантов: лагерь искалечил и оборвал десятки тысяч жизней.
В январе были названы победители первого конкурса Фонда президентских грантов в 2025 году, в число которых с проектом «Герои Брянщины: поZыVной «Победа» вошла Брянская региональная общественная организация поискового объединения «Возрождение».

Тёплое июньское утро. Четыре подружки встали пораньше, чтобы в день рождения одной из них, Гали, поехать в детский дом, где все они выросли. Вещи были собраны, платья выглажены. Девочки шли по улице, когда вдруг по радио объявили: началась война! Таким было 17-летие Галины Акимовны Балихиной. Рассказ ветерана Великой Отечественной войны, почётного гражданина города Брянска по традиции публикуем от первого лица.

В годы Великой Отечественной войны 80% топлива для советских танков и авиации поставляли из Баку. Чтобы завладеть нефтяными месторождениями Кавказа, немецким командованием была разработана одна из самых известных операций времён Второй мировой войны — «Эдельвейс». Но даже после
её провала фашисты продолжали авиационные нападения на Бакинский нефтегазоносный район. В 1942-1943 годах враг предпринял 74 попытки вторжения воздушных сил в Баку, и все они были успешно пресечены советскими зенитчиками. Одним из тех, кто защищал наши нефтяные промыслы, был артиллерист Владимир Ильич Александров.

Февраль 1945 года. В Восточной Померании (сейчас это часть Польши у побережья Балтийского моря) скопилась большая группировка немецких войск. Командование вермахта планировало остановить дальнейшее продвижение Красной армии и не допустить её на территорию Германии. Бои велись жесточайшие. В них храбро сражался семнадцатилетний курсант Миша Заболотский, добровольцем попросившийся на фронт. Участник Великой Отечественной войны, ветеран ОВД, почётный гражданин города Брянска, Михаил Иванович рассказал свою историю.

Ночь. Грузовик-полуторка мчится по горному серпантину недалеко от Новороссийска. За рулём хрупкая 19-летняя девчонка, которая не боится ни фашистских бомбардировок, ни поломки автомобиля, ни даже того, что в кузове... больше тонны снарядов. Водить она научилась ещё в мирное время и ни разу не села за руль после окончания войны. О непростых сороковых рассказывает фронтовой шофёр — почётный гражданин города Брянска Палина Алексеевна Сергеева.

Битва на озере Балатон в Венгрии стала последней крупной оборонительной операцией Красной армии против нацистов. С каждой из сторон в бою участвовали свыше 400 тысяч солдат и офицеров. 9 дней в марте 1945-го длилось последнее наступление вермахта, которое закончилось победой советских войск. Цена этой победы — свыше 32 тысяч убитых и раненых советских воинов. Почётный гражданин города Брянска, легендарный сталевар Александр Александрович Мельников в этой битве был командиром орудия и сражался с врагом лицом к лицу. Рассказ ветерана по традиции публикуем от первого лица.

Война между СССР и Японией в 1945 году, ставшая последней крупной кампанией Второй мировой войны, длилась меньше месяца — с 9 августа по 2 сентября, но этот месяц стал ключевым в истории Дальнего Востока: страна фактически вернула территории, утраченные ранее, — Южный Сахалин и Курильские острова. На Восточный фронт в 1945-м попал Юрий Егорович Галичев, ветеран из Дубровского района, награждённый медалью «За победу над Японией». Вот его история.

Удивительная штука — время. Мы живём в эпоху мессенджеров и скоростного интернета, когда личная переписка между людьми постепенно обесценивается. Но ещё при наших современниках, а это, по историческим меркам, совсем недавно, письма имели совершенно другой вес. Драгоценные весточки от родных и близких ждали, берегли, перечитывали. Пожалуй, самые ценные письма — фронтовые: вестники надежды и горя, в одночасье менявшие судьбы людей. Кажется, в них заключено нечто большее, чем просто послание на бумаге. Иногда они способны открыть нам удивительно живые, правдивые факты из жизни ушедшего поколения. Эта история основана на вновь выявленной, ранее не опубликованной серии писем майора авиации — сещинского лётчика Евгения Александровича Ларионова.

Лесную деревеньку Бочары Дубровского района называли «партизанской столицей» — в годы оккупации в её окрестностях располагалась база 1-й Клетнянской партизанской бригады. Бригада считалась одной из самых боеспособных: за три года партизанами было уничтожено 125 немецких эшелонов, огромное количество техники и живой силы врага. Анастасия Григорьевна Мареина оказалась в лесном лагере в возрасте 14 лет, работала и прачкой, и портным. А уже в мирное время долгие годы была смотрителем музея, посвящённого деятельности легендарной бригады. Вот её история.

Своеобразную дань уважения родному краю выразила группа авторов в составе Никиты Андреевича Патова, Юрия Павловича Соловьёва и Ольги Валерьевны Мозгачёвой, создав книгу, посвящённую Брасовскому району.